Хэгды Эвэды Суглан – первый шаг большого кочевья

Хэгды Эвэды Суглан – первый шаг большого кочевья

Хэгды Эвэды Суглан – первый шаг большого кочевья

 

Вот и завершились дни Большого Суглана эвенков – знаменательного события в современной истории нашего народа. Спустя несколько дней пришло осознание произошедшего и появилась способность дать ему объективную оценку через призму традиций нашего древнего народа.

 

Несмотря на свою разбросанность по пустынным лесам и тундрам,

они всячески поддерживают родственные и племенные связи,

внимательно следят за судьбой друг друга,

и взаимные поддержка и выручка развиты у них, как ни у какого другого народа

(Максимов А.Н., 1919).

 

Эвенки, расселившиеся тысячи лет назад по бескрайним просторам нашей Сибир-земли, когда-то были тесно связаны между собой узами родства и взаимобрачия, несмотря на разделявшие их тысячи километров. Например, исследования антропологии указывают на то, что уже около 3 тыс. лет назад тунгусы Прибайкалья и Колымы совершали рискованные длительные путешествия друг к другу, чтобы выполнить обязательства взаимобрачных договоров между родами. Исторические события XX в., а затем и процесс глобализации нарушили эту древнюю систему взаимосвязей. Разрушили до такой степени, что многие отдаленные группы современных эвенков на протяжении десятилетий живут без внешних контактов с эвенками других территорий. Еще в первой половине XX в. эвенки, исчисляя ежегодный календарный цикл, особенно выделяли период умудян – «объединение», когда вместе с цветением лиственницы и багульника, раскатами первого грома и кукованием первой кукушки, люди разных родов собирались вместе, чтобы сообща добыть удачу-сиӈкэн в главном календарном обряде Икэнипкэ. Хэгды Эвэды Суглан стал первым шагом к возвращению утраченных традиций тунгусского единства – людей, рожденных под единым для всех небом Буга.

 

Эр Буга биhэмдэ дэлпэргэри дулмалин

Илан оhилкэн эhи доноторо ламу оскечэ ивит.

Йэгин-дян йэгин бира тала ивкил ивит…

 

На самой середине этой страны

Было незамерзающее море из трех русел…

Девяноста девять рек впадали в него

(отрывок зачина нимнгакана о Торгандуне)

 

(фото участников Суглана)

 

(фото Артема Аксенова)

 

В эвенкийском нимнгакане Байкал – Ламу называется центром эвенкийского мира, срединной земли, именуемой Сибир, Дулин Буга. В эпосе восточных эвенков на берегах Байкала рождается эвенкийский эпический герой, который изобретает лук, осваивает искусство охоты и совершает героические подвиги в своем путешествии в восточные страны. В мифологических преданиях эвенков Китая Байкал также называется прародиной, где рождается наш герой-первопредок.  Еще в первой половине XVII в. прибрежные территории Байкала были густо населены эвенкийскими родами, что наглядно демонстрируют списки ясачных ведомостей и карта, составленная Б.О. Долгих по архивным источникам.

 

Фрагмент карты расселения племен и родов Сибири в XVII в. (Долгих Б.О., 1960).

Прим.: светло-зеленым цветом выделена территория тунгусских родов.

 

Девять эвенкийских регионов страны направили своих лучших людей на берега священного Байкала, который благосклонно принял далеких потомков тех, кого еще помнят его величественные волны. По эвенкийским законам, люди, прибывая на новое место, должны обратиться к духу-хозяину местности. В обрядовых традициях эвенков для этого существует особенный обряд hиргэчин – обращение с заклинанием-просьбой о помощи, покровительстве. Не нарушая старинные традиции, в день прибытия старейшины разных регионов провели этот важный обряд.

