Тяня и Нордголд как зеркало отношений коренных и недропользователей

Тяня и Нордголд как зеркало отношений коренных и недропользователей

1 июля 2021 года состоялась встреча представителей компании “Нордголд” с жителями Тянского национального эвенкийского наслега, на территории которого больше десяти лет ведут деятельность по добыче золота дочерние предприятия этого крупнейшего недропользователя.

Надо отметить следующее.

  1. Согласно Википедии, Nordgold – международная золотодобывающая компания с активами в России, Казахстане, Буркина-Фасо, Французской Гвиане и Канаде. Основатель – компания «Северсталь», которая «остается мировым лидером отрасли по эффективности, демонстрируя высочайший в мире показатель рентабельности среди сталелитейных компаний, генерируя позитивный свободный денежный поток на протяжении цикла и достигая объявленных целей» (https://www.severstal.com/rus/about/).
  2. По информации Союза золотопромышленников Республики Саха (Якутия) по итогам 2020 года предприятия Нордголд (это ООО «Нерюнгри-Металлик» и ООО «Таборный») извлекли 10, 935 тонн в Олекминском районе. Это является абсолютным рекордом среди компаний в Якутии и превышает объемы недропользователей Оймяконского и Усть-Майского районов вместе взятых и пока немного уступает объемам всего Алданского района, на землях которого работают такие крупные золотопромышленные компании как Полюс Алдан, Селигдар, Высочайший и другие.

Вот такой гигант недропользователь (далее – компания) ведет свою деятельность на территориях исконного проживания эвенков, на девственно чистых нетронутых лесах, питающихся с рек, одни названия которых олицетворяют красоту и чистоту – Тяня, Токко, Чара, Олекма. При этом компания долгое время игнорировала население, живущее на этих землях традиционными промыслами аборигенов – охотой, рыбалкой, оленеводством, не интересовалась их жизнью, бытом, традициями… Если бы не тот нашумевший случай (при котором были выявлены нарушения компанией действующего федерального законодательства – Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов), когда оленевод весной 2021 года случайно обнаружил перекрытие реки Токко, заснял это на видео и, соответственно, поднявшаяся шумиха в различных средствах массовой информации, социальных сетях Интернет, то, возможно и не состоялась бы эта встреча с населением села Тяня, в которой мы приняли участие.

Село Тяня является одним из самых отдаленных поселений Олекминского района, это настоящий «медвежий уголок», куда так просто не добраться ни зимой, ни летом. Зимой возможно только по зимнику, который из-за удаленности небольшого села и малой проходимости транспорта является не самым лучшим и обкатанным. Летом – только по водным артериям, пересекая пять рек, а весной и осенью село полностью отрезано от всего остального мира. Тем не менее, Тяня живет довольно-таки самодостаточно, строятся новые дома, вовсю работает пилорама, жители очень неравнодушны и желают процветания своей малой родины.

Время проведения встречи до утра назначенного дня оставалось неизвестным – всё зависело от вертолёта, на котором должны были прилететь представители компании. Точное время было объявлено утром примерно за час, но несмотря на это, в спортивном зале Тянской школы, носящей имя прославленного снайпера Великой Отечественной войны И.Н. Кульбертинова, собралось очень много человек. Были пожилые и молодежь, оленеводы и учителя, женщины и мужчины – неравнодушные, простые жители, озабоченные вопросами экологии, сохранения чистой природы, долгие годы, ждавшие такой встречи. На встрече были эмоциональные резкие высказывания, обвинения в адрес недропользователей, но были и очень конструктивные, аргументированные выступления, вопросы, которые, думаю, действительно озадачили представителей компании и возможно заложили какие-нибудь положительные помыслы в их дальнейшей работе. Очень хочется реальных мероприятий после этой встречи.

Но сейчас не об этом.

