Отзыв Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края

Отзыв Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края

Отзыв Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование», подготовленный Минсельхозом России.

Совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края обсудив проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование», подготовленный Минсельхозом России, размещенный на сайте regulation.gov.ru/projects#npa=128455 (далее — Проект), пришел к выводу:

Проект направлен на ограничение прав коренных малочисленных народов на осуществление рыболовства, необоснованно ограничивает доступ малочисленным народам к водным биоресурсам, содержит дискриминационные нормы, направлен на ухудшение положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, снижение их жизненного уровня, противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Согласно пояснительной записки «Проект разработан  в целях совершенствования законодательства Российской Федерации. Реализация постановления Правительства Российской Федерации не повлечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Однако, согласно текста проекта, Проект вносит в Российское законодательство новую норму, кардинально изменяющую порядок предоставления водных биоресурсов  (далее – ВБР) в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – традиционного рыболовства). 

Согласно действующей редакции Постановления Правительства РФ от 15.10.2008 № 765, водные биоресурсы для традиционного рыболовства предоставляются согласно заявок, поданных лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, в соответствии с указанными в заявках объемами водных биоресурсов, необходимыми для личного потребления.

В проекте Минсельхоза России предлагается новый принцип предоставления ВБР для личного потребления – «в пределах лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов для удовлетворения личных нужд, устанавливаемых в соответствии с частью 2 статьи 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — лимиты) применительно к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, предусмотренным перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением № 631-р».

Минсельхоз России в своём Проекте заменяет право коренных малочисленных народов на приоритетное пользование животным миром, включающее в себя льготы в отношении количества добываемых объектов животного мира, на получение вышеуказанными лицами лимитов водных биоресурсов, установленных неизвестно кем, неизвестно по каким критериям.

В действующем законодательстве РФ отсутствуют законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие, либо наделяющие кого-либо полномочиями по установлению лимитов, ограничивающих личное потребление граждан РФ, в том числе, путем установления лимитов на предоставление биоресурсов для личного потребления гражданами РФ, относящимися к коренным малочисленным народам РФ. У органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по установлению размеров лимитов, предоставляемых в пользование водных биоресурсов.

Налоговое законодательство и Налоговый кодекс, на часть 2 статьи 333.2 которого ссылается разработчик проекта, обосновывая ограничение прав коренных малочисленных народов на вылов водных биоресурсов путем установления лимитов, регулирует  отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.  В силу этого Налоговый кодекс не может служить основанием для ограничения объема водных биоресурсов, предоставляемых для удовлетворения личных нужд лицам, относящимся к коренным малочисленным народам.

Налоговый Кодекс лишь позволяет устанавливать объем ВБР, не облагаемый налогом. Соответственно субъекты РФ имеют право устанавливать лимит водных биоресурсов не облагаемый налогом. Но это не дает право субъектам РФ ограничивать объем водных биоресурсов, предоставляемых для осуществления традиционного рыболовства.

ФАДН, агитируя коренные народы, обещал, что внесение в список лиц, относящихся к КМН, позволит убрать излишние административные процедуры, в том числе облегчит доступ к водным биоресурсам, исключив подачу заявок на ВБР для тех, кто будет внесен в этот список. Теперь мы видим, какой ценой. Нам, как цирковым животным установят лимит на личное потребление, исходя лишь из потребности организма в пище.

Что это значит, коренные народы Хабаровского края знают не понаслышке. В течении трёх лет Росрыболовство и правительство края незаконно лишают коренные народы края права на вылов лососёвых видов рыб, предоставляя их по установленному правительством края лимиту из расчета 137-274 грамма в сутки на человека вместе с кишками, костями и шкурой.

Насколько этот лимит соответствует реальным потребностям коренных народов края, никого не интересует, лимит установлен «с потолка», за основу взята потребность живого организма в рыбном белке. То есть, для чиновников, устанавливающих лимиты, личные потребности коренных малочисленных народов не более, чем потребности животного в пище.

