СЕМЕЙНАЯ ТРАДИЦИЯ МАСТЕРОВ
Святослав Петрович Марфусалов родом из Буягинских эвенков. Рос в семье Петра Елисеевича и Екатерины Павловны Марфусаловых. С детства он приобщился к традиционным видам деятельности. Темы эвенкийской культуры и языка является его излюбленной темой. Односельчане отмечают его пытливый ум и кругозор по кочевому образу жизни. Часами может рассказывать о жизни своих сородичей. До тонкостей знает и владеет технологией изготовления разных видов эвенкийской утвари. В поселке является знатоком эвенкийского языка и постоянно участвует в традиционных мероприятиях, организуемых в наслеге и районе.
Жизнь в кочевых условиях требует особого подхода в изготовлении изделий для утилитарных целей. Одним из важных предметов, используемых как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности является охотничий нож. Эвенкийский нож отличается способами изготовления, так как используется для разделки мяса и в повседневной жизни в условиях кочевья. Среди охотников и оленеводов Алданского района большой популярность пользуются охотничьи ножи, изготовленные Святославом Петровичем Марфусаловым. Эвенки считают, что его ножи качественные и очень удобные в использовании. Святослав Петрович хорошо знает потребности эвенков, так как является потомственным охотником и оленеводов. Вырос в семье Петра Елисеевича Марфусалова. Отец всю свою утварь изготавливал сам. Знал все тонкости изготовления всех видов саней, лыж, сетей, и других предметов быта. Поэтому сын, с большим интересом изучал предметы быта и раннем детстве начал приобщаться к трудовой деятельности кочевников.
Святослав Петрович обеспечил охотничьими ножами многих охотников и оленеводов поселка Хатыстыр. Они служат долгие годы и являются незаменимым орудием труда. Мастер считает, что эвенкийский нож имеет свои особенности по форме. Они в основном используются для разделки туши лося и оленя. Цель охотника быстро разделать тушу. Нож при этом должен быть легким в использовании и удобным для разделки туши. Практически охотник использует только нож. От качества ножа зависит скорость разделки туши. В то же время он должен быть легким и удобным для передвижения в тайге. Для клинка используется экологический материал из нержавеющего железа. Мастер считает, что от клинка зависит скорость разделки туши, поэтому секрет популярности его ножей заключается в особой форме спинки клинка, в особой заточке клинка, в легкости и в соответствии для использования размере. Многие годы он довел качество своих ножей до оптимального совершенства, поэтому они очень популярны среди сородичей. Для оленеводов он делает универсальные ножи, предназначенные именно для их деятельности. Ножны изготавливает в основном из кусков корня березы. Он высушивается и обрабатывается. Ножны очень важны, так как нож холодное оружие, а охотник находится в состоянии постоянного движения, часто по пресеченной местности. Ножны должны быть легки, удобны и надежны. В то же время их легко нужно вставить в ножны, при этом быстро и бесшумно достать из ножен. Много лет в Якутске проводится республиканский конкурс «Строганина», автором которого является председатель Ассоциации эвенков Борис Ануфриевич Николаев. Постоянный участник этого конкурса и призер Гаврил Толстоухов на этом конкурсе пользуется ножом С.П.Марфусалова. Он считает, что этот нож очень удобен для строгания северной мерзлой рыбы. Известный народный целитель и профессиональный врач М.Бугаев очень высоко оценил подарок мастера, хранит на почетном месте и пользуется только при выделке строганины. Широкую популярность эти ножи почили среди работников МЧС РС(Я). Валерий Андросов, один из известных спасателей популяризирует ножи Святослава Петровича среди своих коллег. Заказов на ножи и другие изделия Марфусалова очень много. Он получает большое удовлетворение от результатов своей работы, всегда с радостью помогает своим сородичам и стремится качественно выполнить заказ.
Святослав делает также средства для выделки шкуры парнокопытных. Эвенкийские материалы для выделки шкуры – это уу, кэдэрэ, чучун. Эти изделия он подарил школьным музеям Амурской области и Бурятии.
Мастер занимается, как и многие эвенки-мужчины изготовлением охотничьих лыж и саней. Лыжи должны отвечать своему предназначению как средству передвижения по пересеченной и горной местности. Лыжами эвенки пользуются для поиска оленей и для охоты. Для изготовления используются легкий материал из высушенных досок березы. Они имеют особый передний изгиб. Задние два изгиба намного ниже передних. Сверху лыжи покрыты мехом наружу. Для склеивания меха используется особо прочный клей. Материал не должен отклеиваться от сырости и движения. Для удерживания обуви имеются крепления, которые не должны мокнуть, не растягиваться и терять свое качество. Лыжи не должны быть надежными, не мерзнуть на морозе и обладать особо прочными качествами.
