Стратегическая роль учебников на языках коренных народов очень важна
Институт родных языков провел межрегиональный семинар по вопросам разработки учебников на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по созданию учебно-методической литературы Якутский филиал Института родных языков провел межрегиональный семинар по вопросам разработки учебников на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Цель семинара: содействие в повышении качества разработки и издания учебников на родных языках КМНСС и ДВ РФ, используемых в системе начального общего и основного общего образования.
Работу межрегионального семинара открыл ведущий специалист ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации», доктор филологических наук, профессор РАН Савинов Дмитрий Михайлович с докладом о нормативно-правовых основах обеспечения общеобразовательных организаций учебниками по предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература».
Заведующая отделом учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов Леханова Феня Матвеевна выступила с докладом об актуальных вопросах обновления содержания и методики обучения родным языкам, реализации коммуникативного подхода в программах и учебниках нового поколения.
Семенова Светлана Степановна, ведущий научный сотрудник отдела учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов, кандидат педагогических наук, сделала доклад об использовании метода проектного управления в создании и издании учебников на родных языках КМНСС и ДВ РФ.
Спиридонова Наталья Ивановна, старший научный сотрудник, рассказала об основных функциях, структурных компонентах и гигиенических требованиях к разработке современных учебников на родных языках.
Сотрудники отдела также представили проекты новых учебников на родных языках, разработанные на основе требований новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, и проекты сборников фольклорных, литературных и познавательных текстов на эвенском, удэгейской и саамском языках для детей младшего и среднего школьного возраста.
В практической части семинара обсуждены:
- порядок включения примерных программ в федеральный реестр, учебников – в федеральный перечень;
- лингвистические аспекты разработки учебников на родных языках;
- материалы учебников по родному языку и литературному чтению на родных языках.
Участники мероприятия, отмечая стратегическую роль учебников в сохранении и развитии родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, высказали пожелание о необходимости периодического проведения таких семинаров для авторов.
Михаил КРИВОШАПКИН