На самом деле это не говорит о том, что люди, прилетевшие на вертолете жестокие, алчные, недостойные, готовые топтать природу, получать выгоду любой ценой… Эта ситуация показывает в целом отношение крупного капитала и государства, и как следствие, отношение недропользователей к людям, испокон веков живущим на тех местах, куда они пришли временно работать, получив лицензию.

Государство своими законами, другими нормативными актами, регулирующими деятельность недропользователей, действиями чиновников, разрешающих вести эту деятельность, отвечающих за ведение надзора за деятельностью компаний, создаёт для них такие условия, при которых они просто: 1) участвуют в аукционах; 2) вносят за это определенную сумму денег; 3) получают лицензию; 4) начинают разрабатывать земельные участки. При этом они освобождены от обязательств согласования своей деятельности с муниципальными образованиями, на территориях которых планируется деятельность, ознакомления населения со своими проектами, освещения своей деятельности и отчета на сходах населения в местах, где реализуются эти проекты. Такого требования ни в одном законе Российской Федерации нет. Эти действия происходят по доброй воле уважающих себя предприятий, несущих ответственность перед обществом, перед людьми, которые живут и будут еще сотни лет жить на исконных землях своих предков после окончания деятельности компании на этих землях. При этом, даже если будут выявлены нарушения природоохранного законодательства со стороны компаний, то действующие суммы штрафов просто мизерны и, действительно, наводят на мысль: зачем компаниям тратиться на дорогостоящие мероприятия на ведение экологически чистого производства, когда можно «отделаться» штрафами 100-200 тысяч рублей и продолжать свою деятельность.

Например: КоАП РФ Статья 8.14. Нарушение правил водопользования

  1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; … на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  1. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.

Именно поэтому во время встречи, ответ представителей компании на вопрос: «Понесла ли компания ответственность за перекрытие реки?» вызвал невольный смех участников встречи.

Получается, что мы – население, коренные жители просто принимаем как данность деятельность компаний на своих землях и можем только просить их обратить на нас внимание и поучаствовать в развитии наших территорий. Но добиться своевременного обращения внимания сложно, так как на местах находятся наёмные работники, осведомленные только о своей работе и не владеющие полной информацией о деятельности компании, о самом проекте, в рамках которого они привлекаются сезонно и зачастую руководство компаний, их офисы находятся далеко за пределами республики. Уходят годы на то, чтобы до руководства компании дошла информация о недовольстве местного населения их деятельностью на местах и о желании вести переговоры, получения возмещения за наносимый ущерб.

Так не должно быть и мы должны ставить эти вопросы на федеральном уровне. Для этого должны быть депутаты, способные понять эту проблему, желающие реально помочь в решении этих вопросов, имеющие способность объединить вокруг этой проблемы депутатов других регионов с проживанием малочисленных народов, также имеющих недропользователей. И им в помощь должны быть крупные компании, берущие на себя ответственность за будущее территорий их сегодняшней деятельности. Вопросов много, например, касательно муниципалитетов – внесение изменений в Федеральный закон «О недрах» в части дополнения статьи 12 «Содержание лицензии на пользование недрами» нормами о необходимости заключения соглашения об участии в социально-экономическом развитии муниципального образования, на территории которого ведется деятельность компании; внесение изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части дополнения статьи 17 полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов.

Это не вопросы одного месяца или года. Поэтому нужно учить нашу молодежь начиная с участия в депутатском корпусе родного наслега расти именно в этом направлении, научиться понимать свою роль в сохранении своего этноса и развиваться как активный общественник. И в будущем решать государственные задачи на благо своих народов.

В конце хочу процитировать слова сказанные Ковригиным Анатолием Алексеевичем (ООО «Газпромгеологоразведка») в марте 2018 г. на встрече с общественностью: «Никакая компания не может считать себя цивилизованной, если она не участвует в сохранении народов, живущих на землях деятельности компании».

Но при этом этот народ должен быть активным, неравнодушным. Только тогда мы сможем повернуть их лицом к себе.

 

Любовь Христофорова,

первый вице-президент АКМНС РС(Я)

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