История жизни детей из кочевой семьи.

История жизни детей из кочевой семьи.

Посвящается к 80-летию Никитиной Р.С.,

этнопедагогу, кандидату педагогческих наук, 

заслуженному учителю РФ

 

Мы родились и выросли в кочевой семье оленеводов. Отец наш Серафим Иванович Никитин родом из Булунского района. Он родился в многодетной семье оленеводов, рано осиротел. С малых лет пас оленей. Когда умер его отец, мать с детьми переехала в с. Саккырыр. Серафим Иванович был очень немногословным, трудолюбивым, честным и добропорядочным человеком.

В 21 год его и одного опытного оленевода П.Г.Лаврова отправили в Булунский район за оленями, так как в то время в северных районах создавались колхозы. Отец с напарником благополучно перегнали 300 оленей без единой потери. Так был организован первый эвенский оленеводческий колхоз. Отца назначили бригадиром оленеводческого стада, созданного из этих 300 оленей. Проработал он бригадиром около 16-ти лет.

Наш отец относился к детям очень доброжелательно, никогда не ругал, был во всем примером для нас. При кочевке его умения и навыки: быстро собирать вещи, запрягать оленей, умело ставить чум на новом месте, зажигать костёр, были  хорошими уроками для нас.

Мама, Матрена Васильевна Шадрина, до замужества работала в первой комсомольской бригаде охотником.

Наша семья кочевала и зимой, и летом, круглый год. Жили мы в илуму – в эвенском чуме.  Спали на оленьей шкуре под одеялом из мягко выделанной шкуры снежного барана. Пол нашего илуму застилали ветками лиственницы, чтобы было тепло и сухо. Запах этих веток был потрясающий: летом дурманящий, а зимой – освежающий. И эти запахи сохраняются в памяти на всю жизнь. Зимой засыпали, глядя на мерцающие звезды. Если шёл снег, он падал на печку-буржуйку и полностью покрывал её поверхность. Так получалось потому, что верхушка чума была постоянно открыта, и зимой, и летом. Илуму устроен так, что все выдерживает: и сильные ветра, и пургу снежную, и дожди с громом и молнией. Так наши предки, мы жили и выживали в экстремальных условиях кочевья, среди Верхоянских гор.

 

Мама, как вышла замуж за нашего отца, всю жизнь работала чумработницей: шила одежду оленеводам, чаще всего латала их старые торбаза, шапки и рукавицы, одновременно занималась детьми.

В семье было восемь детей. В те далекие годы в кочевых семьях слабые дети умирали рано, оставались в живых только здоровые дети. Таким образом происходил естественный отбор. Первой в семье родилась Анна. После неё появились на свет три малыша, которые не выжили. В самый разгар зимы во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, родилась вторая сестра Роза. Она старше меня на два года. После Розы родилась я, Вера. Когда мне исполнилось два года, родилась моя младшая сестрёнка Рая и я перешла на попечение нашей старшей сестры Розы, которой исполнилось всего 4 года. Она нянчилась со мной, следила, везде и всюду таскала меня на руках и на спине. Так было со всеми младшими сёстрами и единственным братом. Это было обычное явление в многодетной семье. По мере взросления, примерно к восьми годам дети поступали в школу. Каждую осень отец увозил  нас верхом на оленях в посёлок Джаргалах, где была начальная школа с интернатом. И с этого момента начиналась наша самостоятельная жизнь в социуме. После 5-го класса, до окончания средней школы, нас направляли каждое лето на сенозаготовительные работы в районный центр, распределяли по участкам. Так начиналась наша трудовая деятельность. Но зимой и летом, как только появлялась возможность, мы старались выезжать к родителям в стадо.

Родители воспитывали нас своим примером: своим отношением к труду, уважительным отношением к людям, бережным отношением к окружающему миру. Они всю жизнь помогали чем могли одиноким и нуждающимся людям. Отец был преданным оленеводом и настоящим трудоголиком: ежедневно, зимой и летом без отдыха пас стадо, заботился о каждом олене. Он был прекрасным и заботливым отцом.

