САРГЫЛАНА БАИШЕВА: «СУДЬБА СВОДИЛА МЕНЯ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ…»

САРГЫЛАНА БАИШЕВА: «СУДЬБА СВОДИЛА МЕНЯ С ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ…»

Кандидат экономических наук, член Союза журналистов России, член Якутского отделения Российского общества социологов, член Якутского отделения Российской ассоциации политологов, заслуженный ветеран СО РАН Саргылана Баишева рассказывает о своем жизненном пути, об отце и учителях, пути в науке, поделилась своими ближайшими творческими планами.

 

— Саргылана Макаровна, недавно мы День советской печати. Его негласно празднуют и по сей день, потому что это привычный профессиональный праздник. Я поздравляю Вас с этой знаменательной датой, поскольку Вы являетесь членом Союза журналистов России с 2003 года. Скажите, какими качествами должен обладать журналист?

— Спасибо за поздравление. Действительно, в нашей семье существует давняя традиция отмечать День советской печати. Наш отец Макар Баишев в 23-х летнем возрасте, в 1950 году был принят литературным сотрудником республиканской газеты «Кыым» – он стоял у истоков якутской журналистики, был принят в члены Союза журналистов СССР в числе первых (номер членского билета 146-й — по всей стране). Тогда еще в республике не было своего Союза журналистов. Отец более 50 лет проработал в республиканских СМИ, на радио и телевидении, Его именем названа улица в Нижнем Бестяхе, на его малой родине. С 2006 года СЖ РС (Я) учредил журналистскую премию его имени, в национальном издательстве опубликована в 2011 году книга «Макар Афанасьевич Баишев» в серии «Ими гордится Якутия».

__________________________________________________________________

Главные качества для журналиста – честность, открытость,

умение оперативно работать, слушать и слышать своего собеседника, находить общий язык со своими героями…

__________________________________________________________________

 

С конца 1999 года мною в соавторстве была разработана Концепция информационной деятельности в республике, печатным органом был определен журнал «Предприниматель Якутии», а я назначена первым главным редактором, находясь на должности заместителя генерального директора республиканского информационно-маркетингового центра, заложившего основу инфраструктуры малого предпринимательства в Якутии.

В 2003 году меня рекомендовали в Союэ журналистов мои коллеги с Министерства предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я). Не имея специального образования, мне пришлось осваивать азы журналистики, редактировать материалы первых съездов по малому предпринимательству, брать интервью у первых грантополучателей в области малого предпринимательства, ездить со специалистами министерства по северным улусам и обучать желающих создать свой бизнес основам финансовой грамотности, умению оформить свой бизнес план, преодолевать административные барьеры и  т.д. Большими моими помощниками в издательском деле были Яна Кардашевская, Валера Слепцов, оба молодые специалисты – выпускники Якутского и Новосибирского госуниверситетов. Кроме ежемесячного журнала, мы издавали «Библиотечку предпринимателя», материалы для которого черпали из специализированной литературы и опыта предпринимателей. Работать в молодом коллективе под руководством Дмитрия Васильевича Филиппова (ныне декан автодорожного факультета СВФУ – прим. авт.) было очень интересно, и мы учились друг у друга коллективизму, оптимизму одновременно.

 

— Вы географ по профессии, а также кандидат экономических наук, член Якутского отделения Российского общества социологов, член Якутского отделения Российской ассоциации политологов. Как разносторонний человек, расскажите, пожалуйста, как Вы совмещаете или сочетаете, на мой взгляд, все эти сферы профессии?

— Еще со школы учителя прочили мне карьеру журналиста. После окончания средней школы №3 г. Якутска год работала в Радиокомитете, поступала в Московский институт народного хозяйства имени Плеханова – хотела получить экономическую специальность, но увы … После успешных экзаменов приняли не меня, а другого, родом из села Сунтар. Предлагали разные вузы, разные города на выбор, но я отказалась… Решила поступать на географическое отделение ЯГУ, т.к. там были те же вступительные экзамены – математика, иностранный, сочинение, география… Нисколько не пожалела, что стала географом… Профессорско-преподавательский состав был из выпускников центральных вузов, в основном, ленинградской школы. Мои любимые педагоги – Зоя Марковна Дмитриева, Семен Егорович Мостахов, Альбина Николаевна Добронравова, Анастасия Иннокентьевна Сивцева, Дмитрий Николаевич Осогосток. Любимые предметы – химия, высшая математика, экономическая география, минералогия, геология и др. Со своими однокурсниками поддерживаю связи до сих пор. После университета, как молодой специалист, поехала на Север. Отработала всего год в Усть-Куйгинской средней школе, там был интернациональный, слаженный коллектив. Было интересно работать, но по семейным обстоятельствам приехала обратно в Якутск. Учителем географии в школах города не смогла трудоустроиться.

