Нина Вейсалова выступила на сессии «Образование и занятость среди коренных народов Арктики»
Как сообщается на сайте Ассоциации КМНССиДВ РФ, в Архангельске на площадке Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ) продолжается работа Конференции по привлечению кадров в Арктику в рамках мероприятий Председательства РФ в Арктическом совете в 2021-2023 годах. Сегодня, 16 ноября, на сессии «Образование и занятость среди коренных народов Арктики» выступила вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ по вопросам образования, родных языков КМНСС и ДВ РФ Нина Вейсалова. Проблема образования и подготовки специалистов для коренных малочисленных народов стоит очень остро. В своем выступлении Нина Вейсалова озвучила позиции, рекомендации в сфере подготовки педагогических кадров из числа коренных малочисленных народов, в частности подготовки учителей родных языков.
«Несомненно, роль образования велика, причем особая роль отводится образованию в такой сфере, как формирование идентичности человека, поскольку именно через образование мы формируем человека и его принадлежность к сообществу, сопричастность к своему народу, а также формируем отношение к языку и культуре. Здесь велика роль учителя родного языка. Ключевым звеном в системе образования и основным ресурсом сохранения и развития родных языков является педагогическое образование. Языки мы рассматриваем не только как средство общения, но и как нашу культурную ценность, требующую в современных условиях особых мер поддержки. Мир изменился, новые современные стандарты и условия, мы должны понимать, какие сейчас должны быть образовательные программы и государственные стандарты подготовки детей из числа коренных народов с учетом этносоциальных запросов, ориентированные в том числе на сохранение и развитие традиционных видов деятельности коренных народов», — отметила Нина Вейсалова в своем выступлении.
Она также отметила, что принимаются активные меры по совершенствованию системы образования коренных народов, приведя в пример Институт народов Севера им. Герцена, который уже 90 лет готовит кадры для Севера. Но и в этой сфере есть ещё много нерешённых вопросов, требующих пристального внимания.
«В условиях современного мира, в условиях глобализации, мы хотели бы видеть больше усилий со стороны государства по реформированию системы подготовки кадров коренных народов, исключая формальный подход, чтобы ведомства и те структуры, которые принимают участие в вопросах жизнеобеспечения сообществ коренных народов, координирующие, в том числе, и вопросы образования, принимали решения с учетом мнения самого народа и понимали те вызовы, которые стоят сейчас перед коренными народами», — сказала Нина Вейсалова.