Людмила Бурцева: На Севере и в Арктике необходима государственная программа для поддержки оленеводов
На XV Съезде женщин Якутии и II Дальневосточном женском форуме, посвящённым 100-летию образования ЯАССР и Году матери в республике, одной из ключевых является стратегическая сессия «Женщины Арктики». В работе сессии участвует директор МУП «Себян» имени П.А. Кейметинова Людмила Бурцева из села Себян-Кюель Кобяйского улуса. Людмила Васильевна – человек с активной жизненной позицией. Всей душой болеет за Север, чуткий руководитель и хороший организатор производства сохраняет и передает молодым знания и опыт старшего поколения.
Уроженка Усть-Алданского района Людмила Бурцева, в 1987 году приехав на практику в село Себян-Кюель Кобяйского района, вышла замуж за оленевода и стала хранительницей очага в кочевых условиях.
— Я была делегатом I съезда оленеводов России в 1995 году в Москве, делегатом II съезда оленеводов РС(Я) в селе Улахан-Чистай Момского района в 2010 году, и везде выступала с большой трибуны за улучшение качества жизни оленеводов и семей в кочевых условиях.
Сейчас мой муж при непрерывном стаже получает пенсию по старости в месяц 19 721,36 рублей. У меня также по старости пенсия составляет 16 839,40 руб. В молодые годы мы кочевали в экстремальных климатических условиях, трудились без выходных. Люди, отработавшие в тепличных условиях в организациях, получают гораздо больше, чем мы. Это несправедливо!
На Севере и в Арктике кочевой образ жизни и оленеводство находятся в большой зависимости от природных условий. Учитывая это, в целях сохранения и развития традиционной отрасли оленеводства необходима государственная программа для поддержки кочевых семей с финансированием из федерального и республиканского бюджетов.
В последние годы Министерство сельского хозяйства РС(Я) ограничило права кочевых семей по зонам ведения. Например, в горно-таежной зоне стандартное стадо должно иметь 800 голов, оленеводов должно быть шесть человек и две чумработницы, то есть должны кочевать две семьи оленеводов. А остальные семьи остаются в поселке, и это, считаю, совсем неправильно. Нужно пересмотреть методику и нормативы по оленеводству.
Мне в кочевой жизни очень помогло высшее образование, которое получила в Иркутском сельхозинституте. Я умела все: была поваром, ветеринаром, медсестрой, воспитательницей своих детей. Научилась традиционной выделке и пошиву меховых изделий.
Современные чумработницы должны знать азы первой медицинской помощи в любых ситуациях, обучать своих детей на уровне дошкольного и начального образования, также уметь лечить оленей, шить и заниматься выделкой шкур.
А для развития детей оленеводов нужны настоящие кочевые детские сады и школы с выходом в Интернет.
По опыту зарубежных оленеводческих стран, например, Норвегии и Финляндии, я предлагаю открыть учебный центр при АГАТУ для оленеводов и чумработниц – они должны стать универсальными работниками.
Как директор, я предоставила возможность своим 15 молодым оленеводам пройти курсы обучения в АГАТУ, по окончанию которых все они получили профессию рабочего оленевода 3-го разряда. Затем наше предприятие заключило соглашение на три года с Минсельхозом Якутии, согласно которому они, помимо заработной платы, получают 10 тысяч рублей ежемесячно. Это большой стимул для молодых оленеводов. В этом году также планируем отправить на обучение оставшихся молодых оленеводов и чумработниц.
По программе строительства и улучшения жилищных условий мои оленеводы в 2021 году прошли отбор в Минсельхозе Якутии и будут иметь новое жилье в 2022 году селе Себян-Кюель. Это тоже для всех нас большое достижение.
Кроме того, есть у нас еще проблема. Из-за близкородственных связей, невозможности выезжать из родных наслегов в последние десять лет в северных и арктических улусах стало много одиноких оленеводов. Например, в нашем наслеге насчитываются 14 одиноких мужчин.
