Пресс-конференция. АЛЕКСАНДР АКИМОВ: «САНКЦИИ ДОЛЖНЫ ПОСЛУЖИТЬ СТИМУЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ»
Как дальше будет развиваться Арктика и Дальний Восток в связи с новыми санкциями Запада? Об этом и о многом другом рассказал якутским журналистам Александр Акимов, заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Напомним, что сенатор Александр Константинович также является руководителем рабочей группы Совета по развитию Дальнего Востока, Арктики и Антарктики, членом правительственной комиссии по ДВ и Арктике (руководитель Юрий Трутнев), а также руководит делегацией СФ Постоянного комитета парламентариев Арктического региона, отвечающего за взаимодействие с Арктическим советом.
ПРО 100-ЛЕТИЕ ЯКУТИИ
Пресс-конференция прошла в рамках региональной недели в Якутске, проходящего с 4 по 10 апреля в Якутске. Приводим вкратце его выступление и ответы на вопросы представителей СМИ.
— Этот год для нас особенный. Мы отмечаем 100-летие со дня образования Якутской АССР, – начал встречу с прессой Александр Акимов. — Недавно мы отметили в Москве юбилей Постоянного представительства Якутии при Президенте РФ. Я сам ранее возглавлял представительство, потому мне это близко и знакомо. Удивляюсь прозорливости тогдашнего одного из лидеров молодой республики М.К.Аммосова, добившегося создания данной структуры одним из первых среди субъектов страны. Да, Совет Федерации, обязательно, будет проводить мероприятия в связи со 100-летием Якутии. Хочу сказать, что наш комитет по федеративному устройству – это палата регионов, где представители субъектов государства могут высказывать и принимать решения, касающиеся всех сторон жизнедеятельности населения.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И АВИАЦИЯ
— Про Северный морской путь. Вопрос очень важный для России во всех отношениях. Это наш круглогодичный транспортный коридор. Он протянулся от Мурманска до Камчатки. Помните, как мы гордились героями освоения Арктики, летчиками, полярниками, учеными, атомным ледоколом «Ленин»… Но сейчас нужны новые подходы. Идет изменение климата, тают льды. Но работа идет. Сейчас строится шесть крупных кораблей-ледоколов.
Севморпуть доставит груза быстрее и дешевле в два раза, чем суда проходят в моря через Суэцкий канал, например. Многие страны интересуются нашими морскими путями. Перспектива большая, сейчас объемы транспортировки увеличены до 80 млн тонн, в разы больше, чем раньше, предстоит довести цифру до 100 млн тонн.
Считаю, что надо заниматься строительством северного широтного хода, связующего материк и Севморпуть: строительство дорог не зависит от импортозамещения. Мы будем строить дороги, мосты, нам никто в этом не помешает.
Про северную авиацию. В условиях новой экономической блокады, нам, конечно, нужны отечественные самолеты, не зависящие от западных запасных частей. Сложно, но решаемо. На это, конечно, понадобится время, где-то три года. Вот создали авиакомпанию «Аврора», по поручению главы государства, которая будет обслуживать весь Дальневосточный регион. Да, нам нужно заняться реконструкцией аэропортов, созданием собственных отечественных самолетов малой авиации взамен Ан-2, Ан-24 и других. Немаловажно сохранит и продолжить субсидирование авиаперевозок для жителей Арктики.
В прошлом году мы вплотную занимались лесными пожарами, в том числе в Якутии. Об этом много сказано и правительством приняты соответствующие меры, которые позволят укрепить базу пожарных служб и своевременное тушение очагов огня. Идет также работа по северному завозу, положение меняется в лучшую сторону.
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА
— Мы впервые добились финансирование специальной программы «Дети Арктики», лично ставил не раз вопрос перед председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, она нас поддержала.
Вообще, что касается вопроса жизнедеятельности коренных малочисленных народов страны, в т.ч. Якутии, то мы вплотную работаем с президентом Ассоциации КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, сенатором Григорием Ледковым. Решен вопрос с учетом представителей КМНС, этим сейчас занимается Федеральное агентство по делам национальностей. Надеемся, что скоро решим вопрос о приравнивании общин к сельхозтоваропризводителям. Это позволит им получать субсидии, реализовать свою продукцию, получать прибыль.
Есть вопросы по территориям традиционного природопользования, сейчас таковых стало более 600. Готовятся поправки к законам, регулирующим отношения между общинами и промышленными компаниями, работающими на землях коренных северян. Готов проект закона о кочевых народах Севера, гарантирующий их права и интересы. Принято решение о возмещении ущерба северянам за разработку недр на их землях. Мы добиваемся, чтобы между промышленниками и общинами обязательно заключались соглашения о социальной поддержке последних.
САНКЦИИ – ЭТО СТИМУЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
— Также наш комитет вплотную работает с Госсобранием РС(Я), с каждым комитетом в отдельности. Они у себя рассматривают вопросы, потом направляют к нам в Совет Федерации. Мы проводим и выездные заседания, и круглые столы, активно участвуем в заседаниях СовФеда. Проблем немало, но и они решаемы нашими совместными усилиями.
Еще раз подчеркну, что государство сейчас делает многое, чтобы смягчить кризисный удар по людям, вы это видите. Нужно понимать, что санкции – это надолго, не на один год. Но я убежден, что эти условия должны послужить стимулом для развития экономики, отечественного производства, и уверен, что это возможно.
За время пребывания в рабочей командировке Александр Акимов, как председатель Международной федерации по мас-рестлингу подписал Соглашение с СВФУ по развитию данного вида спорта, прочел лекцию для студентов. Также проведет в якутском парламенте совещание по летнему отдыху детей и ремонту объектов образования, проведет прием граждан и т.д.
Валентин ВИКТОРОВ