Проблемы сохранения языков народов Сибири и Дальнего Востока и пути их решения обсудили в Ил Тумэне

Проблемы сохранения языков народов Сибири и Дальнего Востока и пути их решения обсудили в Ил Тумэне

7 апреля в Государственном собрании Республики Саха Якутия (Ил Тумэн) состоялось заседание Рабочей группы по родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока при экспертно-консультационном совете Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» по образованию и науке. Участники – члены Исполнительного комитета МА «Сибирское соглашение» г. Новосибирск, Москвы, Хакасии, Алтая, Бурятии, Тывы, Красноярского края, Сахалинской области и Хабаровского края.

 

Вела заседание председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций, доктор педагогических наук, профессор, сопредседатель Рабочей группы Феодосия Габышева.

На открытии заседания с приветственным словом выступили приглашенные гости.

 

 

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), народный писатель Республики Саха (Якутия) Андрей Кривошапкин отметил следующее:

 

«Родные языки – это визитная карточка народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, честь, гордость и достоинство. Сегодня народы Севера делятся на две группы. Первая группа, это северяне, владеющие родным языком как в быту, так и на официальных мероприятиях. Вторая группа, это северяне, не владеющие родным языком. Наличие этой группы — наша общая слабость и упущение. Наша задача заключается в том, чтобы общими усилиями решить эту, довольно непростую проблему. Решение этой задачи, на мой взгляд, зависит от мудрости родителей, которые общаются с ребёнком на родном языке со дня его рождения. Если человек по-настоящему дитя северного этноса, он должен научиться говорить и писать на родном языке.  Это трудно, да, безусловно, трудно, но для северянина с сильной волей это вполне решаемая задача».

 

В своем выступлении он поблагодарил парламент Якутии за высокий уровень правовой защиты по сохранению, изучению и развитию языков коренных малочисленных народов Севера.

«В этом отношении наши депутаты активные, напористые, наступательные, которые гордятся своими народами, используют богатый опыт, чтобы облегчить жизнь северян», — подчеркнул Андрей Кривошапкин.

 

 

Елена Голомарева, председатель Постоянного комитета Ил Тумэн по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики отметила недостаточное финансовое обеспечение проектов учителей и ученых на возрождение и сохранение языков КМНС. Выразила обеспокоенность низкой заработной платой учителей родных языков, а выделение одного часа в неделю в учебном процессе на родной язык не могут дать хороших результатов, заметила депутат.

 

«Для того, чтобы возродить язык нужны совсем другие подходы на федеральном уровне. Нам, регионам, эти проблемы не осилить», — говорит Елена Голомарева. — Мы предлагаем на федеральном уровне — первое, решить вопрос поддержки носителей языка. Здесь были представлены данные по носителям родных языков. Например, носителей юкагирского языка всего 344 человека, но по факту владеющих свободно юкагирским языком осталось всего пять человек. Такая же ситуация и с другими языками КМНС. Вот этих людей надо поддержать, им нужно выделить федеральные пособия. Спасите языки носителями родных языков федеральной поддержкой!  Второе. Заработная плата учителей. Когда приезжаешь в районы, приходишь в школы и что мы видим, самый маленький кабинет родного языка КМНС, самая маленькая зарплата у учителя родного языка. Все самое маленькое.

 

Малочисленные, может поэтому? Третье. Поддержка СМИ на языках коренных народов Севера. Не хватает журналистов для радио, для телевидения, нет носителей. Нужна федеральная программа отдельно для СМИ на языках коренных малочисленных народов Севера. Четвертое. Наши студенты получали федеральную стипендию, но несколько лет назад эту стипендию отменили. А это было большим подспорьем для студентов из отдаленных поселков. Необходимо вернуть эту стипендию, тем более в федеральных масштабах это не такие большие суммы. Ну и последнее. У нас мало ученых среди коренных малочисленных народов Севера. В 90-х годах в Якутии была целенаправленная политика поддержки молодых ученых. Сейчас этого нет. Мы пытаемся решить эти проблемы региональными законами, но этого не хватает. И к сожалению, на федеральном уровне не всегда есть понимание. Поэтому необходима федеральная поддержка».

