Иван Атласов: «Бакалдын разнес искры и зажёг огонь эвенкийских костров во всех районах Якутии и за ее пределами…»
Ровно в этот день 31 год назад был проведен первый республиканский праздник Бакалдын. Мы предлагаем вашему вниманию архивный материал — интервью с Иваном Атласовым, лидером эвенков Якутии.
У нас в гостях почтенный аксакал эвенков Иван Атласов. Он стоял у истоков движения коренных малочисленных народов Якутии.
«Разбуди ночью, и я расскажу, как все начиналось!», – говорит Иван Михайлович.
Мы не стали дожидаться ночи и попросили эвенкийского старейшину рассказать об истоках эвенкийской ассоциации.
– 12 декабря 1989 года в Русском театре состоялся учредительный съезд Ассоциации малочисленных народностей Севера Якутии. Он был организован обкомом КПСС, основным докладчиком был уважаемый Семен Горохов.
А уже 15 декабря в актовом зале объединения Якутагропромстрой собрались в большинстве своем эвенки и постановили учредить Ассоциацию МНС г. Якутска, которая позже плавно трансформировалась в Ассоциацию эвенков г. Якутка.
Во время II Съезда МНС Якутии Гаврил Курилов – Улуро Адо высказал свое возмущение по поводу существования двух организаций, республиканской и городской. Вместо этого он предложил создание этнических ассоциаций, что и было решено голосованием, хотя и я, и Гаврил Чикачев выступили против «разбегания по национальным квартирам».
Таким образом, было решено создавать этнические ассоциации. Итак, в 1999 году в актовом зале ЯГСХА мы провели учредительный съезд Ассоциации эвенков РС(Я). Там и был избран наш президент Борис Николаев.
– Это было время надежд, время поднятия самосознания коренных народов, в том числе и эвенков. Как удалось сохранить искру эвенкийского характера во вроде уже горожанах, так или иначе оторванных от родной тайги?
– Уже с момента наших первых встреч в Агропромстрое, мы начали думать, как же не только сохранить эту эвенкийскую искру, но и разжечь из нее хороший огонь самосознания. Тогда одним из наших решений было создания вкладыша в паспорт с указанием национальности «эвенк».
В 1989 году на ипподроме города Якутска впервые был проведен городской Ысыах. Это же значимое событие! И вот как то после очередного собрания, я провожал Анну Николаевну Мырееву домой. Надо сказать, что наши собрания заканчивались поздно, нередко в 22, 23 часа. И эти собрания были очень многочисленны: актовый зал заполнялся весь, такой был голод до встреч с сородичами, такой интерес к своей культуре. Тем более собирались выходцы из разных районов Якутии, у всех какие то свои особенности, но все осознавали себя эвенками…
Так вот, провожая домой нашего духовного учителя, я спросил, было ли что-нибудь подобное якутскому Ысыаху у эвенков. Анна Николаевна дала утвердительный ответ и рассказала, что после долгой зимы эвенки собирались в одном месте и устраивали обмен товарами, заезжали в такие места и купцы с ярмарками. Старейшины родов подводили итоги зимы, кто родился, кто ушел в иной мир, из чума в чум ходили сваты, играли свадьбы. Исходя из всего этого, происходил дележ угодий и пастбищ. Все это могло длиться не одну неделю.
Тут же я загорелся этой идеей! Предложил ей организовать такой праздник у нас. «Хорошо, конечно, но где мы возьмем финансы на это мероприятие и кто этим займется, ведь это все придется воссоздавать с чистого листа?» – был ее ответ. В общем, сомнений было много.
И вот на очередном собрании актива городских эвенков я поднял этот вопрос. Как я уже говорил, мы собирались в актовом зале Якутагропромстроя, где я работал тогда. Это было могучее предприятие, по плану в год мы работали на 500 объектах, и 250 сдавали. У нас работало 22 тысячи человек, были свои цеха, базы в районах, проектный институт. В общем, тогда я был уверен, что мне под силу организовать наш праздник – сомнения собравшихся рассеялись.
Встал вопрос, как назвать наш возрожденный праздник? Анна Николаевна сказала, что такой праздник назывался Икэнипкэ. В след за ней сразу же выступила Галина Кэптукэ. Она сказала, что амурские эвенки также праздновали Икэнипкэ.
Хоть это было и традиционное название, мне и другим собравшимся оно как то не приглянулось. Мы узнали, что дословно название означает праздник песни и танцев, хороводы. А нам надо было что-то такое простое, но в то же время звучащее. Было предложено много названий. На мой взгляд, самым удачным было слово «встреча» – «бакалдын». Ведь это символично – встреча солнца после зимы, встреча лета, встреча друзей, встреча сородичей, встреча единомышленников, коими мы тогда были и сейчас являемся.
Мало придумать название праздника, надо найти место, и, что важнее, составить его программу. Программу праздника взяли на себя наши уважаемые ученые Анна Мыреева и Галина Кэптукэ – ведь собрание решило праздник сделать обрядовым. На наших ученых стояла задача восстановить основные обряды. Благо, они к тому времени имели солидный багаж материалов из поездок по всему эвенкийскому миру России, от самого запада до Сахалина.