 

(фото Антонины Христофоровой)

 

Ритуальные слова нимнгакалана Валентина Гаврильевича Исакова, обращения старейшин Светланы Дюруевны Шелковниковой, Инны Николаевны Ферко, Ляны Алексеевны Яковлевой, воплотившие желание сотен эвенков, оказались услышаны духом Священного моря, подтверждением чему стала хорошая погода на протяжении всех дней Суглана.

 

Буга Эникэкун!

Синэвэ одёкитчана,

Синду улгадярав.

Эвэнки бинидун аява алгадякал,

Ая биние мунду улгакал!

 

Энекан Буга уважаемая!

Почитая Тебя,

Подношение Тебе совершаем.

Жизнь человека-эвенка добром благослови,

Хорошую жизнь нам дай!

(Алга)

 

Внимательные участники Суглана заметили необычные знаки и события, происходившие в эти дни. Эвенки, не утратившие астральную связь с миром духов, ощущали их присутствие.

 

(фото автора)

 

(фото участников Суглана)

 

(фото Нины Вейсаловой)

 

(фото Антонины Христофоровой)

 

Невидимой рукой небесных творцов на небе оказались нанесены знаковые образы и символы эвенкийского мировоззрения: небесный лось (символ удачи-сиӈкэн) и творец Сэвэки, спустившийся на время из Угу буга и восседающий на границе среднего мира, на страже которого расположился мамонт Сэли в образе налима с лосиными рогами; гагара Укан словно “ныряющая за землей на дно моря”; духи-посланники южных сородичей-эвенков в образе хищной птицы…

 

(фото участников Суглана)

 

Во время прибытия делегаций, участников Суглана приветствовал Валентин Владимирович Хагдаев – выдающаяся личность, Верховный шаман Ольхона, за что мы-эвенки ему сердечно благодарны. Желаем Валентину Владимировичу крепкого здоровья и долгих лет жизни.

 

(фото участников Суглана)

 

 

На Суглан прибыли эвенкийские шаманы Андрей Леонидович Догончин и Елена Васильевна Шорохова, поддержавшие звучанием своих бубнов обряды на открытии Суглана. Благопожелание Алга, исполненное баунтовским старейшиной Владимиром Михайловичем Торгоновым, поддержанное Еленой Григорьевной Колесовой из Амурской области, Николаем Яковлевичем Арунеевым из Забайкалья и другими старейшинами разных регионов, было обращено к образам духовного пантеона эвенков с просьбой о покровительстве и к самим эвенкам с пожеланием единства, развития и бережного отношения к традициям предков.

 

(фото участников Суглана)

 

Обряд Аяралдывун – в старину эвенки, вожди родов, поприветствовавшие друг друга через оленя брали на себя обязательство соблюдения мирных отношений. В наше время этот обряд символизирует искренность помыслов и пожелание добра.

 

(фото Юлии Варламовой)

 

Многие современные эвенки впервые познакомились со старинными обрядами, однако каждому они оказались близки и понятны на генном уровне. Сила коллективных обрядов эвенков не подлежит сомнению. Думаю, что наши сородичи ее ощутили, обретя уверенность в лучшем будущем нашего древнего народа.

 

Дылачава нёгут ичэчэлбэ долчаткал

Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушай.

 

Энинми-аминми удяватын удяна бидекэл

Матери, родителей и предков тропу торя, по следу их идя, живи.

(Иты)

 

