50-летний юбилей отметил Бэгин эвенков Якутии Александр Варламов

50-летний юбилей отметил Бэгин эвенков Якутии Александр Варламов

9 июня свой юбилей отметил Бэгин эвенков Якутии Александр Варламов, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Пользуясь случаем, мы задали несколько вопросов юбиляру, надеемся, ответы на них будут интересны читателям.

 

 

–  Верно ли на ваш взгляд понятие «этническое предпринимательство». Какую нишу могут и должны занять КМНС, и эвенки в том числе?
– Понятие «этническое предпринимательство» существует, этот термин в науке обычно используется в отношении этнических сообществ мигрантов, адаптация которых в чужой среде нередко происходит на основе внутренних этнических связей, в т.ч. в экономической сфере. Поэтому в отношении коренных народов Сибири, являющихся исконными хозяевами своих территорий, термин не совсем подходит. На мой взгляд, более уместно использовать понятия «адаптация традиционной хозяйственной деятельности к современным условиям», «экономическое развитие на основе культурных традиций». 
Понятие «экономическая ниша» в данном случае несколько узковато, т.к. для рассмотрения возможностей экономического развития этносов лучше использовать термин «направления и потенциал экономического развития». Так вот, направления и потенциал развития коренных этносов Сибири в целом, и эвенков в частности, должны основываться на принципе сочетания традиций и новаций, применимом для ближайшего будущего этнической культуры вообще. Поясним, почему это так важно: с одной стороны, если утерять в развитии базис традиций, то с точки зрения этнической культуры это будет регресс, ведущий к исчезновению этноса, с другой стороны, если не пытаться использовать новации (инновации), то многие культурные элементы, в т.ч. традиции хозяйства, могут оказаться не жизнеспособными в новых условиях.
Теперь непосредственно о перспективных направлениях экономического развития – рассмотрим на примере эвенков. Исторически экономика эвенков основывалась на охотничьем промысле (большая часть), оленеводстве (значительная часть) и скотоводстве (эвенки Забайкалья и Приамурья). До Средневековья, в условиях малой численности населения в Сибири, названные отрасли в виде натурального хозяйства позволяли эвенкам жить вполне благополучно. Заселение территорий Сибири, масштабное промышленное освоение и мн. др., что называется антропогенным воздействием – все это привело к экологическому кризису и поставило на грань исчезновения весь этнос. Может показаться, что в этих сложнейших условиях перспектив у эвенков просто не существует. Однако, это не совсем так. Возможности для развития традиционной экономической деятельности эвенков в эпоху глобализации все же имеются. К примеру, существует исторически сложившийся международный рынок меха, значительную часть которого составляет соболь. Не менее половины сырья для этого рынка добывается руками эвенков. С XVII в. и до настоящего времени позиция эвенков в структуре этого рынка не изменилась – наши сородичи просто добывают мех, поэтому получают за свой труд крайне низкий уровень экономического вознаграждения. Чтобы экономика каждой эвенкийской семьи охотников достигла благополучного уровня, необходимо изменить ситуацию – самостоятельно продавать сырье или готовую продукцию конечному покупателю. Достичь этого не просто, но все же возможно.
В эвенкийском оленеводстве, прежде всего, важно, найти и реализовать возможности использования ресурсов живого оленя. В каждом издании об оленеводстве говорится, что оленеводческие этносы могли использовать от оленя абсолютно все. Теоретически современным эвенкам ничто не мешает выйти на международный рынок с уникальной фармацевтической или косметологической продукцией из оленьего молока, крови, сброшенных рогов. Можно создать и успешно продавать самую теплую и модную одежду с использованием шерсти оленя… Примеров можно привести множество, все они имеют потенциал развития, но для их реализации нужно самое главное – система знаний. Мы не сможем стать полноправными участниками рынка соболя, если у нас не будет технологов по обработке меха, оценщиков высокой квалификации и предпринимателей, способных на равных вести диалог на международном уровне. Идеи об уникальной продукции из ресурсов живого оленя так и останутся в мечтах, если не будут использоваться научные знания и исследования по фармакологии, косметологии и пр. Известно, что в основе любого развития располагается система знаний – если этнос сумеет выработать такую систему, то в его истории не возникнет вопроса о выживании. Без системы знаний ягода, собранная руками трудолюбивых эвенкийских женщин и детей, так и будет продаваться вдоль федеральных трасс или перекупщикам «из города», а не будет приносить стабильный и немалый доход как экспортная отрасль. Для справки – во многих странах очень любят дикую голубику, и стоит она там весьма недешево, но среди поставщиков-экспортеров дикоросов нет ни одной эвенкийской фамилии, как нет и в других отраслях международной экономики. Среди настоящих эвенков совершенно нет богатых людей, от слова «совсем». Мы, эвенки, ничем не отличаемся от других людей по умственному потенциалу, но у нас нет системы знаний. Наши дети сами пытаются сделать выбор своего будущего и не всегда выбирают верно. В этом случае необходима система знаний этноса в целом – коллективный разум народа.
 

