Территориальное общественное самоуправление как основа управления территорией традиционного природопользования

Территориальное общественное самоуправление как основа управления территорией традиционного природопользования

Сегодня, в период интенсивного промышленного освоения и развития районов Крайнего Севера и Арктики Российской Федерации, на первый план выходят решения актуальных вопросов сохранения самобытности и традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

Интенсивное экономическое освоение северных (арктических) территорий в начале XXI веке способствует повышению роли России в геополитическом соперничестве с другими государствами за ресурсы Арктики, ускорению роста экономики страны, и оказывает влияние на социо-культурное развитие малочисленных этносов.

В целях защиты исконной среды обитания и сохранения традиционного уклада жизни и хозяйствования представительными органами местного самоуправления региона в местах компактного проживания коренных малочисленных народов севера Якутии приняты нормативные правовые акты об образовании территорий традиционного природопользования местного значения в соответствии с действующим законодательством РФ. Эти территории с особым правовым статусом защитили исконные земли от возможных негативных явлений путем предоставления дальневосточного гектара.

 

Следует признать, что институт ТТП, после принятия таких решений об образовании, так и не получил дальнейшего развития. И в связи с отсутствием правоприменительной практики на местах по функционированию этих территорий, то они как таковые являются как-бы мертворожденными. 

 

Установленные федеральным законодателем нормы по организации ТТП местного значения не имеют обязательного характера исполнения в законе о местном самоуправлении, а в перечне полномочий органов местного самоуправления они отсутствуют. Но, они установлены в законе «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».  При этом следует учитывать, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации образовываются только на местах, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

 

При исполнении решения представительных органов местного самоуправления об образовании указанных ТТП возникали ряд вопросов по финансовому обеспечению управления этими землями в некоторых муниципальных образованиях республики. Об этом говорили главы муниципалитетов на разных совещаниях. И каждый муниципалитет в этом направлении по-разному пытается решить это вопрос.

 

Положением о территории традиционного природопользования «Беллет» муниципального образования «Беллетский эвенкийский национальный наслег» Алданского района установлено, что руководство территорией возлагается на администрацию муниципального образования «Беллетский эвенкийский национальный наслег». Таким образом, на первоначальной стадии формирования управления территорией вопрос как бы является решенным, но при этом следует учитывать отсутствие прямой нормы по организации ТТП в законе о местном самоуправлении. В федеральном законе о местном самоуправлении только в принципах территориальной организации установлено, что территорию поселения составляют и ТТП населения соответствующего поселения, но в полномочиях по вопросам местного значения эта норма отсутствует.

 

Исходя из вышеназванной проблемы следует принять во внимание то, что в законе о местном самоуправлении установлены и иные правила реализации вопросов жизнедеятельности населения соответствующего поселения. Таковым является организация территориального общественного самоуправления на части поселения, традиционное природопользование в силу своей особенности функционирует вне населенных пунктов, что закреплено в законе о местном самоуправлении. 

 

При управлении ТТП одним из основных субъектов является само население, участвующее в организации территориального самоуправления по вопросам местного значения, и в том числе и по управлению ТТП. Так Конституцией Российской Федерации определено что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, и обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 

Организация и функционирование ТТП местного значения – новое начинание в Российской Федерации и в нем нет практики. Никто не застрахован от тех или иных последствий, и только обмен опытом и знаниями гарантируют нам сохранение исконной среды обитания и традиционных видов хозяйствования. Так показывает мировая практика, ибо только при объединении усилий возможна выравнивание и зашита прав. 

 

Такой площадкой для консолидированного принятия решений органами местного самоуправления национальных наслегов по вопросам, связанных с защитой, сохранением и развитием исконных территорий КМНС в республике является Ассамблея депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн). Использование этой площадки органами местного самоуправления будет наиболее эффективным методом в управлении территориями.

 

Дмитрий Дмитриевич Марфусалов

Написать комментарий

5 × 3 =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