Так получилось, что мы – среднее поколение эвенков оказались больше всех оторваны от своих корней. Мы забыли свой язык, поэтому мы перестали понимать речь родной тайги – язык огня и природных стихий, разучились думать по-эвенкийски, чтобы воспринимать окружающий мир как единое органичное целое и себя как “соринку Земли-матери”, ответственную за ее благополучие. Забыв родную речь, перестав мыслить и поступать как дети и хозяева Тайги… Мы поем заученные эвенкийские строки в ритмах чужой культуры, ошибочно думая, что этим сохраняем свои традиции. Мы разучились читать как книгу орнамент своего народа и, не стараясь отыскать его истинное значение, порой пытаемся выдавать новодел за традиции. Мы разучились читать имена наших рек и гор как объемную пространственную карту бесконечного движения человека-эвенка по Срединному миру. Мы привыкли ждать помощи, не оказывая ее сами, забыв, что Нимат – это всеобщая справедливость. Мы, безвольно смирившись, наблюдаем как уходят традиции наших прадедов, а наши красивейшие ландшафты превращаются в уродливые карьеры. Мы “бросаем слова на землю”, нарушая законы Иты, оторвавшись от древнего корня наших мудрых предков. Мы потеряли волю-эвенка – свободолюбивого, самодостаточного и любознательного кочевника бескрайнего мира горной тайги…

 

Эвенки говорят “Потерянного, впереди не найти”. Мы еще можем вернуться, чтобы отыскать и бережно поднять небрежно оставленное на тропе своей истории бесценное сокровище наших истинных культурных традиций.

 

Эвенкийская пословица гласит: Ая бэе сагди турэнмэн иргэдуи лапкиден – досл. “Хороший человек слово старшего в мозг свой воткнет”. Наши старейшины – это “Золотое поколение Эвенков”, последнее поколение нашего народа, которое помнит, чтит и хранит традиции предков, стараясь донести эти бесценные знания до нас. Вы наверняка заметили, что все наши старейшины очень похожи друг на друга – жизнерадостные и оптимистичные, честные и искренние, открытые для любого человека своей крови, талантливые, трудолюбивые, скромные и мудрые. Это и есть единый менталитет этноса, который прочно связывает эвенков в единый корень, чему еще предстоит научиться нам и нашим потомкам.

 

(фото Артема Аксенова)

 

Старейшины баунтовских и тунгокоченских эвенков Клара Степановна Найканчина и Николай Яковлевич Арунеев совершают обряд Имты – подношение духу огня. В данном случае Имты предваряет обряд-заклинание Алга.

 

(фото Нины Вейсаловой)

 

Старейшины с далекого Хантайского озера (Таймыр) Татьяна Васильевна Болина и Антонина Дмитриевна Чемпогир приветствуют участников Большого Суглана.

 

Проснувшееся самосознание человека-эвенка дает нам счастливую возможность понять и приобрести эту ментальность, снова понимать родную речь, слышать советы наших старших сородичей, а значит и всех поколений наших великих предков – Двуногих поперечноглазых Эвэнки-уранкаев – детей и хозяев бескрайнего мира сибирской тайги. Кроме этого, на нас лежит огромная ответственность – научить наших детей правильно понимать наши древние традиции, не искажая их смысл и находить новые, гармоничные формы для их развития в новых условиях.

 

(фото участников Суглана)

 

Во время исполнения запева Дэвэйдэ старейшины алданских эвенков Галины Степановны Керегяевой кто-то из организаторов, не подумав, попросил ее ограничиться двумя куплетами, на что она совершенно обоснованно не отреагировала, исполнив запев полностью. Не все знают, что наши коллективные запевы подобны заклинанию и обращены не только к людям, но и к нашим важнейшим духовным образам и, прежде всего, к матери Буга. Поэтому запевала “пропевает” весь цикл природы, восхваляя каждый период, каждое важное событие, происходящее в таежном ландшафте, чем символизирует единство мироздания и определяет место человека-эвенка в нем, как звена природной цепи. От “эвенкийской правильности” запева зависит, будет ли услышана просьба людей-эвенков нашими небесными покровителями. Эвенкийский коллективный запев должен быть всегда актуальным и посвящаться конкретному событию, а не рифмоваться одними и теми же строками по любому поводу. В эвенкийском запеве должна соблюдаться строгая структура: запевала “приглашает сородичей”, “характеризует запев с позиции эвенкийских мировоззренческих и этнографических традиций”, “посвящает строки тому или иному событию”, “задает характер и направление движения”, “импровизирует”… Очень радует, что и в молодом поколении эвенков сохраняется это понимание. Например, в запеве Маргариты Прокопьевны Яковлевой – исполнителя народных песен и ученого мы услышали актуальные строки: “Эвенки, сородичи! На земле предков наших, на берегах дедушки Байкала, встретившись хорошенько поиграем-запоем…”.

