Община КМНС и статус сельхозпроизводителя

Община КМНС и статус сельхозпроизводителя

Одной из рекомендаций Федеральному Собранию прошедшей в г. Красноярск 25-26 марта научно-практической конференции по традиционному природопользованию  было отнесение общин КМНС к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Это предложение в числе других было также включено в резолюцию IX Съезда Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

 

Теперь, пишут краевые СМИ, губернатор Красноярского края Александр Усс принял на рассмотрение инициативу северян. В сети Whatsapp появились комментарии с опасениями представителей общин, что в таком случае усилится налоговое давление на хозяйства, а в региональные ведомства сельского хозяйства необходимо будет сдавать множество отчетов по нормативам сельхозпроизводителей, что застопорит деятельность многих общин. К тому же общины очень разные, есть тундровые оленеводческие хозяйства, которые, как и таежные собиратели кедровых орехов, например, вполне смогут быть товаропроизводителем, а вот другим будет нелегко соответствовать критериям сельхозпроизводителя. Как, в таком случае будет происходить «ранжировка» общин КМНС и каков будет новый механизм оценки и государственной поддержки таких общин – сельхозпроизводителей?

С таким вопросом мы обратились к одному из инициаторов рекомендаций изменения федерального законодательства президенту Красноярской краевой Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, председателю Союза содействия развитию эвенков Севера, Сибири и Дальнего Востока Артуру Гаюльскому.

 

Артур Иванович отметил, что, как на конференции в Красноярске, так и на съезде в Салехарде, эксперты и практики обсуждали меры государственной поддержки общин КМНС со всех сторон. Община, являясь по закону лишь общественной организацией, чья деятельность носит чисто некоммерческий характер, по сути не может претендовать при ведении традиционных видов хозяйствования КМНС на ту государственную поддержку, что оказывается классическим сельхозтоваропроизводителям. Тем же фермерам, например. В частности, им доступно кредитование по линии минсельхоза и лизинг техники. Не в последнюю очередь это связано с различными условиями налогообложения.

 

Фото: 10 сентября 2021 года в г. Москва состоялось Расширенное заседание рабочей группы Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития. В заседании, под председательством Александра Акимова, заместителя председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, участвовали Григорий Ледков, Анна Отке и другие сенаторы России, представители Федерального агентства по делам национальностей, Росрыболовства России, Минсельхоза России, Минприроды России, ученые,  а также члены Координационного Совета общероссийской ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 

 

«В целях устранения этого несоответствия и получения равного доступа к мерам государственной поддержки, необходимо отнесение общин к сельскохозяйственным товаропроизводителям, отнесения продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных народов (включая продукцию охоты) к продукции сельского хозяйства, однозначного определения процессов производства и заготовки продукции традиционной хозяйственной деятельности (в т.ч. охоты и других видов) как процесса сельскохозяйственного производства.» (Из письма президента АКМНССиДВ РФ Г.П. Ледкова исполняющей обязанности директора департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Н.С. Дурыгиной.)

 

Фото: На заседании  рабочей группы были обсуждены актуальные вопросы развития традиционного природопользования, практика и проблемы экономической деятельности в этой сфере, предложения по развитию, в т.ч. обсужден и одобрен законопроект предусматривающий право общин КМНС относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, субьектам малого и среднего предпринимательства и получить доступ к мерам поддержки аналогичным в этих сферах. Также, был рассмотрен законопроект о внесении изменений в закон об охоте, подготовленный ФАДН России с участием представителей КМНС, предусматривающий совершенствование норм о традиционной охоте. Были обсуждены острые вопросы в сфере традиционного рыболовства, оленеводства, заслушаны итоги этнологической экспертизы в связи с техногенным происшествием на Таймыре.

 

«В регионах есть примеры, когда часть общин перерегистрировались в качестве сельхозкооперативов и при соблюдении определенных критериев претендуют на государственную поддержку в качестве сельхозпроизводителей. Мы бы хотели, чтоб это было отражено и на федеральном уровне. Наше предложение, поддержанное руководством Всероссийской Ассоциации и лично ее Президентом Григорием Ледковым, направлено на то, чтобы общины смогли полноценно участвовать во всех федеральных и региональных программах развития агропромышленного комплекса, наравне с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями», — продолжает Артур Гаюльский. «Для этого надо внести изменения в два федеральных закона — «О развитии сельского хозяйства» и «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Понятны опасения представителей общин о возможных проблемах с отчетами или трудности соответствия критериям сельхозпроизводителей, перечисленным в законе «О развитии сельского хозяйства». Однако этот же закон делает исключения для ряда сельхозпроизводителей, коими являются граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства и сельхозкооперативы. Таким образом, мы добиваемся получения такого же статуса и для общин. Тогда община сама будет вправе выбирать, нужен ли он ей, оставаться ли просто некоммерческой организацией или, ведя, традиционный образ жизни, являться сельхозпроизводителем и претендовать на полноту государственной поддержки», — пояснил Артур Гаюльский.

