Тамара АНДРЕЕВА: «Всегда думать о будущем…»

Тамара АНДРЕЕВА: «Всегда думать о будущем…»

16 января 2022 года свой 75-летний юбилей отметила Тамара Егоровна Андреева, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, доцент кафедры Северной филологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ, Заслуженный ветеран Сибирского отделения Российской академии наук, Отличник образования РС (Я), обладателя знака «Учитель учителей РС(Я)».

 

Тамара Егоровна, не могли бы Вы для начала немного рассказать о себе? Вы эвенкийка по национальности, верно?

– Да, я по национальности, действительно, эвенкийка. Родилась я в 1947 году в Амурской области, Селемджинском районе, селе Якутская Стойба. Это был небольшой посёлочек, где жило много людей разных национальностей: эвенки, немцы, китайцы, татары, якуты. Отец мой занимался оленеводством и охотой, но я его помню плохо. Он был болен после участия в русско-японской войне. Во время войны он был определен в отряд снайперов. Там он получил серьёзное ранение и в пятидесятом году, когда мне было три года, его не стало. О том, что мой отец был саха, я узнала позже, когда выросла и поскольку мать у меня эвенкийка, говорила со мной только по-эвенкийски. Поэтому мой родной язык – эвенкийский. В нашей семье было много детей, и из одиннадцати детей выжила только я. А мама моя, будучи многодетной, занималась домашним хозяйством, воспитывала детей.

 

Вы всегда мечтали работать в сфере науки или, всё-таки, были другие варианты? Что было определяющим моментом для вас при выборе? Что на это повлияло?

– Честно говоря, я никогда не мечтала работать в науке. Моя главная мечта детства – работать продавцом в магазине, продавать мороженое, конфеты. Потом появилась мечта стать бухгалтером, я очень любила считать цифры. В наше время к учителям относились очень уважительно, моя мама однажды как-то сказала: «Есть такие хорошие люди, которые учат детей, и все ценят эту профессию, вот ты и пойдёшь учиться на учителя». Так и получилось. Окончила я Магаданский государственный педагогический институт, факультет педагогики и методики начального образования, и стала учителем начальных классов в средней школе. После я проучилась два с половиной года в Новосибирске, у известного монголиста-тюрколога, экспериментатора-фонетиста, Владимира Михайловича Наделяева. Потом сдала кандидатский минимум по общей фонетике. Слетала в Ленинград и там тоже сдала кандидатский минимум, только  по тунгусоманьчжуроведению. Так, я в 1986 году успешно защитилась Институте лингвистических исследований. Моя диссертация называлась «Звуковой строй томмотского говора эвенкийского языка». За выбор этой темы была ответственна Мыреева Анна Николаевна. Именно она посоветовала мне выбрать томмотский говор, когда я столкнулась с выбором между пятнадцатью диалектами и пятидесятью говорами эвенкийского языка. Таким образом, все, что происходило в моей жизни, шаг за шагом вело меня к науке.

 

Какие из Ваших профессиональных, научных достижений Вы особенно отличаете от других или даже считаете наиболее важными?

– Свою первую работу «Звуковой строй томмотского говора эвенкийского языка». До меня ни один говор не был исследован экспериментальным методом. Это очень скрупулёзная, кропотливая работа, она моя любимая, так как написана под руководством Наделяева, моего любимого научного руководителя.

За годы работы в Интституте я подготовила три монографии «Звуковой строй томмотского говора эвенкийского языка», «Принципы организации звуковой системы эвенкийского языка» и «Словесное ударение в эвенкийском языке». А также в соавторстве «Словесное ударение в эвенкийском языке».

 

 

Какими были Ваши студенческие годы? Что оказалось самым ценным и чего, на Ваш взгляд, не хватало?

– Как по мне, самое главное в студенчестве – это здоровая моральная обстановка и взаимопомощь. Надо, чтобы группа была сплоченной. Я, например, чтобы хорошо сдать экзамен, брала под крыло отстающего студента и тщательно занималась вместе ним. В итоге и я, и мой партнёр получали пятерки и четвёрки, ведь тренируя его, я сама тоже подкрепляла свои знания. Что касается общежитий, то нам часто не хватало денег. По этой причине мы с соседками регулярно складывались деньгами и жили на них весь месяц. Некоторым родители отправляли посылки с продуктами, и мы питались этими продуктами и делились с другими комнатами. Вот так дружно мы и прожили целых четыре года.

 

 

Тамара Егоровна, Вы опытный педагог. Скажите, пожалуйста, чему учиться и к чему себя готовить?

– Хотела бы пожелать студентам, прежде всего, трудолюбия, дисциплинированности, всегда думать о будущем и учиться, учиться, учиться. Нет пути без усилий и терпения.

 

Каким Вы видите наш университет через 10 лет?

– Я думаю, что наш университет – один из передовых, как и наша республика. Сколько открытий совершается в наших стенах, сколько разных факультетов и лабораторий. Я уверена, что у нашего университета большое будущее. Надеюсь, что те студенты, которые учатся у нас сейчас, сами будут работать здесь в будущем и сделают наше учебное заведение еще лучше.

 

Уважаемая Тамара Егоровна, еще раз поздравляем с Юбилеем! Искренне желаем крепкого здоровья, благополучия Вам и Вашей семье, дальнейших успехов в научной деятельности и благодарим Вас за рассказ!

  

Марианна Борисова,

студентка 3 курса отделения журналистики ФЛФ

СВФУ имени М.К. Аммосова

 

Новости по теме: 

Поздравляем Тамару Егоровну Андрееву с юбилеем!

 

 

Написать комментарий

13 + 16 =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