Елена Голомарева приняла участие в совещании по сохранению и рациональному использованию популяции дикого северного оленя

Елена Голомарева приняла участие в совещании по сохранению и рациональному использованию популяции дикого северного оленя

20-23 декабря 2021 года Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России совместно с Всемирным фондом дикой природы (WWF России) провели всероссийское совещание по сохранению и рациональному использованию популяций дикого северного оленя, снежного барана и кабарги. На совещании обсудили вопросы состояния популяций, организации мониторинга, а также реализации мер, направленных на сохранение и рациональное использование дикого северного оленя, снежного барана и кабарги.

На мероприятие приглашены представители Росприроднадзора, органов исполнительной власти субъектов России, уполномоченных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Ассоциации «Россохотрыболовсоюз», природоохранных, профильных научных и образовательных учреждений, а также видные учёные и специалисты-эксперты.

В режиме ВКС в совещании приняла участие народный депутат Республики Саха (Якутия) Елена Голомарева.

Дикий северный олень — это один из самых значимых видов арктических животных. Олень крайне важен как для экосистемы в целом, так и для жизни коренных народов Севера в частности. Экологи отмечают значительное сокращение популяции, в частности по вине браконьеров.  

Напомним, численность дикого северного оленя в 2019 году оценивалась в 925,7 тыс. особей (за исключением оленей, обитающих на ООПТ федерального значения), что на 3,4 % ниже уровня 2016 г. (958,6 тыс. особей). Наибольшее беспокойство вызывает состояние популяций дикого северного оленя, обитающих на  территории Красноярского края и Республики Саха (Якутия).

Участники совещания обратили внимание на необходимость прекращения добычи дикого северного оленя на зимовках. Характер промысла в феврале – марте носит истребительный характер, когда отстрелу, в первую очередь, подвергаются начавшие первыми мигрировать к местам отела самки. В Правилах охоты, разработанных Минприроды России в 2020 году, предусмотрено сокращение сроков охоты на дикого северного оленя.

Также одной из основных проблем, обуславливающих снижение численности вида, была названа высокая численность хищников, прежде всего волков. В качестве одной из мер, направленных на решение вопроса, они в качестве примера привели  установление премии за добычу волков в Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае.

Народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Елена Голомарева в своем выступлении обратила внимание на нецелесообразность уменьшения сроков в новых Правилах охоты на дикого северного оленя. Сокращение сроков охоты вызвало тревогу среди населения труднодоступных арктических территорий Якутии, для которых охота является единственным средством существования и является основой их жизнедеятельности. Она сообщила, что промысловая охота на дикого северного оленя  в Якутии начинается с середины февраля по 15 марта, когда  устанавливаются более мягкие температурные условия. Народный депутат от имени Ассоциации КМНС РС(Я) просила передать полномочия по установлению  сроков охоты на тундровые популяции диких оленей регионам.  

Кроме этого, Елена Голомарева предложила  выделить в федеральном законодательстве  понятие «оленьи пастбища» в отдельную категорию земель в целях развития оленеводческого производства, определения порядка предоставления, рационального использования и охраны оленьих пастбищ, унификации понятия оленьего пастбища на территории РФ. Оленеводство в геополитическом плане имеет очень важное значение. Это — порядка 3,5 млн квадратных километров, практически 80% всей территории республики, осваивается именно за счёт этого вида деятельности.  

Народный депутат также затронула проблему роста численности хищников – волков и медведей. Закон запрещает использовать ядохимикаты для их умерщвления, как и прибегать к охоте на вертолётах. Их количество в последние годы увеличивается и в связи с потеплением климата и лесных пожаров. Стаи волков истребляют сотни оленей, оставляя без надежды на будущее оленных людей. Участились случаи нападения медведей на людей. Медведи заходят в населенные пункты, угрожая безопасности жителей сел. На территории Якутии, по данным учёных, обитают 3000-3500 волков (самые крупные стаи состоят из 7-10 особей), а медведей по республике 14-17 тысяч.