 

 

«Община получит статус субъекта АПК, и при выполнении определенных условий, сможет получать государственную поддержку в той мере, как ее получают другие сельскохозяйственные товаропроизводители. Также община может стать субъектом предпринимательской деятельности. Гражданский кодекс предусматривает, что община – некоммерческое предприятие и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей. Эта фраза говорит, что есть определенное ограничение, но также и о том, что возможность получать прибыль все-таки есть . Не в качестве основной цели, но в качестве механизма расширенного воспроизводства деятельности – зарабатывания денег на то, чтобы прибыль была распределена не между участниками в качестве дивидендов, это запрещено законом, а – на инвестиции своего развития: в основные средства, в заработную плату привлеченных работников, оплату каких-то других специфических затрат. Статус сельхозпроизводителя подразумевает переход на иную систему налогообложения. Упрощенная система, на которой в данный момент находятся общины, при своих плюсах имеет и обратную сторону. В «упрощенке» очень укороченный список затрат, которые могут быть исключены из налогооблагаемой базы. А вот по системе единого сельхозналога там специфический широкий перечень затрат более близкий общинам, так что при получении статуса сельхозпроизводителя выгодно перейти именно на эту систему налогообложения. Конечно, общины будут вправе выбирать, нужен ли им статус сельхозпроизводителя или нет. Достаточно будет общин, которых нынешнее положение дел устраивает для своего самообеспечения, личных нужд. Мы же предлагаем изменить ситуацию, чтоб можно было зарабатывать дополнительный капитал, который можно вложить в свое развитие, обеспечить расширенное воспроизводство.», —  дополняет слова президента краевой Ассоциации Виктор Биланин, юрист, руководитель исполкома Ассоциации КМНС Красноярского края.

 

 

Мы обратились за комментариями по этому вопросу к Уполномоченному по правам КМНС в РС(Я) Константин Роббеку:

 

 

«Артур Гаюльский, как инициатор, возглавляет от имени Всероссийской Ассоциации коренных народов Севера Межведомственную рабочую группу по вопросам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Несмотря на множество вопросов, связанных с отчетностью и переходом на другую систему налогообложения, новый статус для общины КМНС несомненно имеет ряд положительных моментов. Основная идея в том, что, оставаясь некоммерческой организацией со всеми вытекающими из этого плюсами, община будет получать на свое развитие государственную поддержку в статусе сельхозпроизводителя. Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» кроме прочих наделяет таким статусом и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и фермерские хозяйства. Чем хуже них наши общинники? В данное время община по своей сути все равно производит сельхоз продукцию, заготавливает сырье, перерабатывает его и реализует для достижения уставных целей, но не является сельхоз товаропроизводителем. Предлагается внести изменение к данному закону, чтоб дополнить список производителей сельхозпродукции общинами коренных народов Севера и, тем самым, дать возможность общинам получать государственную поддержку в должном объеме.»

 

И первому вице-президенту Ассоциации КМНС РС(Я) Любови Христофоровой:

 

 

«На самом деле, предложение о наделении общин коренных малочисленных народов статусом для нас является не новым. Об этом на разных уровнях представители Якутии говорят уже лет десять. Другое дело – благодаря усилиям Артура Гаюльского, губернатор Красноярского края поддержал эту идею и вынес на обсуждение федеральных органов власти. Даже вернее, не только вопрос о статусе сельхозтоваропроизводителя, но в целом проблемы сохранения оленеводства, как вида традиционной экономической деятельности коренных народов.
Надо отдать должное председателю Союза содействия развитию эвенков Севера, Сибири и Дальнего Востока А.И. Гаюльскому, он уже два года упорно двигает тему о том, что оленеводство – это не просто образ жизни малочисленных народов, но, во-первых, это вид экономической деятельности в сельском хозяйстве и имеет такое же право, как и содержание крупного рогатого скота, на получение государственной поддержки по линии как обычный сельхозтоваропроизводитель. Ведь мы знаем, что по госпрограмме поддержки сельского хозяйства, ИП могут получать субсидии свыше 5 миллионов рублей на развитие своего хозяйства. И это может быть ИП совсем с небольшим стажем существования; тогда как наши общины в оленеводстве, как формы хозяйствования, действуют не один десяток лет.
Лично я убеждена, что получение статуса сельхозтоваропроизводителя для наших общин будет только положительным решением. На сегодня в Российской Федерации община коренных малочисленных народов – полноценное юридическое лицо, имеющие все признаки субъекта гражданско-правовых, хозяйственных, экономических отношений, со всеми вытекающими последствиями отчетности в различные государственные инстанции, но созданное по национальному признаку и потому признаваемое как нечто социальное явление, которое всегда в чем-то нуждается. Но община сама многое может дать, если будет получать господдержку на своё развитие как субъект АПК. Это и обеспечение работой своих членов, возможность получения ими доходности, это и организация своего производства и многое другое. Ведь не секрет, что некоторые члены наших общин создают параллельно сельскохозяйственные кооперативы, ведут двойную отчетность государству, чтобы иметь возможность получать поддержку своего производства. То есть они вынужденно имеют два юрлица, хотя их задача – ведение оленеводства, обеспечение работой своих членов, создание продукции оленеводства. Всё то же самое, что и для общины, и для схпк. А может быть всё в одном лице!»

 

Андрей Исаков

Фотографии предоставлены Виктором Биланиным, автора и из свободных источников

 

PS: Вчера, 15 сентября 2021 года состоялось очередное заседание вневедомственной рабочей группы. Мы следим за ситуацией и будем своевременно информировать вас, дорогие читатели.

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