Елена Голомарева: Когда высший судебный орган РФ защищает права простого охотника – это и есть торжество справедливости

Елена Голомарева: Когда высший судебный орган РФ защищает права простого охотника – это и есть торжество справедливости

25 февраля состоялось заседание экспертно-консультативного Совета при Федеральном агентстве по делам национальностей по вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

На заседании обсуждался проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и статью 19 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

 

В обсуждении приняли участие сенатор РФ, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорий Ледков, статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Анна Котова, заведующий центром публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Людмила Андриченко, члены Федерального агентства по делам национальностей а также представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений коренных малочисленных народов. Экспертом от Республики Саха (Якутия) выступила народный депутат Ил Тумэна Елена Голомарева.   

 

Как сообщила модератор дискуссии Анна Котова, по данному вопросу сформирована рабочая группа для того, чтобы учесть максимум предложений и замечаний экспертов по обсуждению проекта закона. Она сообщила, что необходимо совершенствовать правовое регулирование охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Данный законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 32-П.

 

Напомним, что ранее представитель саамов, одного из коренных малочисленных народов Севера, Андрей Данилов обратился в министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области с просьбой проставить в ранее выданном ему охотничьем билете отметку о возможности охоты в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Тем не менее ведомство отказало со ссылкой на недоказанность того, что Данилов относится к коренным малочисленным народам и что охота является основой его существования.

 

Впоследствии суды поддержали позицию министерства, исходя из того, что Андрей Данилов проживает в благоустроенной квартире в Оленегорске, который не относится к территориям традиционного проживания коренных малочисленных народов, имеет работу и получает стабильный доход, служащий источником обеспечения его семьи. 

 

В жалобе в Конституционный суд Андрей Данилов указал, что оспариваемые им нормы противоречат Основному Закону, поскольку не предусматривают права гражданина, который является представителем коренного малочисленного народа, ведет традиционный образ жизни в свободное от основной деятельности время и постоянно проживает вне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.  

Конституционный суд защитил право на охоту представителей коренных малочисленных народов, проживающих в городе. Суд рекомендовал законодателю уточнить порядок реализации права таких лиц на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, решив одну из важнейших и давних для коренных малочисленных народов проблем. 

Участники заседания отметили, что им пока не понятно, как именно будет фиксироваться связь с традициями и обычаями. Представители коренных малочисленных народов и эксперты-юристы отметили, что это должны быть объективные и подтвержденные данные, иначе получится так, что охотиться сможет кто угодно, а природные биоресурсы не безграничны.  

 

Григорий Ледков сообщил, что данный вопрос предварительно обсуждали  и провели ряд онлайн-совещаний с представителями Ассоциации в федеральных округах и с Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Он отметил, что Ассоциация, все региональные отделения  направили свои предложения. Он считает положительным моментом, что благодаря позиции ФАДН регионы с самого начала принимали активное  участие в обсуждении, разработке данного  законопроекта и вносили свои поправки.

 

Сенатор пояснил, что законопроект  направлен на устранение пробелов правового регулирования, содержащимся в Законе № 209-ФЗ, где нет четких условий осуществления традиционной охоты гражданами, относящимися к КМНС, но постоянно не проживающим. Он сказал, что необходим четкий механизм, который бы подтверждал связь представителей коренных малочисленных народов с традиционным образом жизни, если они не живут в местах традиционного природопользования, а формулировка «сохранение традиций и обычаев» слишком расплывчата.

Кроме того, в существующем законопроекте Георгий Ледков обозначил несколько замечаний – это отсутствие механизма подтверждения связи лица с конкретными территориями. Существующие нормы федерального законодательства не исключают право на охоту для коренных жителей, даже если они не проживают на данной территории и безусловную утрату такими лицами связи со своим народом, традиционным образом жизни и исконными территориями.  Он сказал, что в данном случае надо говорить о традиционных видах деятельности, а не об обычаях, так как образ жизни — это способ жизнеобеспечения, а обычаи – это правила. Григорий Ледков предложил все эти вопросы доработать и внести поправки уже во втором чтении.

 

Также Георгий Ледков затронул еще одни немаловажный момент. Он предложил внести в данный законопроект дополнение в соответствии с постановлением Конституционного суда от 2019 года в связи с обращением охотника Геннадия Щукина в части наделения переуступки права на охоту членам общины. Конституционный суд также удовлетворил обращение охотника, теперь каждый член общины имеет право добыть без каких-либо разрешений, к примеру, диких оленей. При этом общины вправе поручить охоту одному или нескольким ее членам в объеме, рассчитанном на них всех, так как в ином случае соответствующих гарантий будут лишены те члены КМНС, которые не имеют охотничьего билета, пожилые, женщины, кто не имеет возможности охотиться по малолетству, состоянию здоровья или в силу других объективных причин. Сенатор предложил подтвердить решение Конституционного суда в данном законопроекте, тем самым выполнив постановление КС на основании обращений граждан из числа  представителей КМНС. Он при этом, подчеркнул, что при действующих нормах закона сегодня даже проживающие в местах компактного проживания граждане имеют проблему к доступу  охотничьим биоресурсам.

 

Людмила Андрейченко выразила свое согласие по поводу озвученных предложений и замечаний Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в лице ее председателя. Она отметила, что следует выработать четкие механизмы законодательных основ для реализации права на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и для определения насколько он сохранил свою этническую и культурную связь со своим народом и территориями, на которых тот проживал. Также она подчеркнула, что объекты животного мира не  безграничны. Кто будет вести этот учет на местах? Она отметила, что в условиях перехода на одноуровневую систему, вести этот учет будет достаточно сложно, поэтому надо все эти нюансы четко прописать в законопроекте.   

 

Народный депутат Елена Голомарева указала на необходимость внесения ряда изменений  в обсуждаемый законопроект. В частности, она  выступила против исключения слова «коренные» в данном законопроекте. Она пояснила, согласно статье 69 Конституции РФ закон гарантирует права КОРЕННЫХ малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Она сказала, что понятие «коренной народ» является понятием международного права, а убрав его из контекста можно изменить суть самого закона.  

 

Кроме того, Елена Голомарева  предложила статью 19 данного законопроекта изложить в следующей редакции:

Традиционная охота осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, общинами малочисленных народов, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

 

Парламентарий Якутии подчеркнула, что Конституционный Суд РФ защитил права простого охотника и решил, что проживание вне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности само по себе не свидетельствует о том, что представитель этого народа прекратил данный статус или  утратил этническую и культурную связь со своим народом и территориями, на которых тот проживает. Она сообщила, что в жизни она часто сталкивается с подобными ситуациями, когда охотников или рыбаков порою неоправданно сурово штрафуют, пользуясь противоречиями и пробелами законодательства.

 

«Сам факт того, что Конституционный суд — высший судебный орган РФ признает и защищает права простого охотника – это и есть восстановление справедливости и торжество правосудия. А решение проблемы конкретного человека, в данном случае охотника – это решение проблемы всей его семьи, общины, рода и, в конечном счете, целого этноса. Это показывает, что наша правовая система стала более чувствительна к правам коренных народов и это радует», — сказала парламентарий.

 

Статс-секретарь — заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Анна Котова сказала, что все озвученные в ходе заседания комментарии и предложения экспертов будут направлены в рабочую группу Комитета Государственной Думы по делам национальностей.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