Мама была по-житейски мудрая женщина. Она управляла всем семейным хозяйством, кроме своей основной работы, занималась воспитанием детей. Старшие дети помогали матери во всем, нянчились с младшими детьми, выполняли посильный домашний труд.  Мама никогда не занималась нравоучением, она подавала примеры о соседских детях и взрослых, поступки которых одобряла или осуждала. А когда не нравилось поведение кого-нибудь из нас, окидывала недовольным взглядом или повышала голос и этого было достаточно. А ругала нас редко, но так, чтобы это запомнилось надолго.

 

 

Анна Серафимовна Степанова, ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения, награждена почетной грамотой Якутского обкома КПСС, Верховного Совета ЯАССР, Министерства просвещения РСФСР, имеет благодарственное письмо Фонда Мира СССР, почетный гражданин Эвено-Бытантайского района. С 2003 года является главой «Династии педагогов Никитиных».

Старшая сестра Анна окончив Саккырырскую семилетнюю школу, поехала учиться в Чурапчинское педучилище, где проучилась четыре года. За это время ни разу не приезжала, т.к. в те времена колхозникам за трудодни платили не деньгами, а продуктами. После окончания училища приехала домой, стала работать учительницей начальных классов в Саккырырской школе. Ей был тогда 21 год. Анна Серафимовна учила детишек добросовестно, с любовью, к каждому ученику относилась внимательно. Принимала активное участие в общественной жизни школы и поселка. Была избрана председателем профсоюзного комитета школы, часто ездила на пленумы Обкома профсоюзов. В 1959 г. была избрана делегатом Всероссийского съезда профсоюзных работников просвещения. Съезд состоялся в знаменитом Колонном зале г. Москвы.

В 1960 году Анна вышла замуж за Ивана Васильевича Степанова. Иван Васильевич был родом из села Себян-Кель, работал тогда учителем физкультуры в Саккырыской средней школе. В 1963 году Анна Серафимовна поступила в Ленинградский пединститут им. А.И.Герцена, где в это время учился муж Иван Васильевич. В 1967 получив диплом учителя русского языка и литературы, приехала в Сеген-Кельскую восьмилетнюю школу. Там после института работал директором муж Иван Васильевич. Затем семья возвращается в родной Саккырыр работать в средней школе.

В последующие годы Иван Васильевич работал секретарем парткома совхоза «Ленинский», заведующим организационного отдела райкома партии Верхоянского района, затем его переводят в Совет Министров ЯАССР в отдел по делам народностей Севера. В 1987 году семья вернулась в родной Саккырыр, так как Иван Васильевич был назначен директором совхоза «Ленинский». В 1989 году был образован Эвено-Бытантайский национальный район. Иван Васильевич бы утвержден главой этого района. До выхода на пенсию он работал в этой должности. Анна Серафимовна все эти годы с тремя сыновьями следовала за мужем и везде достойно работала в системе народного образования.

 

Розалия Серафимовна Никитина, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, обладатель медали академика, этнопедагога Г.Н.Волкова, учитель учителей РС(Я), почетный гражданин Эвено-Бытантайского района, член «Династии педагогов Никитиных» .

Роза окончила Саккырырскую среднюю школу в 1962 году, после этого её направили на курсы пионервожатых. Работала пионервожатой, воспитателем, а затем учителем начальных классов  в Джаргалахской начальной школе. Затем поступила в Вилюйское педагогическое училище им. Н.Г. Чернышевского. После окончания училища её направили в Джаргалахскую школу. Так начиналась её плодотворная педагогическая деятельность, полная забот, проблем и успехов. Спустя два года районный отдел направил ее в с. Боронук, недалеко от города Верхоянска, где она открыла начальную школу. Раньше дети учились в Верхоянской средней школе и малолетние дети за три километра ходили в школу пешком. Поэтому для жителей села открытие школы стало большим и радостным событием.

В с. Боронук в 1967 г. приехал на каникулы из Ленинграда студент Андрей Кривошапкин и они сыграли свадьбу в селе Батагай Алыта 27 января в кругу родных и друзей.