«Сохраненная» таким образом на коренных народах края рыба перераспределяется рыбопромышленникам, которые продают её в Китай.

Вот основная цель «совершенствования законодательства Российской Федерации» путем внесения в постановление Правительства РФ № 765 изменений, направленных на ущемление прав коренных народов – лоббирование интересов рыбопромышленников.

При этом, авторами Проекта игнорируются Конституция РФ и федеральные законы.

Согласно ст. 49 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, имеют право на приоритетное пользование животным миром …, которое включает в себя льготы в отношении количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности.

Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве…» гарантирующий учет интересов и  доступ к водным биоресурсам населения, для которого рыболовство является основой существования, не содержит норм, позволяющих ограничивать права пользователей водными биоресурсами, путём установления лимитов на добычу водных биоресурсов для пользователей, осуществляющих один из видов рыболовства, включая пользователей, осуществляющих рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Согласно ст. 14.1 вышеуказанного закона Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также осуществляющим функции указанных органов организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять согласованные действия в области рыболовства, которые приводят или могут привести к недопущениюограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

Согласно ст. 19 Конституции РФ «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».  Однако гражданин Индивидуальный Предприниматель, осуществляющий промышленное рыболовство, получает десятки тонн рыбы, а гражданин, относящийся к коренным малочисленным народам, вся жизнь которого основана на рыболовстве — лимит в 100 кг.

Общины коренных народов Хабаровского края платят налоги на ВБР, как и рыбопромышленные организации, при этом предоставляя рабочие места, именно, местным жителям, а не трудовым мигрантам, которые по окончании путины вывозят деньги из региона, рыбу продавали на местный рынок, что благоприятно сказывалось на благосостоянии всех жителей региона, несмотря на это Росрыболовство и Правительство края незаконно лишили их возможности получать необходимые им водные биоресурсы, установив лимит на личное потребление.

Это противоречит ст. 7 Конституции РФ, согласно которой политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вряд ли можно назвать достойной жизнь Человека, ведущего традиционный образ жизни коренных малочисленных народов, которому для ведения этой жизни предоставляется 274 грамма рыбы в сутки.

Своим проектом Минсельхоз России предлагает узаконить эту бесчеловечную практику, лишив коренные малочисленные народы РФ права добывать необходимые им для жизни водные биоресурсы, ограничив личное потребление граждан лимитами.  

Неужели Российская Федерация хочет стать государством, которое ограничивает своим гражданам возможность нормально жить, устанавливая лимит на личное потребление. Во всём мире это называется геноцид.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование», подготовленный Минсельхозом России, размещенный на сайте regulation.gov.ru/projects#npa=128455 в предложенном виде не может быть принят и должен быть доработан.

В связи с вышеизложенным, в целях исключения из Проекта норм, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, в целях защиты прав коренных народов на занятие традиционными промыслами, включая право на занятие рыболовством и приоритетное право на получение биоресурсов, предлагаем внести в Проект следующие изменения:

1. Подпункт «а» пункта 13 дополнить абзацем «Предоставляемые на основании заявок водные биоресурсы, предоставляются в пользование в объеме, указанном в заявке, за исключением случаев отсутствия общего допустимого улова на заявляемый вид водных биоресурсов.»

2. В подпункте «б» пункта 13 исключить слова «в пределах лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов, устанавливаемых в соответствии с частью 2 статьи 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2007, № 50, ст. 6246) (далее — лимиты) по каждому месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, предусмотренному Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Правительства № 631-р. В случае превышения совокупного объема предоставляемых в пользование водных биоресурсов величины общего допустимого улова, размеры лимитов подлежат корректировке в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

3. Первый абзац пункта 15 дополнить следующим текстом: «, рассматриваются на соответствие требованиям в течении 5 рабочих дней после поступления. В случае несоответствия заявок требованиям, заявитель уведомляется об этом в течении 5 рабочих дней (по электронной почте или телефону, указанным в заявке, либо путем отсылки уведомления по почте).»


Коноплянко Е. Н., 
Председатель Совета уполномоченных 
представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края 

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