Все изделия Святослава Петровича изготовлены по старинной технологии и полностью отвечают требованиям для экстремальных условий использования.
Принцип многофункциональности и универсальности эвенкийских ножей помогают нам обходиться без других ножей: при резке овощей, при очистке картошки и всех других операций даже в условиях современной кухни. Это любимый нож без которого не обходится современная эвенкийская хозяйка. Посмотрите контент известной российской путешественницы и блогера Марины Галкиной. Насколько ей приходится выбирать посуду и инструменты для своих путешествий — очень практически и многофункциональны, малы по размеру, удобны по форме, легки по весу и бесшумны. Такой же подход в изготовлении предметов быта и охоты применялся, оттачивался эвенками в течение многих веков. И как важно это сохранить в наше время. И большая благодарность тем мастерам, которые не только знают, но и умеют применить в процессе изготовления этих предметов быта и охоты. К ним относится и герой нашего повествования Марфусалов Святослав Петрович, старейшина поселка Хатыстыр, потомственный оленевод и охотник, мастер своего дела.
Жена Святослава Петровича Валентина Степановна родилась 3 сентября 1948 года в Учурском районе, когда кочевали по притоку ручья Дютэки реки Гыным. Семья Сидоровых Степана Васильевича и Анны Семеновны имели много детей и постоянно кочевали по притокам Учура. В летнее время сестры и братья активно помогали родителям в повседневных делах оленеводов. Зимой жили в интернате в поселке Угино. Валентина с малых лет усвоила мастерство выделки шкуры и пошив традиционной одежды оленеводов. Она всегда стремилась сшить аккуратно, чтобы одежда была износостойкой и служила долго.
В начальной школе Валя училась в Угинской школе. В старших классах всех учащихся направили в Хатыстырскую школу. В годы учебы в школе познакомилась с будущим мужем Святославом Петровичем, с которым прожили 49 лет. В 1969 году прошла обучение в Якутске на швею. С тех пор не расставалась с этим видом деятельности. С 24 лет около 20 лет проработала в мастерской по пошиву одежды для оленеводов совхоза «Алданский». Была швеей и заведовала мастерской. Около шести лет с 1993 года по 2003 год проработала мастером по обучению детей мастерству традиционной одежды. Затем перешла на работу в оленеводческую общину «Гонам»для обеспечения палатками и одеждой оленеводов и охотников родной общины, созданной для возрождения культуры эвенков и развития оленеводческого хозяйства. Много сил отдала для поддержки родных и близких общинного хозяйства «Гонам». При этом постоянно участвует на выставках. Пошитые ее кумаланы и унты отличаются особым колоритом и узнаваемы по почерку и стилю. Валентина особое внимание обращала на материал изделия и его выделку. От качества выделки зависит прочность и долговечность изделия. Она считала, что зимняя одежда должна быть не только теплой и прочной, а отличалась красотой. Мода на традиционную одежду периодически меняется. В 70-е годы женщины любили носить боярки, а унты стали украшать бисером с растительным узором.Потом стали шить узоры с оленями, далее с ромбическим узором и вставками спереди унтов. Иногда носили унты из белого меха. Мужчины носли с шахматными узорами или строгими меховыми полосами. Стремились к подбору меха естественного темного цвета.
Валентина могла удовлетворить любой вкус женщины и сшить любое меховое изделие: шапку, унты, шубу – мукукэ для мужчин, зимнюю обувь для охоты. Предпочитала украшать меховыми узорами из «пальцевой» части камуса. Кусочки меха бывают очень жестки для выделки и требуют много усилий для выделки. При этом узор создается ритмическим и с плавным переходом из более светлых переливов округлой формы к более темным цветам. В последние годы с увеличением количества общин заказы поступали на заказ палаток. Оленеводы всегда предпочитали палатки, сшитые по заказу у собственных мастериц – оптимально соответствующие их потребностям. Палатки сшились более вместительные, удобные для установки, легкие для перевозки и безопасные. Внутри устанавливалась железная печка собственного изготовления. Таким образом, она практически обеспечивала своих родственников и сородичей теплым и удобным домашним кровом. Долговечные палатки служат долгие годы верой и правдой оленеводов и бережно хранят они их, с благодарностью вспоминая мастерицу.
Марфусалова Венера Петровна,
доцент СВФУ,
тел 89644152772
marfvenera@yandex.ru