Андрей Кривошапкин родом из села Себян-Кель, первый выпускник Саккырырской средней школы. Осенью 1957 года трое выпускников Себян-Кельской семилетней школы впервые приехали в Саккырыр учиться, так как с этого учебного года наша школа стала средней. Среди приехавших учеников был Андрей Кривошапкин. Он был красивым, подтянутым, скромным, всесторонне развитым и очень активным парнем. Андрей учился на «отлично», был хорошим спортсменом, принимал самое активное участие во всех мероприятиях школы. Своим поведением и поступками был хорошим примером для всех, мальчишки глядя на него подтягивались. Саккырырская средняя школа по праву гордится своим выпускником. Окончив с отличием педагогический институт им. А. И. Герцена в Ленинграде, Андрей Васильевич был направлен директором родной Себян-Кельской средней школы, где проработал плодотворно 10 лет. Впоследствии он стал видным государственным и общественным деятелем республики, был избран народным депутатом Республиканского и Российского верховных советов, четырежды избирался депутатом Государственного собрания (Ил Түмэн) РС (Я). С 1989 года является бессменным Президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС (Я), Вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Он народный писатель Якутии, Почетный гражданин Республики Саха (Якутия).

Вся наша многочисленная родня глубоко уважает Андрея Васильевича. Мы все безмерно благодарны ему за всемерную поддержку в течение многих лет.

За время активной работы в Боронукской начальной школе Верхоянского района Розалия Серафимовна набралась опыта в педагогической работе. В 1967 году по семейным обстоятельствам переехала в Кобяйский район, где работала до 1981 года. Сначала учителем в Сеген-Кюельской школе, затем более 10-ти лет успешно учительницей и завучем Себян-Кюельской средней школы. Своим добросовестным отношением к педагогической деятельности, доброжелательным отношением к людям завоевала признание и уважение учеников и жителей наслега. За годы работы в Себян-Кюельской средней школе, несмотря на большую занятость в школе, заочно окончила исторический факультет Якутского госуниверситета. К тому времени в семье росло трое детей: два сына и дочь.

В 1982 году семья переехала в г. Якутск и с этого момента начался новый этап в жизни Розалии Серафимовны. Она стала работать методистом профсоюзных курсов в Якутском областном Совете профсоюзов (ЯОСПС), курировала Обком профсоюза работников просвещения. Ей пришлось быстро адаптироваться к новым условиям, познакомиться с новыми людьми. Основной миссией ее деятельности становится подготовка и организация семинаров для профсоюзных работников образования ЯАССР. Работа была интересной и насыщенной.

В 1983 году Розалию Серафимовну пригласили на работу в Якутский республиканский институт усовершенствования учителей (ЯРИУУ) и назначили заведующей кабинетом школ Севера института. Розалия Серафимовна постоянно ездила в северные районы оказывать методическую помощь, проводить семинары для учителей родных языков коренных малочисленных народов. Под ее руководством кабинет школ Севера ЯРИУУ впервые установил связи с учителями Магаданской области, Камчатского края. Была налажена связь с Институтом народов Севера при Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Так началась интенсивная работа по возрождению и развитию родных языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), которая сыграла огромную роль в пробуждении самосознания аборигенов Якутии. Розалия Серафимовна 10 лет самозабвенно трудилась в этом институте. С 1992 года работала старшим научным сотрудником в НИИ национальных школ МО РС(Я), по совместительству в Институте национальных проблем образования Министерства образования РФ в г. Москве. Занималась школами Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 2000 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Воспитание детей-эвенов на основе духовно-нравственных традиций народа».

