Как Общинный мониторинг помогает учитывать и распределять традиционные ресурсы
3 марта в г. Москва состоялась встреча представителей общин, принимающих участие и заинтересованных в участии в программе Общинного мониторинга. От Якутии в мероприятии приняли участие Лидия Николаевна Атласова и Мария Ивановна Григорьева, общественники из Жиганского района.
Ранее в газете и на наших сайтах мы несколько раз рассказывали об этом международном проекте документирования традиционных знаний коренных народов Арктики. Авторы программы на своем многолетнем опыте выяснили, что традиционные знания северян предоставляют полную картину изменений, происходящих в Арктике в последнее время. Точность, детальность и достоверность собранных у коренных жителей данных ни в чем не уступает дорогостоящим научным исследованиям.
Никита Викторович Вронский, координатор проекта в регионах Российской Арктики, видит цель программы Общинного мониторинга в эффективном использовании традиционных местных знаний для улучшения практики управления ресурсами традиционного природопользования самими местными сообществами. Он уточняет, что данные собираются не в научных целях для третьих лиц или институтов, а исключительно в интересах местных сообществ и способствуют обеспечению их прав на традиционное землепользование. Программа позволяет местным сообществам документировать процесс изменения тех ресурсов, которые традиционно поддерживают их жизнеобеспечение.
«При регулярном сборе наблюдений за природными ресурсами, данные этих наблюдений, оформленные соответствующим образом, можно использовать для укрепления прав местных сообществ на использование этих ресурсов, а, следовательно, для улучшения условий жизни местного населения», — объясняет координатор проекта.
Очень важно, что мониторинг ведется общинами в долгосрочной перспективе, так, чтобы наглядно видеть изменения, происходящие в том или ином регионе. В данное время программа выполняется на территории Мурманской области и Якутии (Оленекский и Жиганский районы).
О работе Общинного мониторинга в Жиганском районе рассказывает Лидия Атласова
Однако, Никита Викторович отмечает, что хоть в настоящее время Общинный мониторинг работает исключительно в Арктических регионах, это совсем не означает, что данный метод сохранения природных ресурсов традиционного природопользования не может быть применён в других регионах. «В России такими регионами могут быть, например, Ханты-Мансийский округ, Томская область, Хабаровский край, Приморье и другие.»
Точно также в Якутии Общинный мониторинг можно распространить и на другие районы, не являющимися Арктическими.
Применяя традиционные знания, местное население сможет усилить свою роль в диалоге с местной властью и другими землепользователями по вопросам установления правил и регулирования использования природных ресурсов. Ниже даны конкретные возможные примеры ожидаемых результатов:
- оптимизация устойчивого доступа к рыбным ресурсам,
- совершенствование управления популяциями хищных животных,
- совершенствование правил промысловой охоты,
- борьба с браконьерством,
- снижение опасности разного рода загрязнений окружающей среды,
- контроль доступа на территории традиционного природопользования извне,
- мониторинг состояния оленьих пастбищ,
- совершенствование правовых возможностей управлять состоянием ресурсов на территориях традиционного природопользования.
Какие объекты окружающего мира могут быть включены в программу Общинного мониторинга на местах?
— Промысловые виды животных (рыба, птица, звери);
— Оленьи пастбища;
— Пути миграций промысловых животных;
— Использование ресурсов неместным населением;
— Состояние водоёмов;
— Влияние туризма на состояние местных ресурсов;
— Местный климат…
и многое другое, что вызывает тревогу у жителей. Например, школьники села Жиганск объектами мониторинга выбрали, кроме прочего, состояние свалки и наличие местных товаров в магазинах.
Вячеслав Шадрин рассказывает о заполнении таблицы-матрицы (таблицы представлены далее)
Какие положительные итоги программы в Арктике уже имеются?
За всю работу программы Общинного мониторинга накопилось достаточно примеров положительного результата общественного наблюдения за изменениями окружающей среды, в том числе более грамотного распределения ресурсов охоты и рыбалки.
Например, ранее в Гренландии в свое время был установлен запрет на охоту за дикими оленями в связи с нехваткой данных об их численности. Ученым просто было некогда или слишком накладно выезжать в столь удаленный регион для исследований, хотя местные жители сигнализировали об увеличении популяции дикого северного оленя. В итоге, животных стало так много, что они стали разрушать пастбища. Благодаря проекту рекомендации местных охотников были направлены местным органам власти, и запрет на охоту был снят: теперь охотиться на «дикарей» там можно, что определенно сказалось на благосостоянии местных общин.