А вот выбрать место для праздника представилось нам: Иллариону Наумову, Юрию Прокопьеву и мне. Илларион Васильевич тогда был главой общины и располагал целым БТР, правда, без башни. Вот на нем мы и выехали в окрестности реки Кэнкэмэ. Эти места я знал хорошо, так как являюсь охотником. У меня на примете было прекрасное место со скалами, поляной, вблизи реки. МЫ добрались до этого места. Красота! Но по пути от трассы нам пришлось преодолеть семь речек, впадающих в Кэнкэмэ. Стало быть надо строить семь мостов. Да и расстояние от трассы – 7 км. Место забраковали и я указал другое место. Едем. За рулем Илларион. Приезжаем на место, а он не хочет выходить из за руля. Говорит, странное место, с плохой энергетикой. Мы с Юрием вышли, огляделись. Тоже красиво! И тут мы увидели две метровые в обхват лиственницы. Причем нижние ветви одной из них загнуты вниз и входят в землю. Юрий Сидорович сразу заключил, это какое то обрядовое место… В общем, мы поехали дальше.
Так мы приехали в то место, где и проходил потом долгое время наш праздник. А первый состоялся 22 мая 1991 года.
– Да, это было большим событием для городских эвенков. На праздник выезжали студенты, палатки и чумы тянулись на большое расстояние…
– В тот год и последующие мы заказывали до 8 автобусов, больших ЛИАЗов и ЛАЗов. Студенты из разных учебных заведений и районов встречались друг с другом. Некоторые женились. К нам приезжали писатели, артисты, иностранцы… Молодежь знакомилась с обрядами. Многие осознали, вот они мы какие, эвенки, у нас свой праздник, свои традиции и обычаи, свои обряды, свой язык. Наш праздник не стал праздником, где есть спортсмены и болельщики, где есть артисты и зрители – все принимают участие, никто, от мала до велика, не остается в сторонке.
Сейчас уже сформировалась обрядовая группа, уже стали традиционными основные обряды, вы все их прекрасно знаете. И радует, что Бакалдын стали проводить по всей Якутии. В южных районах проводится традиционный Икэнипкэ, там традиции сохранились лучше всего. Но в других районах и даже за пределами Якутии теперь отмечают Бакалдын – праздник встречи. Наша эвенкийская искорка разлетелась огоньками по далеким селам…
– Да, действительно роль Бакалдына в деле поднятие самосознания трудно переоценить, именно с этого праздника многие начали осознавать себя как эвенки. Но ведь есть еще и другие праздники у городских эвенков. Расскажите о них.
– Сейчас кроме Бакалдына эвенки города Якутска празднуют Синилгэн – праздник Первого снега и фестиваль «Тала – Строганина года».
Идея Синилгэна полностью принадлежит Валентину Исакову. Когда создавалась обрядовая группа Анна Николаевна выбрала Валентина Гаврильевича ее руководителем, и вот уже который год на Бакалдын обряды именно на нем и участницах обрядовой группы: Ии Герес, Галины Керегяевой, Полине Семеновой, Вере Дуткиной и других желающих принять участие. Он провел много времени, общаясь с нашими учеными, старейшинами, читая научные материалы, архивы, чтоб узнать больше о традиционных обрядах. И обнаружил, что перед сезоном охоты эвенки проводили проводили обряды очищения, причащения к охотничьей удаче, причащения к родовому огню, освящали свои орудия лова и охоты. И после этого с легким сердцем и добрыми мыслями шли на охоту и кормили свою семью и свой род. Было решено провести и у нас в Якутске эти обряды, ведь многие берут в этот период отпуска и возвращаются в свою родную тайгу…
Так появился Синилгэн – праздник Первого снега. Мне кажется, этот праздник станет главным праздником для эвенков, чтущих свои охотничьи и рыболовные традиции.
– В прошлом году (2014) Синилгэн, кажется, нашел свое постоянное место, где он только не проводился.
– Да, в прошлом году праздник состоялся на территории родовой общины «Аркит», главой которой являюсь я. Это недалеко от места первого Бакалдына на речке Кэнкэмэ по Вилюйскому тракту. В прошлом году перед эвенками была поставлена задача убедить международных комиссаров разрешить в Якутии ногозахватывающие ловушки, к которым относятся и капканы. 23 октября 2013 на место проведения праздника приехало много гостей, среди которых 23 иностранца, члены правительств РФ и РС(Я), журналисты. Мы провели свой праздник, все остались довольны. Капканы разрешены!
– Это было очень интересное мероприятие, мы писали о нем в нашей газете. А что с фестивалем «Тала – Строганина века»?
– Первый фестиваль «Строганина века» был проведен Борисом Николаевым в 1999 году. С тех пор и проводится ежегодно. Правда, в последнее время другие организации начали проводить свои фестивали строганины. Но нельзя забывать, что первый фестиваль был проведен в 1999 Борисом Николаевым, президентом Ассоциации эвенков РС(Я).
– Из вашего рассказа может сложиться мнение, что ассоциация занимается исключительно праздниками…
– Это ошибочное мнение. И вот почему. За годы своего существования наша организация приняла участие во многих наболевших вопросах развития эвенков и народов республики. Мы принимаем участие в законотворчестве, с нами советуются по вопросам экологии и развития промышленности. Даже создание газеты «Илкэн» было решением I Съезда Ассоциации эвенков РС(Я) в 1999 году. Мы также приняли участие в создании студии «Геван».
В свое время при поддержке Евгении Михайловой в городе Якутске открылся эвенкийский детский сад «Чипичакан», эвенкийский класс во второй школе, отделение эвенкийского языка в ЯПУ.
– Ассоциация эвенков Якутии заявила о себе, как неотъемлемый участник процессов развития коренных народов России. Спасибо за беседу, Иван Михайлович. Вы являетесь примером для молодежи. В преддверии очередного съезда мы, молодое поколение эвенков, хотим заверить, что опыт наших аксакалов, ваш личный опыт очень ценен для нас, и мы продолжим ваши начинания.
– Именно это от вас и требуется – вы в ответе за будущее народа!
Беседовал Андрей ИСАКОВ