Розалия Серафимовна – автор многочисленных учебных пособий, таких как «Культура народов Севера», «Литература народов Севера», «Уроки предков», «Таёжная азбука», «Учимся жить на Земле» для 1 – 4 классов. Вместе со своими коллегами разработала рабочие программы и учебные пособия по предмету «Культура народов Республики Саха (Якутия)» для 1-9 классов и т.д. В 2005-2007 гг Розалия Серафимовна с коллегами принимала участие в реализации совместного проекта бюро ЮНЕСКО в г. Москве и Министерства образования РС(Я) по развитию кочевых образовательных учреждений Якутии. В 2011 г. была разработана примерная учебная программа и учебно-методический комплект «Умение жить на Севере» (Р.С. Никитина, Г.М. Федоров, Е.И.Винокурова) для учащихся и учителей начальных классов, предназначенный для передачи традиционных знаний, способов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера подрастающему поколению, в которых зафиксированы народная мудрость и вековые традиции рационального природопользования.

Розалия Серафимовна является автором свыше ста научных трудов в области этнопедагогики, опубликованных в региональных, всероссийских и международных изданиях. Она стояла у истоков формирования и развития нового научного направления Института национальных школ РС(Я) по педагогике Севера.

 

Вера Серафимовна Никитина, ветеран труда, награждена знаком отличия «Гражданская доблесть», грамотой Президента РС(Я), медалью Ассоциации народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «За верность Северу», почетный гражданин Эвено-Бытантайского района, член «Династии педагогов Никитиных»

Я, Вера, третья дочь, родилась 24 марта 1944 года. Мое детство прошло также в кочевье, среди гор и оленей. В семь лет поступила в Джаргалахскую начальную школу, жила в интернате с сестрой Розой, как все дети из кочевых семей. Училась хорошо и охотно. В 1963 г. успешно окончила Саккырырскую среднюю школу. После школы работала звероводом, затем воспитателем в интернате. Через три года поступила в Якутский государственный университет на факультет иностранных языков. Получила диплом преподавателя немецкого языка  и стала первой учительницей иностранного языка из Тюгясирского наслега. Около десяти лет работала в школах Верхоянского района. После шести лет работы учителем, впервые прошла аттестацию и по ее итогам была награждена грамотой Министерства просвещения Якутской АССР. В те годы, в далёких северных районах удостоиться награды республиканского уровня было редкостью, поэтому эта награда была мне особенно дорога.

После переезда в Якутск, я работала в разных организациях на разных должностях. У меня не было прописки и поэтому принимали только на временную работу. Но зато за эти годы я прошла большую жизненную школу, получила необходимый опыт работы с людьми, который помог мне во всей дальнейшей трудовой деятельности. Перед уходом на пенсию работала в министерстве по делам народов РС(Я) в отделе народов Севера, где занималась подготовкой кадров и работой с молодёжью из арктических районов. За эти годы через меня прошли множество абитуриентов, студентов, аспирантов, наших будущих специалистов разных профессий.

В 1989 году была создана общественная организация «Ассоциация народностей Севера Якутии». Целью этой организации была защита прав и интересов коренных народов Севера – эвенов, эвенков, чукчей, юкагиров, долган и русских старожилов. С первых дней создания этой организации сначала работала секретарем-референтом, затем ответственным секретарем и помощником президента Ассоциации. Больше 30-ти лет с нашими сородичами, лидерами этнических ассоциаций, мы прошли большой путь в борьбе за сохранение и развитие наших коренных народов Севера Якутии. За годы работы в общественной организации я была награждена юбилейными знаками «370 лет Якутия – Россия», «375 лет городу Якутску» и т.д.

 

Раиса Серафимовна Стручкова, ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения, имеет знак «Учитель учителей», награждена почетной грамотой Министерства образования РС(Я), почетный гражданин Эвено-Бытантайского района, член «Династии педагогов Никитиных»

Четвертая дочь – Рая родилась 15 января 1947 г. Она тоже пошла по стопам сестёр и тоже стала учительницей. В школе училась хорошо. В 1966 году окончила среднюю школу, вышла замуж, родила двоих сыновей. Муж, Виктор Стручков, был известным в республике спортсменом, мастером спорта СССР по классической борьбе, заочно окончил Якутский государственный университет, работал в разных руководящих должностях. В настоящее время спортивный зал улуса носит его имя, где регулярно проводятся турниры по вольной борьбе на приз имени В.Стручкова.