– Можете рассказать о своем опыте туркомплекса «Бакалдын»? Он опередил время или какие причины закрытия комплекса?

– Время, связанное с «Бакалдыном» я вспоминаю с большой теплотой и определенной степени грусти – это был период, когда мы могли ощущать себя эвенками, людьми верхом на олене. Действительно, этот проект несколько опередил время, т.к. за время работы в туризме мы научились работать на международном рынке и могли продавать недельный тур на оленьих упряжках по тайге за $1,5 тыс. Правда, мы, как эвенки, обладая собственным этническим менталитетом, не особенно гнались за деньгами, нам нравилось жить в тайге с оленями, кочевать, ощущая себя свободными людьми.
Закрытие произошло по нескольким причинам: во-первых, пожары в начале 2000-х гг. практически уничтожили кормовую базу на нашей территории и содержать оленей там было уже сложно. Во-вторых, наступил новый этап жизненного цикла, связанный с наукой.
 
– Возможно ли возрождение родных языков? Что для этого надо, какие проекты есть в разработке?
– Вопрос, который звучит на протяжении десятилетий. Ответ на него, в большей степени, связан с понятием этническое самосознание – это то, что никто никогда не сможет у человека отнять. Если человек, эвенк ощущает себя эвенком, то ничто не мешает ему выучить свой родной язык. Это не так сложно, ведь многие из нас овладевают английским и др. языками в ходе профессионального обучения. Структура нашего языка мало отличается, например от якутского, на котором говорят тысячи эвенков – та же система агглютинации на основе аффиксов при построении слов. Одним словом, выучить язык можно, тем более, что сейчас каждому доступны современные способы освоения родной речью. Если говорить глобально о  массовом восстановлении родного языка, то необходимо решить ряд основных задач в виде следующих действий: 
1. Обеспечить работу языковых гнезд в детских садах, т.к. возраст до 6-7 лет – самый продуктивный для овладения языковыми знаниями.
2. Нужно обеспечить качественное обучение педагогов родного языка, чтобы они выпускались как педагоги и полноценные носители родного языка. Это достигается двумя способами – обучением студентов уже являющихся носителями языка, либо совершенно новым уровнем образования педагогов, когда овладению родной речью будет уделяться приоритетное внимание. При правильной системе профессиональной подготовки за 4-5 лет можно абсолютно любого человека сделать носителем языка.
3. Нужно увеличить количество часов обучения и что, не менее важно – создать в семье, школе, наслеге, регионе – благоприятное общественное мнение о необходимости владения родным языком.
Этот перечень можно и продолжить, но на это следует выделить отдельную тему для разговора.

