Сардана Осипова: «Чтобы ученики любили и ценили учителя, надо уважать каждого как личность»
Сегодня праздник, посвященный одной из самых уважаемых профессий, – День учителя. У каждого есть светлые воспоминания, связанные со школой и учителем. Вдвойне повезет ребенку, если его будет учить настоящий учитель. А какой он, настоящий учитель? Наверное, человек, который выбрал свою профессию по велению сердца и работающий по своему призванию. Такой учитель способен вдохновлять учеников и прививать ценности жизни.
Порой сразу чувствуешь и видишь, что человек в своей профессии. Верной своей профессии я увидела учителя эвенкийского языка Сардану Игнатьевну Осипову.
В преддверии профессионального праздника мы поговорили с молодым педагогом о призвании учителя, о радостях профессии и о многом другом.
«Я уже дошколенком знала, что буду учителем»
— Родом я из Алданского района, из беллетского эвенкийского национального наслега Хатыстыр. Кажется, что учителем я собралась стать уже в дошкольном возрасте. В детстве я всегда играла в учителя, учила своих сестер и братьев — можно сказать, что мучила их.
Все шкафы дома превращались в учебные доски. Уже в начальных классах я даже заучивала наизусть весь свой материал, которому должна была обучить детей. Например, была такая книга — зарубежная литература с биографиями писателей и я ее выучила наизусть…
И вот однажды меня саму в школе спросили: «Сардана, скажи, а что ты прочитала за выходные?». А я им ответила, что зарубежную литературу — Уильяма Шекспира и Иоганна Вольфганга Гете… Хотя это просто был мой материал для работы…
После школы сразу поступила в Педагогический институт СВФУ по специальности «учитель начальных классов и тьютор в малокомплектных и кочевых школах Севера». В 2017 г. получила диплом бакалавра Педагогического института СВФУ, а в 2019 получила диплом магистра.
С 2019-го по сей день являюсь аспирантом СВФУ. С 2018 года работаю в пединституте СВФУ. В этом году стала ассистентом, до этого года заведовала лабораторией при кафедре начального образования. В прошлом году преподавала по совместительству со своей основной работой эвенкийский язык в СОШ №38 (Саха-Канадской школе).
«Обидно, что родной язык детьми воспринимается как иностранный»
— Сейчас в школах очень много детей, совсем не знающих ни одного слова на родном языке. Я обучала их родному как иностранному, то есть главной задачей было обогащение словарного запаса. И конечно, наряду с этим идет приобщение к культуре и традициям эвенкийского народа.
Мы посещали разные мероприятия в ДК Кулаковского: день эвенкийского языка, конкурс чтецов, этноквесты и дни Арктики в Ледовом городке.
Конечно, также в онлайн-мероприятиях принимали участие. Например, в республиканском диктанте родных языков, провели онлайн-встречу с разработчиком первого онлайн-переводчика с русского на эвенкийский — проекта «Аяна».
Посещая разные мероприятия, принимая в них участие, мы мотивируем ребят. Ведь самое главное, чтобы ребенок сам хотел учиться, изучать язык.
«Пандемия внесла в нашу работу и положительные изменения»
— Конечно, пандемия внесла свои коррективы в нашу трудовую деятельность. И не только в ней, но и во всю нашу жизнь. Все мы от мала до велика стали активно пользоваться современными технологиями.
Сейчас мы стараемся ученикам дать знания, как это преподавали бы в классах. В этот сложный период учителя как никогда нужны детям.
Мне жалко ребят. Они остались без школы, без живого общения. Вот эту пустоту мы должны заполнить заботой. Дать понять каждому ребенку, который сидит по ту сторону монитора, как он важен для учителя, как его ответы радуют нас.
Также пандемия научила нас ценить живое общение, бережному отношению к своему здоровью, элементарному мытью рук, можно сказать. А также — ценить жизнь.
«Главное в воспитании — уважать каждого ребенка»
— Думаю, трудности, встречающие молодого учителя, — это нехватка опыта, который само собой, со временем приобретается.
В нашей республике есть общественные организации поддержки молодых педагогов «Ассоциация молодых педагогов» и Ассоциация творческих молодых учителей «Столица».
Для меня есть люди — примеры для подражания. О них можно сказать — учитель с большой буквы. Хочу процитировать высказывание педагога-новатара Шалвы Амонашвили: «Сердцем гуманной педагогики является сердечное общение учителя с учеником. Решение всех педагогических проблем зависит от качества общения, а не от чего-либо другого».
Я сторонник гуманной педагогики. И на вопрос, каким я вижу учителя с большой буквы, ответила бы, что он очень любим своим учениками, и чтобы быть ими любимым, надо уважать личность каждого своего ученика.
Примером для меня являются мои преподаватели. Венера Петровна Марфусалова, кандидат педагогических наук, дочь эвенкийского народа, патриот. Она научила меня смотреть на проблемы родного языка с точки зрения науки.
Также доктор педагогических наук Николай Дмитриевич Неустроев. Он сказал: «Главное в воспитании — уважать личность каждого».
В этот прекрасный праздничный день хотела бы поздравить всех своих коллег с профессиональным праздником. Счастья, удачи, крепкого здоровья и радости всем нам каждодневно!
Сардана Кузьмина
Подробнее: https://ulus.media/article/26478