Раиса Серафимовна окончила Якутское педагогическое училище N1 по специальности «Учитель начальных классов». Так началась ее многолетняя творческая педагогическая деятельность в родной школе. С годами она приобрела солидный опыт в обучении и воспитании детей, постоянно занималась самообразованием и пополнением своих знаний. Она давала своим ученикам прочные знания и умения. Ее ученики с уважением и благодарностью отзываются о своей первой учительнице. В последние годы Раиса Серафимовна вернулась к народным традициям, к своим истокам и стала заниматься с детьми по своей программе «Ремесло предков». Программа основывается на народной педагогике, знакомит детей с обычаями и традиционными занятиями предков. Она учила детей шитью из меха, мастерству шитья из подшейного волоса оленя, вышиванию бисером, лоскутной мозаике, навыкам народного шитья, которому научила наша мама Матрена Васильевна. Раиса Серафимовна сумела заинтересовать своих учеников древним ремеслом предков. Ее воспитанницы достойно участвовали на районных, республиканских выставках прикладного искусства, становились лауреатами и дипломатами. Например, в 2004 году в улусном центре, затем в Якутске в Доме народов Севера она организовала персональную выставку своей ученицы  Лены Хамаровой, на которой экспонировались изделия из меха, бисера и природных материалов. Выставка прошла с большим успехом. Лена была награждена путевкой в оздоровительный лагерь г. Анапа. После ухода на пенсию, Раиса Серафимовна работала в историко-этнографическом музее Эвено-Бытантайского улуса.

 

Иннокентий Серафимович Никитин, отличник сельского хозяйства РС (Я).

Наш единственный брат Кеша с малых лет возился с оленями.  С отцом проводил все время в оленьем стаде, помогал ему пасти оленей. Впоследствии окончил Якутский сельхозтехникум, стал ветеринаром и всю свою жизнь связал с оленями. Его жена Анна Романовна – учительница начальных классов. У них двое детей. Иннокентий и в настоящее время много времени проводит в оленьих стадах. Без него не обходится пересчет оленей, и как ветеринар он всегда готов к работе и днем, и ночью. Для Иннокентия жизнь в кочевье – это комфортная и привычная жизнь. Он является продолжателем рода оленеводов Никитиных.

 

Мария Серафимовна Жеравина.

После Кеши родилась Маша. Но к сожалению, она рано ушла из жизни. Машенька была очень красивая и трудолюбивая девочка. У нее был большой талант к шитью. Она была радисткой. Ее муж Павел Жеравин много лет работал в аэропорту. У нее остался единственный сын, который много лет работает в МЧС спасателем-водолазником.

 

Евдокия Серафимовна Кирикова, отличник социальной службы.

После Маши появилась на свет Дуся. Она с детства была активная и смышлёная девочка. Она всегда все знала: где, что, когда и т.д. Евдокия Серафимовна окончила Иркутский геологоразведочный техникум по специальности «геофизик», но по семейным обстоятельствам пришлось работать в другой области. Дуся – мастерица на все руки, шьёт любую одежду: меховую и не меховую, национальные украшения с бисером и еще отменный кулинар. Много лет успешно работала социальным работником. Ее муж Иван Кириков был талантливым автомехаником. У них два сына и дочь.

Наша самая младшая сестренка Еля умерла в младенческом возрасте.

История нашей жизни в кочевой семье – развитие, учёба, труд, как зеркало цивилизации кочевых народов Севера. Родители в детстве заложили в нас крепкую духовно-нравственную основу, которая послужила в становлении личности каждого из нас. Вся жизнь нашей семьи посвящена сохранению и увековечению культурного наследия эвенского народа.

 

Автор: Вера Серафимовна Никитина

 

На фото:

Родители – Матрена Васильевна Шадрина и Серафим Иванович Никитин.

Матрена Васильевна с детьми: Анна, Роза, Вера, Кеша, Раиса, Дуся. п. Батагай-Алыта, 2003 г.

 

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