–    Как не пропасть коренным народам в эпоху глобализации?
– Для ответа на этот вопрос вновь вернемся к понятию о системе знаний, коллективном разуме этноса. Всем известно, что многие страны успешно развиваются исключительно за счет подобной системы знаний и интеллектуального потенциала. К примеру, Южная Корея практически не имеет ресурсов и основой развития страны является реализация интеллектуального потенциала, направленного на создание и воплощение современных технологий. Капитализация (оценка стоимости) одной только компании Samsung превышает доходы целых сырьевых отраслей. Социальная сеть Facebook или онлайн-магазин Amazon приносят прибыли во многие сотни раз больше, чем, к примеру, ГАЗПРОМ. Поэтому, следует исходить, из того, что от глобализации в тайге и тундре не спрятаться, лучшим выходом из ситуации является шаг навстречу этой самой глобализации и использование ее возможностей. Да, это так, ведь кризис всегда порождает и возможности. Для народов Сибири главным угрожающим фактором является экологическая проблема. Отсюда следует потенциальное решение – участвовать в его разрешении, тем более, что решение экологической проблемы становится новым экономическим трендом – в ближайшем обозримом будущем самыми успешными территориями и странами будут те, кто сумеет решить экологическую проблему. Ресурс будущего – это чистая вода, а вовсе не нефть, газ и золото. Коренным народам нужно направить усилия, чтобы участвовать в экономической деятельности на основе возобновляемых ресурсов, а также в любых направлениях, прямо или косвенно способствующих улучшению экологического благополучия: переработка мусора, альтернативная энергетика, новые информационные технологии и мн. мн. др. Останутся (станут) территории аборигенов Сибири экологически благополучными – останется живой этническая культура, сохранятся устойчивые перспективы для жизни новых поколений этносов.
– Какие основные проблемные вопросы мешают нашему развитию?
– Мне думается, мы обсудили их в процессе нашего разговора. Главное знать одно – все эти проблемы решаются при способности выработки коллективного разума этноса, основанного на культурных этнических традициях и подкрепленного современной системой знаний. Исторический путь этноса – это всегда борьба за место под солнцем и если сосредотачиваться на следствиях в виде проблем, не замечая причин их вызывающих, то развитие просто невозможно. Если этнос сам не пожелает исчезнуть, то ничто ему не помешает пройти любой сложный период истории. 

 

 


 
– 30-летие Бакалдына — как веха в истории эвенков Якутии…
– Спасибо, что обратили внимание на эту знаменательную дату. Действительно, 30 лет Бакалдына – это целая эпоха, короткая в историческом измерении, но весьма важная в историческом развитии. За 30 лет пройден путь от коллективного желания людей, эвенков вернуть свои бесценные этнические традиции, то, что было во многом утрачено под колоссальным отрицательным давлением внешней среды. То, как построена система сохранения культурных знаний нашего этноса просто поражает. Благодаря мудрости наших мужественных и человечных предков, эти знания дошли и до нас – эвенков XXI века. Многие из этих знаний вернулись в жизнь с праздниками Бакалдын, Икэнипкэ, Мучун, Больдер… Бакалдын для эвенков Якутии – это как возвращение домой из далекого и трудного путешествия в чужом мире. 
Эвенки – народ с древнейшей историей, многократно оказывавшийся в сложнейших условиях, но всегда умевший находить возможности для развития этноса в новом времени. Уверен, что и глобализация XXI века – это далеко не последний этап истории эвенков.
 – Спасибо за столь развернутые и интересные ответы. Мы поздравляем вас с юбилеем и желаем дальнейших успехов в научной и творческой деятельности! Хочется вернуться к доброй традиции публиковать ваши новые произведения на страницах нашей газеты.

 

Аят САТАРОВ

Фото: 

1. Президент Ассоциации эвенков г. Якутска Иван Михайлович Атласов вручает благодарственное письмо директору КЭК «Бакалдын» Александру Варламову.  
2.  Идейные вдохновители праздника Бакалдын Галина Ивановна Варламова – Кэптукэ и Анна Николаевна Мыреева рассказывают подрастающему поколению о традициях эвенков.

Фотографии 90-х годов из архива «Илкэн»

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