Вверх по Мае реке к оленеводам…

Вверх по Мае реке к оленеводам…

5 сентября завершилась экспедиция в оленеводческое стойбище «близ» Аяна Хабаровского края представителей Ассоциации эвенков Якутии. Весь путь туда и обратно занял девять дней…

 

Поездка была запланирована и согласована с оленеводческими хозяйствами Аяно-Майского района заблаговременно. Наши проводники – ООО «Усть-Мая тур» – сформировали бригаду мотористов — знатоков своенравной реки Мая, и доставили своих пассажиров как раз, когда два оленеводческих хозяйства встретились на участке «Морской».

 

На самом верху хребта есть озеро. Мария Дьяконова, член правления Ассоциации эвенков Якутии, Николай и Евгения Карамзины, Лариса Попова.

 

Организовали поездку Лариса и Владимир Поповы, о их деятельности мы подробно расскажем в следующем материале. Они уже давно дружат с Николаем и Евгенией Карамзиными, жителями села Нелькан, держащими оленей недалеко от трассы Аян-Нелькан. Пользуясь возможностью попутной машины, оленеводы доставили двух производителей в Аян и дальше на участок для обмена с хозяйством Андрея Сабрского.

 

Николай Карамзин везет своих оленей для обмена. Так что в оба конца мы ехали с оленями… 

 

Андрей Сабрский с женой Ириной Тимофеевой и сыновьями Аликом и Савелием кочуют по другую сторону Джугджура в Чумиканской тайге. Как таковой общины у них нет, в советское время таких называли единоличниками. Такие, как правило, были крепкими хозяйственниками и до конца держались традиций. Так и семья Андрея и Ирины живут тем, что дает тайга. Отсутствие какой-либо официальной организации дает о себе знать в виде отсутствия государственной поддержки. В основном они полагаются только на себя и своих детей. Правда, с наступлением учебного года те вынуждены уезжать в интернат. Дети выросли с оленями и все о них знают, на равных помогая своим родителям, несмотря на свой юный возраст. Алик, например, ежедневно готовит будущих учаков, приучая их к седлу. Ирина рассказала, что раньше артели, коих достаточно тайге, покупали мясо, что существенно помогало их небольшому хозяйству. Но сейчас «золотари» сами завозят себе достаточное количество продуктов, так что оленеводы лишились одного из источников своего дохода. Крупные организации вроде «Полиметалла» оказывают ежегодно помощь в виде продуктов и необходимых товаров «под запись», то есть живых денег оленеводы почти не видят. Про ситуацию на рынке соболей рассказывать и не стоит…

 

Николай Карамзин подтверждает рассказ чумиканских оленеводов, рассказывая, что уже нет смысла специально добывать соболя. «Так, если это случается по пути кочевья». Оленевод сравнивает это с ситуацией с белками, некогда основным источником дохода эвенков, когда шкурки обесценились и добывать их стало совсем уже нерентабельно.

 

Слет оленеводов состоялся на участке «Морской» в 60 с лишним километрах от Аяна. Но близость эта обманчива – путь туда через хребет составил 10 часов. И все это время мы, пассажиры, не могли скрыть возгласов удивления и восхищения природой. По горным рекам поднимается рыба, болгикта — кедровый стланник – усыпан крупными орехами, горные бараны, заслышав шум машины, скрываются за вершинами гор… И все это великолепие, как и путь по реке Мае, профессионально заснял еще один пассажир, оператор НВК «Саха» Александр Адамов.

 

Дорога до участка занимает 8-10 часов…

 

Хозяином на участке является Андрей Карамзин. Еще его отец держал там своих оленей и вот некоторое время назад Андрей Николаевич возродил хозяйство. Помогают ему в этом оленеводы Леонид и Семен Тимофеевы. Да, это братья Ирины, кочующей со своей семьей по ту сторону хребта.

Еще один их брат Сергей тоже должен был присоединиться со своими оленями к слету оленеводов, но задержался в дороге. Зато, узнав о приезде сестры, из села Джигда со своим внуком приехала их старшая сестра Лена Тимофеева. Она забрала на учебу младшего из детей Ирины и Андрея Савелия и вернулась с нами. Савелий пойдет в первый класс в Джигде под присмотром своей тети. Всю дорогу он вел себя как взрослый человек, помогая в погрузках и выгрузках из одного транспортного средства в другой. Настоящий таежник!

 

Андрей Карамзин решил возродить в Аяне оленеводство и на голом энтузиазме написал несколько проектов, которые в последствии поддержал Фонд президентских грантов. Поддерживает его деятельность и администрация района, заинтересованная в сохранении традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера. Вот и в этот раз всем трем хозяйствам администрация предоставила спутниковые телефоны с симками, портативные электрогенераторы и батареи.  

Как рассказал нам Роман Марткачаков, заместитель главы Аяно-Майского района, поддержка хозяйствам ведется по нескольким районным и краевым программам. Конечно, их нельзя назвать достаточными в полную меру, но положенную помощь государства оленеводы получают. Мы обратили внимание руководства района, что надо помочь Ирине и Андрею в регистрации своего хозяйства.

 

Роман Марткачаков вручает оборудование трем хозяйствам. Ирина Тимофеева в середине, а на учаках сидят ее племянник Матвей и дети, Алик и Савелий.

 

Семья Тимофеевых – это выходцы из по-советски не так давно закрытого села Маймакан. Сейчас же маймаканцы живут по всему району. Все они помнят свое оленеводческое детство и прекрасно знают родной язык.

Елена Тимофеева рассказала нам, что кочевала с оленями до того момента, как ее дети пошли в школу. Старшие же так и выросли в тайге. Стержнем семьи является их мама – Екатерина Афанасьевна Тимофеева, которая этим летом присоединилась к хозяйству Андрея Карамзина. Всю жизнь она провела в тайге, где и выросли все ее дети. Несколько лет она жила на Сахалине, где помимо оленеводства также преподавала эвенкийский язык. Теперь вернулась в родной район и помогает в хозяйстве с оленями, занимается рукоделием, готовит оленеводам пищу.

 

Несмотря на тревожную тенденцию сокращения числа домашних оленей и хозяйств, их держащих, теплится еще надежда, что дети Андрея и Ирины, внуки Екатерины Афанасьевны, не оставят тайгу. А энтузиазм Андрея Карамзина не иссякнет с годами, и он найдет новые методы привлечения молодых оленеводов в традиционные хозяйства. Руководство района же разработает новую программу поддержки оленеводства… особенно молодых оленеводов. Богатые ягелем места снова будут полны хозяйствами и стадами оленей.

 

 

Поездка состоялась благодаря гранту РООИ «Северовед» РСЯ при поддержке МинАрктики РС(Я).

 

Аят САТАРОВ

Россыпь фотографий с поездки:

 

Олени Николая Карамзина

 

Незамерзающая бухта Аян

 

Наш проводник Владимир Дьячковский рассказывает о Цыпандинской пещере. Когда-то тут хранили мясо. Вход в пещеру был застроен стеной с дверью. Лед в пещере не таял. Есть озеро и два ответвления пещеры. Снимает оператор Александр Адамов.

По Мае реке

 

Рыба идет вверх по речке

 

Болгикта полна орешками на перевале Джугджура

 

Видны рисунки людей, выполненные охрой 

 

Сэвэк Мо в закрытом селе Цыпанда

 

После впадения Юдомы вода Маи окрашивается в такой цвет

 

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