 

Поэтичные въ рѣчи и щеголеватые манерами, тунгусы,

а въ особенности тунгузки, одѣваются съ большимъ вкусомъ.

Костюмъ ихъ, поражающiй нерѣдко богатствомъ и состоящiй

изъ замши и мѣховъ, покрытъ узорами изъ разноцвѣтныхъ кусочковъ

сукна, лентъ, шолку, бисеру и металлическихъ блестокъ.

Покрой платья съ узкой талiей весьма оригиналенъ, а рисунки на немъ,

вышивки, бахромки отличаются правильностью и красотой.

(В.И. Иохельсон, 1895)

 

Эвенкийские эстетические традиции, заложенные в эпоху позднего каменного века и совершенствовавшиеся в течение тысяч лет представляют собой бесценное богатство народа. Совершенные навыки выделки кожи и меха, шитья, аппликации и вышивки являются яркими отличительными признаками тунгусской этнографии. На Суглане были представлены работы мастеров прикладного творчества разных регионов – это было прекрасной демонстрацией этнических и локальных традиций эвенков и родственных этносов тунгусо-маньчжурской группы.

 

(фото участников Суглана)

 

(фото участников Суглана)

 

Прекрасно, что древние эстетические традиции нашего народа еще живут во многих родах и семьях, передаваясь от поколения к поколению. Эти традиции являются важнейшими культурными элементами, маркерами этнической идентичности и культурным потенциалом будущего. На фото коллекция семьи Стручковых из с. Хатыстыр Алданского района Якутии.

 

(фото Натальи Сапруновой)

 

(фото Натальи Сапруновой)

 

Радует, что на основе этнографических и духовных традиций рождаются новые коллекции, в которых заметно безошибочное генетическое чутье видения будущего нашей культуры. На фото коллекция «Рожденные под Небом Буга», автор Христина Олеговна Потапова, школа “Арктика”, г. Нерюнгри.

 

(фото автора)

 

Традиции искусства эвенков гармонично воплощаются в творчестве современных художников. На фото работы Вячеслава Бети – талантливого художника-костореза из Дудинки.

 

(фото Виктора Биланина)

 

Иркутский художник Сергей Юрьевич Писарев и его работы.

 

Воинов доблесть в памяти чтим,
Низко поклонимся предкам своим
За то, что живёт наш род на земле.
А можешь ли Ты удержаться в седле?

(отрывок стихотворения А. Варламова “Сонинги Дулин Буга”)

 

Опыт тысячелетнего сосуществования с суровым миром тайги, позволил выработать в каждом мужчине-эвенке уникальные умения, навыки и черты характера – это были мужественные, сильные и умелые охотники, воспитанные и закаленные сибирской природой. Обладание громадной территорией, необходимость ее защиты, сложные этапы политической истории, сопровождавшиеся масштабными и локальными войнами, привели к широкому развитию военного дела и сформировали специфику социальных традиций, в которых статус мужчины-воина, мужчины-защитника – сонинга был всегда чрезвычайно высок. Современному обществу эвенков, как и любому этносу, по-прежнему нужны мужчины-защитники, Сонинги – именно такими мы должны воспитывать своих сыновей. Нам необходимо вернуть высокий статус мужчины-эвенка внутри этноса и за его пределами. Нам необходимо воспитывать сыновей в соответствии с этническим идеалом мужчины-эвенка, пропагандировать здоровый образ жизни, восстанавливать и культивировать богатые традиции национальной физической культуры. Нашему народу нужны чемпионы национального и международного уровня, на которых могло бы равняться подрастающее поколение.

