Выставка «Шаманизм у тунгусских народов»

Выставка «Шаманизм у тунгусских народов»

Тунгусы всегда жили в гармонии с природой. Человек не покоряет природу, а сотрудничает с ней и высшие силы природы слышат человека и тогда ему открывается тонкий мир. Эвенки уважительно относится к природе. Шаман-это был непростой человек, на него возложена особая миссия помогать сородичам: он лечит людей  и проводит обряды. У тунгусов весь жизненный уклад тесно связан с охотой и оленеводством. Шаманы помогают проводить обряды на удачу в охоте. Магический обряд  добывания  удачи «Синкэлэвун» был характерен для всех эвенков. Магическое забивание изображение парнокопытного животного. У эвенков Тимптонского и Сунтарского районов в этом обряде принимал шаман. Охотник целился в изображение из прутьев луком и если стрела попадала, то удача будет, а если нет, то значит удачи не видать. Также шаманы участвовали в защите людей, создавали обереги. Например таким оберегом являлась куколка «Сэбэкичан» из дерева с бусинками глазками в эвенкийской одежде. В ней жил грозный шаманский дух, она приносила удачу, но если.. только человек кормил её кровью ежедневно, а если нет, то тогда ждало несчастье. Но если дух не давал охоту, то его пороли.  Тунгусы верили что существует три души у человека, но только у шамана существует особая четвёртая душа. Коврик кумалан служил порталом в Нижний Мир и на нем сидел шаман во время камлания.  

 

 

На выставке были представлены реконструкции шаманских костюмов: шаманский эвенский костюм Прокопия Егоровича Слепцова-Ойуун Борокуоппай- первого мелодиста и деятеля культуры Абыйского улуса. Он был очень талантливый человек, а его мама имела корни якутские, юкагирские, эвенские и эвенкийские и играла прекрасно на хомусе. В молодости он был помощником кутуруксутом великого шамана Константина Чиркова. Он занимался художественной самодеятельностью в родном крае и для постановок создал шаманский костюм, подарив музею в 1989 году. Покрой костюма выполнен в эвенской традиции. Головной убор традиционной формы прикрывает глаза и лицо. Бахрома помогает видеть тонкий мир. Хвостики на камзоле символизируют красный цвет- жизнь, чёрный-земля, а белый небо. Полоски беличьего меха-обязательный компонент хвостика.  Сделанные из подручных доступных материалов подвески солнца отмечают небеса шаманской вселенной. Произошло мистическое событие в 2011 году хранители фонда услышали в закрытом помещении тихие звуки чирикающих птиц. Они очень сильно удивились когда обнаружили что чириканье  шло от кофра с этим костюмом. Позже узнали что как наследник великого шамана Константина Ивановича Чиркова, он имел духов помощников птиц. Птицы играют важную роль в шаманской мистике и в ее атрибутике на костюмах: гагара, гусь, кулик и другие птицы. Прокопий Егорович рассказал о том, что создал ударный инструмент «Арыктаах кюпсюр» специально для камланий на весеннее равноденствие чтобы привлечь побольше перелётных птиц. На нем он даже птиц изобразил. 
 
Второй костюм представлен амурским шаманом Дункай Николай Семёнович (31.12.1930-14.10.2004). Он — лауреат премии им. В.К. Арсеньева, автор литературных работ, отражающих особый мир удэгейцев и нанайцев. Костюм был представлен как сценический, но все же использовался по назначению. Этот костюм сделан из медицинского халата. На нем можно разглядеть вышитые узоры-символы. Земля проходит линией по подолу. Поверх неё духи земли в виде змей. Духи жизни на земле-ящерицы. Небесные змеи на плечах. Мир жизни отмечен красным поясом с орнаментом горы и фигурами двух шаманов с бубнами- это предки шамана. На плечах красные лоскуты отмечают жизнь небесную. Спинная часть повторяет переднюю, но место духов предков там черепаха, как символ земли. 
 
Великий Тунгусский Шаман Савей, в миру Семен Степанович Васильев (1938-2013) представитель древнего эвенкийского рода Ингилас, потомственный шаман из династии тунгусских шаманов, генетический носитель шаманского дара, посвящённый 12 небесами, один из самых сильных шаманов мира. Всю свою жизнь Савей провёл в тайге с оленями. В 1973 г На совете старейшин рода было принято решение, что нужно принять Савею шаманство. С этого года начинает заниматься лечением больных. Основные болезни, которые он лечил: заболевания печени, почек, сердца, эпилепсия, различные патологии. Савей был одним из шаманов, который практиковал все имеющиеся обрядовые виды и методы шаманского лечения. Приезжая в г. Якутск, он общался с широкой публикой и с учёными-исследователями. Одна из таких встреч с учёными происходила в нашем музее. После камлания он отрезал от своего шаманского плаща жгут-хвост и подарил его нам на память о себе. «Когда станет тяжело, потрогайте этот хвостик, и я приду на помощь», — напутствовал он. 
 
Матрёна Петровна  Кульбертинова одна из самых известных шаманок. До 45 лет она была обычной женщиной, пока не заболела. Она приехала в Иенгру как невеста, а сама происходила из знаменитого тунгусского рода Кульбертиновых с Олекмы.  Когда она заболела, то во время припадков она перебегала речки и озёра, залезала на высокие деревья. Она так общалась с духами. Ее камлания ещё в 1980 году на кинопленку снимали известная исследовательница шаманизма Елена Новик и оператором Рижской киностудии Андрисом Слапиньшем. В Венгрии был снят фильм «Шаманизм в Евразии», где использовался фрагмент из записей Елены Новик. Небольшое исследование текста ее камланий и природы ее шаманизма опубликовали в 1995 году в научном сборнике писательница и фольклорист Галина Варламова и музыковед Аиза Решетникова. Матрёна лечила людей особым способом. Она узнавала что болит у пациента, а потом пыталась войти в его положение. Затем они вместе с больным уходили в глушь и обменивались одеждой, с которой заболевший отдавал болезнь, а брал здоровье. Бывало что этот способ не помогал, тогда Матрёна Кульбертинова высасывала болезнь из тела пациента, сплевывая плохую жидкость в специальную емкость. И до тех пор пока болезнь не уйдёт. 
 
 
Шаманы играли важную роль в жизни тунгусских народов. Они сопровождали человека от рождения и провожали в последний путь. Помогали в обрядах и общались с природой и лечили людей.  Природа помогает в лечении не только тела и души человека. А шаманы всего лишь посредники между мирами для которых природа не просто пустой звук, а целая вселенная. 
 
Побывала на выставке Галина-Мария Сачари 
 

Написать комментарий

четырнадцать + четырнадцать =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