 

 

С докладом о проводимой работе в области развития, защиты и поддержки языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) выступил заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Михаил Погодаев.

 

По приведенным Михаилом Погодаевым данным статистики в республике всего языками коренных малочисленных народов Севера владеют 12 190 человек, что составляет 30,5% от общей численности представителей коренных малочисленных народов Севера.

СПРАВОЧНО:

— эвенкийский язык знают 4 802 человека, т.е. 22,8% эвенков и 0,5% от общей численности человек, проживающих в республике;

— эвенским языком владеют 5 656 человек, что составляет 37,5% от общей численности эвенов и 0,6% от численности населения республики;

— долганским языком владеют 1 054 человек, 55,2% от общей численности долган и 0,1% жителей Якутии;

— на юкагирском языке, который подразделяется на 2 не очень схожих диалекта (лесной и тундренный) говорят 344 человек, т. е. 26,8% от общего количества юкагиров и 0,03% от общей численности жителей республики;

— чукотским языком владеют 334 человека, что составляет 49,8% от общей численности чукотского населения республики и 0,03% от общего количества жителей региона.

В настоящее время в Якутии в 36 школах в учебный план включено изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера. В этих школах 2392 учащихся изучают языки коренных малочисленных народов Севера. Всего 63 учителя КМНС, носителей родных языков, работает в отрасли образования. По итогам 2020-2021 учебного года количество изучающих языки народов Севера сократилось на 690 детей по сравнению с 2016-2017 учебным годом. Также сократилось количество школ, где изучают родные языки: если в 2018 году обучение проводилось в 52 школах, то теперь только в 36.

 

В своем докладе Михаил Погодаев обратил внимание на проблемы кочевого образования. С 90-х годов XX века при поддержке ЮНЕСКО реализуется проект «Кочевая школа». В 2008 году в Республике Саха (Якутия) принят Закон «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)». Кочевые школы функционируют в 7 районах, в них обучается 67 детей, в том числе 9 детей дошкольного возраста. В 2016 году действовало 13 кочевых школ с общим охватом 150 детей. Обучение в местах традиционного проживания малочисленных народов и в базовых школах ведется по индивидуальным учебным графикам и учебным планам.

 

Заместитель министра также отметил актуальные вопросы подготовки педагогических кадров со знанием родного языка, проблему разработки учебников по языкам, литературе, культуре коренных малочисленных народов Севера, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам, о необходимости обратить внимание на строительство образовательных комплексов и ремонт объектов образования в местах проживания КМНС, включая учреждения среднего профессионального образования, предложил разработать федеральную программу «Дети Арктики» для поддержки и развития арктического образования в арктических территориях России и т.д. (полный текст доклада по ссылке>>>).

 

Участники заседания рассмотрели вопросы законодательного обеспечения сохранения, развития и изучения родных языков народов Сибири и Дальнего Востока, основанных на стратегии лучших региональных практик, заслушали информацию о Межрегиональной олимпиаде по родным языкам Сибири и Дальнего Востока, утвердила «дорожную карту» плана мероприятий по развитию этнокультурного образования в регионах Сибири и Дальнего Востока.

 

В рамках межрегионального сотрудничества создается единый интерактивный банк образовательных программ по обучению родным языкам народов Сибири и Дальнего Востока. Будет внедрена сетевая программа в национальных гимназиях (школах) регионов. Планируется организация межрегионального языкового лагеря.

 

Первым межрегиональным мероприятием станет проведение 20 апреля дистанционной олимпиады по родным языкам Сибири и Дальнего Востока среди 9-11-х классов. В этом году организатором является Республика Алтай. В ней примут участие победители и призёры региональных олимпиад. В ближайшее время планируется включение межрегиональной олимпиады в перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством науки и высшего образования РФ.

 

Ирина КУРИЛОВА

Написать комментарий

семнадцать + 4 =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