На Большом Суглане был опробован опыт проведения межрегиональных спортивных игр, основанных на традициях физической культуры эвенков. В эвенкийском семиборье Сониӈил Эвинтын померялись силами 19 спортсменов из разных регионов. Победителями стали наиболее подготовленные и тренированные сонинги из Якутии, очень хорошо показали себя спортсмены из Красноярского края и Амурской области. Отметим, что накал борьбы и дух спорта вне сомнений присутствовал – молодые парни-эвенки из разных регионов “сражались” самоотверженно и честно. Очень порадовало, что в молодом поколении эвенков растут настоящие мужчины – будущие сонинги. И пусть разница в подготовке спортсменов разных регионов была заметна, главное, что мужской потенциал у народа есть. Необходимо внедрять и распространять опыт соревнований и системы спортивной подготовки во всех регионах проживания эвенков.

 

(фото Артема Аксенова)

 

Эвенкийские сонинги – современные молодые эвенки, как и наши предки, должны уметь владеть маутом, метко стрелять, быть сильными, ловкими, мужественными и смелыми.

 

(фото Артема Аксенова)

 

Эвенкийская борьба ӈорчан очень динамичная и зрелищная. По правилам борьба эвенков схожа одновременно с монгольской, якутской борьбой и дзю-до – победа присуждается либо при касании соперником земли любой частью тела (кроме стоп), либо при амплитудном броске на лопатки.

 

(фото Артема Аксенова)

 

Состязание нирукат – “ловля хариуса” кажется весьма простым – нужно задеть ногой подвешенную “рыбку”. Однако, это оказывается непросто, когда высота достигает 2,5 м. и более, ведь кроме прыгучести в этом случае требуется хорошая координация и смелость, ведь падать иногда бывает очень больно (обычно состязаются без матов, на земле).

 

(фото Артема Аксенова)

 

Куркат – перетягивание очень популярный вид спорта эвенков разных групп. В научной литературе встречается множество описаний различных видов перетягивания у эвенков, среди которых наиболее популярными были индивидуальное и коллективное перетягивание палки и перетягивание средними пальцами (состязание лучников).

 

(фото участников Суглана)

Сонинги из Якутии Семенов Айсен, Софронов Георгий и Трофимов Ярослав.

 

Абдува иргикэл, хутэвэ балдывкал, бэе  тэкэнын окал.

Бэе Итыван, бэе одёкитпан дялувна, бидекэл

 

Очаг свой разожги, ребенка роди,

скотину  расти – корнем человека будь.

Традиции Иты, запреты–обереги Одё, выполняя, живи.

 

Многие из нас понимают – чтобы сохраниться как этнос необходимо, чтобы значительная его часть могла, как и предки, прочно связать свою жизнь с традиционным образом жизни – прежде всего, содержать оленей и охотиться. Для этого нужно обеспечить преемственность поколений, так как это происходило на протяжении тысяч лет.

 

Каждый эвенк-тайгачен – это целый мир, как личность, и его гармоничная часть, как субъект мироздания. В среде настоящих таежников нет воровства и обмана, для этих людей Нимат – это закон, который никто не контролирует, но соблюдают все, для этих людей Тайга – это не просто горно-таежный ландшафт и место пользования ресурсами, а родной сердцу Дом. Эвенки, живущие в тайге, охотящиеся и преданно сохраняющие таежное оленеводство – это последний оплот истинной эвенкийской культуры. Брошенные обществом на произвол судьбы они не могут позволить себе оставить без присмотра свой Дом и не способны предать древний союз Человека и Оленя, вырастивший и спасший многие поколения наших предков. Нашему этническому обществу необходимо обратить внимание на наших сородичей-таежников.