Чтобы решить эту проблему, для создания семьи одиноких, не выезжающих за пределы своего стада и наслега, предлагаем создать в оленеводстве программу наподобие земского учителя или врача.
Как руководитель хозяйства, могу сказать, если хорошо организовать условия и решить социально значимые проблемы, оленеводство будет развиваться наравне со всеми отраслями. Должна вестись, в первую очередь, грамотная зоотехническая и племенная работа по обновлению оленей, для улучшения эвенской породы, в частности.
Благодаря поддержке Министерства сельского хозяйства РС(Я) и отдела традиционных отраслей, слаженной работе с администрацией Кобяйского улуса, управлением сельского хозяйства района, наше хозяйство провело работу по обмену 47 голов с Оймяконским улусом, перевозом на большегрузной автомашине. Все они были доставлены в село Себян-Кюель.
В связи с тем, что старые базы, корали (загоны для оленей) устарели, мы занимаемся оснащением баз, строительством изгороди на маршрутах стад. Приобрели ГСМ для генераторов, бензопил и буранов оленеводов-волчатников, но все равно их не хватает. Надо предусмотреть финансирование на приобретение ГСМ, почему оленеводы в зимнее время в стадах не должны пользоваться генераторами, бензопилой?
Мы ежегодно стараемся участвовать в разных конкурсах. Так, приобрели 5 раций на 1 500 000 рублей и продолжаем держать связь со всеми своими стадами. Сейчас также должны приобрести вездеходную технику для предприятия.
Из-за расходов на коммунальные услуги, в особенности по теплоэнергии, у нас закрыт кожевенно-меховой цех. Нам предоставили одну комнату для работы пошивочного цеха в здании дирекции МУП.
По содержанию КМЦ просьба предусмотреть финансовые средства в программе поддержки. Пошивочные цеха обязательны для обеспечения теплыми меховыми изделиями оленеводов и чумработниц. Потому что работа оленевода в основном ведется на открытом воздухе, на улице, в экстремальных природно-климатических условиях.
С целью привлечения в наше время молодых в оленеводство, хотим предложить выплату подъемных, чтобы заинтересовать, как в союзные времена, натуроплатой оленями тугутами-самками в количестве 5 голов. Ведь если у молодого человека будут свои собственные олени, то у него появится интерес к работе.
Напоследок хотелось бы сказать, чтобы эффективнее действовали программа государственной поддержки традиционной отрасли оленеводства и закон кочевой семьи. Предусматриваемые финансовые средства доходили тем, кто действительно трудится и занимается традиционной отраслью оленеводством и действительно кочующим семьям Севера и Арктики. Вести жесткий контроль за распределением и освоением финансовых средств по программе и закону кочевой семьи.
Ведь мы все знаем, самое главное богатство республики и великой многонациональной России не бриллианты и алмазы, а ведущие уникальный кочевой образ жизни в традиционных отраслях на территории Севера и Арктики представители КМНС, составляющие основную часть экономики нашего общества.
Людмила Бурцева – победительница республиканского конкурса кочевых семей «Хозяйка чума, сохрани свой очаг» (2003 г.), призер международного конкурса «Кочевая семья мира» (2005), неоднократный призер и абсолютная чемпионка региональных Игр оленеводов по гонкам на оленьих упряжках на дистанции 3 км среди женщин, по метанию маута, отличник сельского хозяйства РС(Я), заслуженный работник сельского хозяйства РС(Я), обладательница Знака отличия «Гражданская доблесть» РС(Я), обладательница знака «За вклад в развитие профсоюзного движения Якутии», делегат I съезда оленеводов России (1995), делегат международного III Конгресса оленеводов мира (2005), делегат XII съезда женщин РС(Я) (2006), делегат II съезда оленеводов РС(Я) (2010), ветеран труда РС(Я).
Подробнее: https://ulus.media/article/44129