Так, волею судьбы начался мой путь в науку, в декабре 1977 года. Работать начинала с должности старшего лаборанта в отделе экономики Якутского НИИ сельского хозяйства. Аспирантуру очную проходила в г. Норильске Красноярского края, по специальности 08.00.05. «экономика, организация и управление народным хозяйством», до защиты было далеко, препятствий встретила немало…Защиту проходила по специальности 08.00.04. «региональная экономика».

__________________________________________________________________

Разносторонним человеком себя не считаю.

Истоки желания познать что-то новое,

неизведанное надо полагать, были заложены в далеком детстве, в семье.

__________________________________________________________________

 

Главным богатством нашей семьи всегда были книги. Помню, что отец из своих постоянных командировок в разные города и поселения республики и за ее пределами привозил книги – вначале красочные, детские, затем разные энциклопедии или классику – русскую, зарубежную. Поэтому мы, с сестрой, старшие, рано научились читать и с 6 лет пошли в первый класс и учились с радостью. До сих пор читаем разную литературу и уже внукам стараемся привить любовь к книгам – основному источнику знаний…

 

— Как соавтор по разработке федеральных, республиканских, региональных концепций, программ социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера и Арктики РС(Я), пожалуйста, расскажите нам о решающем, судьбоносном моменте.

— Все вышеперечисленные работы состоялись, благодаря моим старшим коллегам, учителям по науке – Донскому Феодосию Семеновичу, Роббек Василию Афанасьевичу, которые были патриотами Севера и Арктики, знали чаяния коренных малочисленных народов Севера, многие годы исследовали их проблемы и оставили нам научное наследие, которое необходимо пропагандировать, изучать. Чтобы предложить научную Концепцию, программу, надо предварительно провести комплексные исследования, знать их методику и применять их на практике.

Помню, как в 2000 году меня назначили руководителем временного творческого коллектива по разработке Программы по оленеводству, которая позже стала разделом в Госпрограмме. В коллектив вошли Сыроватский Д.И., Сосин П.В., Сергеева Ю.Н. и мы работали непосредственно с представителем Минфина. Горжусь тем, что. впервые в бюджете Якутии были обозначены отдельной строкой заработная плата для оленеводов и чумработниц.

Судьбоносный момент для народов Арктики и Севера еще предстоит, думаю. Наступили сложные времена в целом для России. Трудно делать прогнозы, но для дальнейшего освоения арктических территорий надо ориентироваться на патриотов – коренных жителей, в том числе молодое поколение, которое адаптировано к суровым климатическим условиям и обладает жизнестойкостью и любовью к своей малой родине.

 

— Каким Вашим собственным достижением в выбранной Вами сфере деятельности Вы больше всего гордитесь?

— Горжусь тем, что в далеком детстве с родителями, сестрами и братьями жила в Зырянке, на Колыме и в Усть-Нере — центре Оймяконья, куда по зову партии отправляли работать нашего отца, коммуниста. Оттуда во мне была заложена Любовь и Уважение к Северу и Арктике и к коренным народам, издревле ее населяющим.

Будучи руководителем научного проекта, мы впервые в республике провели полномасштабное исследование повседневной жизни эвенков, эвенов, юкагиров, долган и чукчей. Нам помогли собрать материал лидеры народов, наши коллеги — представители КМНС, знакомые с мест компактного проживания малочисленных этносов, за что им безмерно благодарны. В 2012 году в издательстве «Наука» была издана коллективная монография «Этносоциальная адаптация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», ответственный редактор – друг многих северян, уважаемый Константин Борисович Клоков, известный северовед, профессор СПбГУ. Соавторы мои по монографии – Донской Р.И., Тобуков П.З., Сосин П.В., Томаска А.Г., Константинова Т.Н.

 

— Поделитесь своими ближайшими творческими планами.

— Планы по работе заложены в заданиях по проекту НИР «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации» (научный руководитель – доктор социологических наук Е.Г. Маклашова). Моя конкретная исследовательская тема – «Рынок труда на фоне социальных вызовов и стратегии адаптации предпринимательского сообщества». Мне эта тема близка по духу, т.к. считаю, что только за счет развития малого и среднего бизнеса республика сможет развиваться и в будущем. В прошлом году в рамках Проекта ездила в родной Мегино-Кангаласский улус и занималась там опросом своих земляков, узнала как они живут и работают в напряженном ритме, несмотря на пандемийные условия. Ездила по наслегам, собрала много нового материала.