 

Первое, что мы можем сделать (пока не научимся думать и забудем приобретенную привычку просить), чтобы помочь своим сородичам в тайге – сделать так, чтобы наши таежники могли почувствовать, что они нужны своему народу, что их преданность тайге высоко оценивается их сородичами во всех уголках Дулин Буга. Крайне необходимо восстанавливать древние традиции эвенкийского института семьи, ведь это является наиболее острой социальной проблемой нашего этноса – около 40 % лучших эвенкийских мужчин-таежников и сельских жителей остаются холостяками, очень высок процент безотцовщины и метисации. Без эвенкийской семьи безвозвратно теряется наше историческое право на огромные территории нашей таежной земли. Наши календарные праздники и коллективные мероприятия должны выйти за рамки смотров художественной самодеятельности, чтобы снова выполнять свои главные функции, в т.ч. восстановить исторические взаимоотношения между родами и создавать новые эвенкийские семьи, семьи, в которых вырастет новое поколение хранителей Дулин Буга. Очень жаль, что нам не удалось сообща обсудить проблему эвенкийской семьи на Суглане, но этому вопросу нужно уделять внимание постоянно. Уверен, что наше общество сумеет найти верные пути решения этой социальной проблемы, опираясь на наши культурные традиции.

 

Как же много нам предстоит еще сделать вместе… Но начинать с чего-то нужно, ведь и “Большое кочевье начинается с первого шага”. Пусть проведенные на Суглане конкурсы “Бэркэ бэе” и “Аякчана” станут первым шагом к восстановлению высокого социального статуса эвенкийского мужчины и эвенкийской женщины, первым шагом к возрождению и развитию древних взаимобрачных договоров родов и исторических традиций эвенкийской семьи.

 

(фото Натальи Ушницкой)

 

Участники конкурса “Бэркэ бэе” из Якутии, Красноярского края, Амурской области, Забайкалья и Бурятии. Достойные продолжатели традиций своих родов.

 

(фото участников Суглана)

 

Бэркэ бэе – досл. “Удалец”, “Умеющий все”. Чтобы победить в таком состязании молодой человек должен в совершенстве владеть всеми навыками и умениями таежной жизни, а кроме этого знать родной язык, представить свое творчество и традиции своего рода.

 

(фото Артема Аксенова)

 

Аякчан Ивекчан – имя героини эвенкийского нимнгакана, красавицы, умелой хозяйки, суженой эвенкийского сонинга. Чтобы заслужить это почетное звание девушкам – участницам конкурса “Аякчана” необходимо владеть родным языком, обладать знаниями о культурных традициях этноса, уметь шить и иметь неординарный творческий талант. Приведем наиболее известные изречения эвенков, посвященные женщине – хранительнице домашнего очага и традиций, верной супруге и любящей матери. Эти мудрые пословицы не нуждаются в толковании, отражая особенное отношение нашего народа к женщине:

 

  • Аhия ачиндун – бэе калтакан – “Без женщины мужчина лишь человека половина”.
  • Бэе аhи унякандин бэе овки – “Мужчина пальцем женщины становится мужчиной”.
  • Энин ӈаладин тогос дегдэдерэн – “Руками матери очаг твой горит”.

 

Бытие определяется сознанием

(Г. Гегель)

 

(фото Натальи Ушницкой)

 

(фото Натальи Ушницкой)

 

Победители и обладатели номинаций конкурсов “Бэркэ бэе”, “Аякчана”

 

В конкурентной борьбе победителями и обладателями почетных званий “Бэркэ бэе” и “Аякчана” стали Юрий Андреев (Амурская область) и Валентина Стручкова (Республика Саха). На наш взгляд конкурс удался – он получился интересным и зрелищным, в нем присутствовал эвенкийский дух справедливой борьбы. Считаем, что все участники и участницы достойны уважения, ведь только для того, чтобы выйти на сцену перед своим народом – нужна смелость. Один из членов уважаемого жюри справедливо охарактеризовал всех участников так: “Не хватает знаний, но дух наш, эвенкийский”. Действительно, Дух – один из синонимов человеческой воли, мужества и готовности к противостоять обстоятельствам, ведь кочевая жизнь постоянно выдвигает требование к борьбе за существование. Мы очень рады, что у нашей молодежи есть Эвенкийский Дух, который поможет приобрести необходимые знания, а главное позволит им стать Эвенками – людьми с Большой буквы. Цитата немецкого философа Георга Гегеля наиболее точно раскрывается в определении “Дух – это высшая форма жизни и идеи”. В мировоззрении и ментальности эвенков духовное начало как категория бытия расположено несравнимо выше материального. Эвенки всегда были предельно скромны в материальных потребностях, но чрезвычайно богаты внутренним духовным миром. И пусть в нашем народе всегда будет так.