Еще один пример связан с рыбалкой. Так, на побережье Гренландии работало множество больших компаний по вылову креветок. Своими тралами они разрушали нерестилища ценных для местных жителей пород рыб. Благодаря мониторингу рыбаков, участвующих в данном проекте, была выявлена тенденция снижения количества вылавливаемой местными рыбаками рыбы. По информации местных общин и рекомендациям рыбаков был установлен запрет на вылов креветок у побережья Гренландии кораблями крупных рыболовецких компаний. Зато больше квот на вылов рыбы стали получать местные рыбаки.
А что касается реализации программы Общинного мониторинга в Якутии?
При запуске программы на территории Жиганского района на всех встречах остро звучал вопрос о доступности мест традиционной рыбалки. Местная Ассоциация КМНС, руководимая Лидией Атласовой (она же районный координатор), уже в течение нескольких лет поднимала этот вопрос. И вот после тех собраний с жиганскими рыбаками к делу подключилась региональная Ассоциация, и с общей помощью возле Жиганска наконец было выделено место для традиционного лова рыбы, что значительно упростило жизнь местного населения. Теперь подобный вопрос поставили жители других населенных пунктов района.
Спустя год один из рыбаков озвучил общее мнение, что из-за потепления температуры воды рыба идет глубже и, следовательно, не ловится в сети стандартного размера. Напомним, что размеры сети регулируются федеральным законодательством и являются общими для всей территории России и, таком образом, не учитывают специфику регионов.
На встрече с работниками администрации и инспекторами экологии, рыбных и охотничьих ресурсов это предположение было озвучено Вячеславом Шадриным. Понятно, что необходимо определенное время для изменений размера сети. Было бы хорошо, если бы подобные полномочия были переданы региональным органам власти. Данные рекомендации также направлены депутатам Ил Тумэн для дальнейшей работы с Федеральным Законом «О рыболовстве».
Итак, готова ли ваша община включится в данную программу и принимать участие не только в фиксации происходящих по ряду причин изменений, но и самим управлять состоянием ресурсов на территориях традиционного природопользования? Координатором программы в Якутии является вице-президент Ассоциации КМНС Якутии Вячеслав Иванович Шадрин.
Охотникам, рыбакам и оленеводам предлагается вести наблюдение за изменениями в окружающей среде по определенным объектам, будь то дикий олень, медведь, волк, соболь, виды рыб… Для заинтересованного местного населения нет необходимости вести специальные исследования – все данные собираются во время своей повседневной активности во время охоты, рыбалки или выпаса оленей. Затем, раз в квартал группа участников проекта собирается под руководством местного координатора (как правило, это работник или глава местной администрации или ассоциации), где обсуждает эти собранные во время своей деятельности данные. Во время обсуждений заполняется специальная таблица, позволяющая со временем выявлять определенные тенденции по тому или иному объекту наблюдения. Также в таблице в ходе обсуждений группа размещает комментарий по собранной информации и пытается найти объяснение этим изменениям и, что очень важно, делится своими идеями на этот счет, а также приводит свои предложения и рекомендации по изменению ситуации. В дальнейшем эти рекомендации через местные ассоциации доводятся органам власти различного уровня.
Это две таблицы-матрицы, заполненные во время мониторинга. Сверху составленная взрослой группой, снизу — школьниками.
Жиганск – первое место, где в качестве участников проекта были выбраны школьники. И объекты наблюдения выбраны ими совершенно другие: овраги, свалка, паразиты рыб, наличие зоопланктона в реке Стрекаловка, чистота питьевой воды, наличие местной продукции в магазинах… Все это так или иначе влияет на нашу повседневную жизнь.
Например, овраги, разрастаясь, угрожают обвалами строениям. Наличие местной продукции и ее ценовая доступность тоже является очень важным фактором для местных жителей. Но самым актуальным стало наличие питьевой воды. Напомним, в Жиганске проект стартовал за год до экологической катастрофы на реке Вилюй. Теперь эта тема стала актуальной для всей нашей республики…
Интересно, что ребята, занятые в проекте, также ведут свою исследовательскую деятельность в рамках школьных научно-практических конференций, а также принимают участие в региональных и российских мероприятиях. Поэтому понятно, почему проект нашел своих заинтересованных участников среди школьников. На встрече спустя год школьники заявили о расширении объектов наблюдения
Аят САТАРОВ