Елена Голомарева отметила, что впервые участвует на столь представительном  совещании, где ведут открытый диалог министры РФ, ученые, эксперты, органы исполнительной власти субъектов РФ, Ассоциации коренных народов, и те, кто непосредственно пишет правила и законы, которые регулируют жизнь людей на местах. Она выразила надежду, что голос субъектов будет услышан и будет разработан новый и понятный всем заинтересованным сторонам механизм по установлению сроков охоты и  распределению квот на добычу дикого северного оленя. 

От делегации Якутии с докладом  выступил руководитель Департамента охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я)  Дьулустан Дьяконов. Он отметил, что все работы по государственному мониторингу охотничьих ресурсов, в том числе авиаучет тундровых популяций ДСО и снежного барана проводились за счет средств государственного бюджета республики. Но, в последние годы, данные средства не выделяются в связи с тем, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ субъекты, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних лет превышала 10 процентов объема собственных доходов бюджета субъекта, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов. В связи с вышесказанным, в настоящее время остро стоит вопрос проведения авиаучетных работ мигрирующих тундровых популяций диких северных оленей и снежного барана, учет которых возможен в основном только методом авиаучета.

Дьулустан Дьяконов в своем докладе подчеркнул, что в настоящее время самым актуальным вопросом является проведение авиаучетов снежного барана всего Верхоянского хребта, хребтов Сунтар Хаята и Сетте-Дабан. Стоимость будет составлять примерно 15 млн. рублей, без оплаты труда привлеченных специалистов по учету и обработке первичных материалов. Дьулустан Дьяконов также сообщил, что без актуальных учетных данных возникнет угроза рационального использования охотничьих ресурсов и невозможность установления квоты добычи по данным видам охотничьих ресурсов, что предполагает возникновения социальной напряженности для жителей крайнего Севера, для которых охота является основой существования. Ссылка для скачивания презентации: Презентация по охоте 2021.pptx

Представитель делегации Якутии также выразил свою тревогу, связанную с численностью волков и травежом сельскохозяйственных животных. По учетным данным численность волка составляет 7664 особей, по экспертной оценке научных институтов численность составляет около 2500-3000 особей. Ущерб, нанесенный волками домашнему животноводству по данным Департамента ветеринарии РС (Я) за 2020 год, составил 4884 голов домашних оленей, 94 голов табунных лошадей и 5 голов КРС, что составляет более 150 млн. рублей. На 16 декабря 2021 года травеж волками домашнего оленя составило 5693 головы и 124 лошадей. Огромный ущерб волками наносится ценным видам охотничьих ресурсов. По оценке Института биологических проблем криолитозоны СО РАН ущерб охотничьим видам животных составляет примерно 2260 тонн или 750 млн. рублей в год.

Дьулустан Дьяконов проинформировал, что Правительством РС (Я) для борьбы с волками выделяются средства из бюджета республики. На выделенные средства предоставляются субсидии на организованную закупку шкур волка, 20 тысяч рублей за шкуру взрослого волка и 5 тысяч рублей за щенка волка. Кроме того, организуются специализированные бригады охотников-волчатников в местах особой концентрации волков и это помогает удерживать чрезмерный рост численности волков. Несмотря на это, выделяемых средств недостаточно для полноценного регулирования численности волков.

Еще одним предметом обсуждения стала реализация прав на охоту представителям КМНС. В соответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего билета, при выдаче охотничьего билета лицам, должна проставляться отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления». В соответствии с данным Порядком, при получении охотничьего билета заявителем предоставляются только фотографии и копия основного документа. Предоставление иных документов для получения государственной услуги не предусмотрено и поэтому невозможно определить относится ли заявитель к КМНС.

Согласно регламента ФАДН предоставления государственной услуги по учету лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, для внесения в список учета КМН главным критерием является наличие подтверждающих документов отнесения заявителя к коренным малочисленным народам, или наличия родства с представителем КМН. При этом отсутствие в заявлении данных о ведении традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности не является основанием отказа для внесения в реестр КМН. Таким образом, из реестра КМН невозможно установить ведет ли гражданин традиционный образ жизни или традиционную хозяйственную деятельность, который является главным критерием для проставления отметки в охотничьем билете. Осуществление охоты свободно (без каких-либо разрешений) устраняет административные барьеры и облегчает доступ к охотничьим ресурсам, но при этом создает благоприятную почву для злоупотреблений другими лицами и бесконтрольности в сфере оборота охотничьей продукции.