 

Амаритпи дялитпи гороло этэнни иста

досл. “Прошлыми мыслями далекого не достигнешь”,

в знач. “Без постижения нового далекого не достичь”.

(эвэды гукит)

 

Жизнь человека, общества, как и эволюция в целом являются непрерывным процессом развития. В рамках этноса традиции являются фундаментом, на основе которого и происходит поступательное движение вперед. Все традиции не могут оставаться статичными, иначе их ждет состояние неактуальности, нефункциональности в изменившихся условиях. Что же делать для того, чтобы культура народа жила и развивалась? Для этого существует лишь единственно эффективная и разумная стратегия “сочетания традиций и новаций”. Чтобы охота и оленеводство продолжали оставаться хозяйственными традициями, выполняя свои экономические функции нам необходимо коллективно найти решения, чтобы сделать охоту и оленеводство рентабельными. В век информационной революции рентабельными можно сделать практически любую идею и отрасль, для чего нужны лишь система коллективного приобретения знаний и консолидация. Это станет возможным, когда мы перестанем надеяться на дотации и субсидии, а научимся мыслить на несколько шагов вперед, самостоятельно и последовательно определяя свое будущее на основе системы приобретаемых знаний. Мы должны сами научиться исследовать рынок, производить конечный продукт, находить и формировать новые рынки сбыта, вести на равных диалог на национальной и международной экономической арене. Мы должны создавать международные бренды меховой продукции и освоить фармацевтический рынок…

 

(фото Виктора Биланина)

 

(фото Виктора Биланина)

 

Работа деловой площадки Суглана под руководством Председателя Союза содействия развитию эвенков Севера, Сибири и Дальнего Востока Артура Ивановича Гаюльского и Президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григория Петровича Ледкова.

 

Эр митни буга –

Дуннэ гунмури Сивир.

Таду бидевки би дюв,

Эгдэнду аяврив

 

В эпиграфе слова из песни Владимира Ильича Колесова, иенгринского оленевода, талантливого поэта и музыканта – одного из первых эвенков, старавшихся придать эвенкийской песне импульс жизни в новом времени. Ему, как и другим его современникам – музыкантам-северянам было очень трудно, ведь тогда наши песни, наша музыка и поэзия казались обществу ненужным архаизмом. В наши дни поэтические строки, написанные 30 лет назад становятся очень востребованы эвенками разных поколений, они гармонично ложатся в нотные композиции современных жанров. Автор позволил себе изменить одно слово в куплете – название реки Сутам (родной реки Владимира Колесова) на имя нашей общей земли – Сивир Буга, потому что эти строки окажутся близки сердцу каждого эвенка. Творчество, в целом, и музыка, в частности, являются важнейшей сферой человеческой культуры. Передовые культурологи прогнозируют в ближайшем будущем значительный рост авторитета музыки в обществе и влияния музыки на умы людей. Поэтому мы эвенки, должны учитывать эту тенденцию и развивать музыкальные традиции нашего народа, чтобы вывести их на самый высокий уровень, когда языком своих песен мы сможем доносить до общества наши чаяния.