 В целом, я довольна, что работаю в коллективе, который меня поддерживает морально и перед наукой стоят задачи, которые востребованы обществом. Мы, научные работники, чувствуем и изучаем настроения среди разных слоев населения, их мнения и стараемся обобщить их в виде исследований, результатами которых делимся на разных общественных площадках, в виде рекомендаций органам государственной власти. Без помощи наших коллег, единомышленников работа ученых-исследователей  может не иметь результата.

____________________________________________________________

Хотелось бы выразить слова благодарности простым жителям

Мегино-Кангаласского, Амгинского, Таттинского, Усть-Алданского и арктических – Аллаиховского и Нижне-Колымского улусов,

участвовавшим в нашем анкетировании и администрациям всех улусов, содействующих реализации нашего исследовательского проекта

по социальному самочувствию.

____________________________________________________________

 

— Как добиться успеха в жизни и как вдохновить человека на новые профессиональные свершения?

— Успеха в жизни можно добиться своим неустанным трудом и упорством, знаниями, которые добываются в результате дальнейшего самообразования, чтения разной специализированной литературы, анализа данных, содействия большого круга специалистов, единомышленников, умения налаживать контакты с людьми разных профессий, разного возраста и статуса. Быть в курсе новых событий, происходящих в республике, в отдаленных поселениях, интересоваться повседневной жизнью простых тружеников, благодаря которым мы изучаем достоверность этносоциальных процессов.

 

— Считаете ли вы себя удачливым?

— Мое имя с якутского переводится, как «Счастливая». Горжусь, что родители нарекли меня замечательным именем. Я благодарна судьбе, что меня до сих пор берегут мои ангелы – хранители. Судьба сводила меня с замечательной плеядой журналистов, работников культуры, образования и науки, первыми предпринимателями в республике. Среди них известные далеко за пределами республики – Николай Алексеевич Кондаков, Николай Алексеевич Габышев, Галина Михайловна Кривошапко, Феврония Алексеевна Баишева, Галина Григорьевна Алексеева, Михаил Григорьевич Сафронов, Егор Григорьевич Егоров, Любовь Константиновна Ильчук, Станислав Степанович Рудомётов и др.

Получила достойное образование, до сих пор работаю, вырастила заботливого сына, который создал свою семью, с любимой невесткой подарили мне умных и красивых внуков, учащихся гимназии «Центр глобального образования».

В свободное от работы время путешествую по миру, посещаю друзей, проживающих в разных регионах страны, выезжаю с якутскими журналистами в Международные пресс-туры…Научная деятельность, в том числе грантовая, позволила посетить многие национальные республики, наладить дружеские связи с коллегами и быть участником научно-практических мероприятий по вопросам регулирования этносоциальных, этнокультурных процессов.

 

— Без чего вы не сможете обойтись ни дня?

— Без общения с родными, в том числе с сестрами, со своими внуками, друзьями или коллегами. Без Интернета, без новостей по России и миру.

Особенно переживаю за жителей арктических улусов, друзей, которые там живут и работают и понимаю, какой груз ответственности лежит на них — Патриотов, по наследству охраняющих наши северные широты.

 

— Как Вы думаете, насколько сейчас важно иметь высшее образование и что, прежде всего, должен уметь современный студент?

— С возрастом пришла к мнению, что главное в современном человеке – его личность, ценностные ориентации, важно быть здоровым, востребованным, иметь желание приносить пользу, хотя бы своим ближним. Образование – дело нужное, но второстепенное. Не всем дано получить высшее или послевузовское образование. Лучше получить востребованную специальность токаря, электрика, плотника, чем иметь диплом с высшим образованием и не найти работу по душе.

Студент должен быть позитивным, жить верой в лучшее будущее, которое зависит от усилия молодых, креативных. Беречь себя с молодых лет, нашу природу, окружающих тебя – родных, друзей…

 

Справка:

Саргылана Баишева – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Соавтор по разработке федеральных, республиканских, региональных концепций, программ социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера и Арктики РС (Я). Автор более 100 научных работ.

 

 

Марианна Борисова,

студентка 3 курса отделения журналистики ФЛФ

СВФУ имени М.К. Аммосова

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