Кроме того, Дьулустан Дьяконов выразил свою тревогу, что в Республике Саха (Якутия) имеются факты подобной ситуации с яно-индигирской популяцией дикого северного оленя (ДСО), которая насчитывала около 130 тысяч особей и была самой многочисленной в республике. В переходный период 90-х годов, когда существовал правовой коллапс в регулировании вопросов в области охоты, из-за неконтролируемой охоты яно-индигирская популяция дикого северного оленя почти исчезла и сейчас насчитывает не больше 2 тысяч особей. Представители коренных малочисленных народов Севера, проживающие в районах, в которых проходила миграция данной популяции ДСО, сохраняют традиционный образ жизни только благодаря рыболовству. Из 337 охотпользователей 180 охотпользователей являются объединениями коренных малочисленных народов Севера (согласно Реестру охотпользователей РС (Я)). Из 180 объединений КМНС всего заключено 106 охотсоглашения.

На сегодняшний день промысловый потенциал имеет лено-оленекская популяция ДСО (насчитывается около 84 тысяч особей), миграция которой проходит по территориям Анабарского, Оленекского, Жиганского и Булунского районов. Исчезновение данной популяции ДСО катастрофически отразится на всех жителях вышеуказанных районов.

В связи с этим, делегация  из Якутии отметила, что наиболее оптимальным выходом из последствий действия ст. 19 Федерального Закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» является ведение охоты на охотничьи ресурсы, на которых устанавливается лимит добычи, главным образом на диких копытных, на основании бесплатных разрешений. Контроль за соблюдением добычи лимитируемых видов охотничьих ресурсов в пределах квоты и законности оборота продукции охоты возможна только на основании разрешений.

Тундровые популяции ДСО обитают за полярным кругом, где установлены суровые климатические условия. В летне-осенний период добывается незначительное количество оленей, так как это период бездорожья, обмеления рек, распутицы, температурные условия не позволяют долго хранить мясо. Начиная с середины ноября до середины февраля устанавливается полярная ночь. В это время охота практически не ведется. В основной массе промысловая охота на дикого северного оленя осуществлялось с середины февраля по 15 марта, когда заканчивается полярная ночь, и устанавливаются более мягкие температурные условия. Но сокращение сроков охоты на дикого северного оленя согласно Правил охоты создало обстоятельство не освоения выделенной квоты добычи на дикого северного оленя. Ежегодно осваивалось примерно 60% квоты, в будущем возможно еще большое снижение.

В связи с вышеизложенным, в целях урегулирования  и учета    вопросов сохранения   охотничьих ресурсов и реализации прав на охоту коренных  малочисленных народов Севера, делегация Якутии предложила:                                                           

— принять  федеральную программу по сохранению и мониторингу  тундровых популяций дикого северного оленя;

— в целях увеличения финансирования осуществления переданных федеральных полномочий, требующих больших финансовых расходов, такие как регулирование численности хищников, авиаучетные работы, осуществление федерального государственного охотничьего надзора,  необходимо внести изменения  на осуществление отдельных полномочий РФ в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ;

— существует необходимость дополнительного правового регулирования проставления отметки в охотничьем билете;

— внести изменения в ст. 19 Федерального закона «Об охоте», предусматривающие осуществления охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности на основании бесплатных разрешений, именно на охотничьи виды животных, на которых устанавливается лимит добычи;

— рассмотреть возможность предоставления права высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации установить сроки охоты на тундровые популяции ДСО по административным районам с 1 августа по 28 (29) февраля, но продолжительностью не более 90 дней, исходя из природных особенностей районов и путей миграции ДСО.

Пресс-служба Ил Тумэна

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