ОРПОНРАА (одун биэрэпки)

ОРПОНРАА (одун биэрэпки)

Орпонраа – шоромо-өнмиэдиэ.

Тудаа мит шоромопул орпонраалэк аануӊилэ. Иркин шоромо, йобии лаӊи хондоллэ, йуөтэм, тудэ шаал өнмиэдиэлэ аӊсиидэллэ, нуктэм, монтэй: «Эдуөн мэт өнмиэдиэ».

Эдиӊ өнмиэдиэги, хадунгэ шоромо эл эйриэну, таа оҕоотэй.

Таат таӊ өнмиэдиэгэ шобулпэги чохтэллэ, атахун чомоодьэ шобулэ пэньиитэм, нугэнпэ титэ. Таат таӊ өнмиэдиэ шоромо титэ оҕоонуннуй. Орпонраа тамунгэлэ моннуӊи. Таат льэт, эдиӊ шоромон орпонраагэлэ йуөнуӊа, ходо шоромо эдьут эйрэтии – таат орпонраа эдьут оҕоотэй.

Йуөӊитэм: орпонраа шобулпэги омось укэйнуннуй, таӊнуги таӊ орпонраа шоромоги эл йоольэ, уөрпэпки, миибэпки чоммуӊи, омось энӊи.

Хаин орпонраа шобулпэги киэльэнуй, таӊнуги таӊ орпонраа шоромоги йоольаай.

Шоромо амдэлукэнэ, орпонрааги аай киэльэллэ лоудуунуй.

Хаин шоромо йуукэ кэбэйнуннуй, таӊнуги тудэ орпонраалэ йуөнуӊа, ходо тудэл йуукэ эдьут эйрэй.

 

Орпонраа

(юкагирское поверье)

 

Орпонраа – человек-дерево.

Раньше наши предки делали орпонраа.

Обычно человек шел в лес и искал для себя лиственницу, находя, говорил: «Это моя лиственница».

Потом у этой лиственницы обрубали ветви. Две большие ветви оставляли, как будто руки человека. Так эта лиственница, как человек, стояла. Ее называли «орпонраа».

Если, выбравший эту лиственницу хозяин дерева уезжал, смотрели: если орпонраа хорошо растет – значит, человек здоров, в пути с ним ничего не случилось.

Если ветки у орпонраа хорошо растут, цветут, дают новые побеги, тогда и с детьми этого человека все хорошо, дети подрастают, здоровы.

Если ветки человека-дерева начинают вянуть, сохнуть – значит, человек болеет. Если же он умирал  – его орпонраа сохла и падала.

У каждого человека было орпонраа.

Когда он далеко уезжал, родственники узнавали о нем по его дереву.

 

На фото: Орпонраа – человек-дерево (слева)

Л. Демина, из книги «Юкагирский год». До выхода в печать опубликована в «Илкэн», 2014-15 г.г.

Написать комментарий

6 − 1 =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