 

Чтобы наши родовые запевы не исчезли в XXI веке, необходимо, чтобы часть из них зазвучала в новых, современных музыкальных жанрах, понятных молодежи, как части поколения этноса, страны, мира и даже носителей тех или иных субкультур. Единственное, что требуется в данном случае – не искажать этнографической сути. К счастью удачные примеры воплощения эвенкийских музыкальных традиций в современной молодежной среде уже есть. Творчество Александра Константинова и творческой студии “Тунгус рекордз”, Ангелины Сафроновой, Ивана Александрова и других исполнителей из числа эвенкийской молодежи являются яркими примерами гармоничного сочетания эвенкийских традиций, воплощенных в современных музыкальных жанрах. Творчество Анфисы Павловны Авеловой, Маргариты Степановны Кирилловой, Маргариты Прокопьевны Яковлевой и многих других эвенков среднего и старшего возраста являются образцами звучания народных запевов на сцене. Хороший уровень вокала с репертуаром на родном языке представили на Суглане иенгринцы Александр Марков и Светлана Васильева. Интересный взгляд на музыкальное творчество представлен красноярцем Евгением Моховым, воплотившим голос тайги в звучании классического музыкального инструмента. На Суглане мы познакомились с творчеством очень талантливых молодых эвенков – Максима Дженкоуля, Айала Софронова, Кюндумэна Андросова и других ярких исполнителей, в репертуаре которых пока не достает самого главного для нашего этнического общества – исполнения на родном языке. Потенциал развития музыкального творчества у эвенков велик и он заключается не только в большом числе талантливых людей, но и в существующих традициях. Мы уже убедились как совершенно по-новому актуально звучат народные мелодии в современной аранжировке. Но у нас есть и бесценный потенциал, который мы почему то до сих пор не используем. Примером этого парадокса является еще невостребованная традиция использования эвенкийских музыкальных инструментов. Единственным носителем уникальной традиции изготовления эвенкийских музыкальных инструментов является баунтовский старейшина Ермил Николаевич Баранов. Почему бы нам не развивать творческое направление “оркестр народных инструментов” или не использовать их звучание в музыкальных аранжировках?

 

(фото Артема Аксенова)

 

На сцене Кюндумэн Андросов из далекого Анабарского района Якутии с кавером “Аят ӈэнэкэл” на музыку группы Кино.

 

(фото Артема Аксенова)

 

Поет Сережа Колесов, с. Иенгра Нерюнгринского района Якутии – самый молодой участник концерта и конкурса запевал “Аятмэр икэлэн”.

 

(фото участников Суглана)

 

Ведущие Ангелина Сафронова и Валентин Иванов прекрасно, профессионально справились с очень сложной задачей. Участники Суглана по достоинству оценили вклад ведущих, назвав их “Лучшими” и отметили неординарные способности Валентина как талантливого шоумена.

 

Тунгусы – страстные охотники плясать…

 Танцы начинаются съ наступленiемъ темноты и не взирая ни на какую погоду…

Дѣло обыкновенно устраивается безъ всякаго предварительнаго сговора.

Стоитъ одному выйти на дворъ и громко крикнуть «ходжо!»

– какъ тотчасъ-же со всехъ сторонъ слышится в ответъ то-же слово;

с крикомъ «ходжо!» сбѣгаются мужчины и женщины, берутся за руки и,

образовав круг, начинаютъ вприпрыжку кружиться,

произнося на распѣвъ извѣстныя слова.

Занятъ ли тунгусъ какимъ нибудь дѣломъ, или онъ уже улегся спать,

но разъ до слуха его донесся магическiй кличь,

онъ схватывается и бѣжитъ къ пляшущей въ темнотѣ компанiи…

Кругъ вертится, то приближаясь к костру, то удаляясь въ темноту…

Случалось, что танцующихъ оставалось всего двое,

и эти въ концѣ концовъ опускались на мокрую траву и замолкали.

Но опять кто нибудь съ вызывающимъ «ходжо!»

отдѣлялся отъ костра, и пляска начиналась снова

(Я.В. Стефанович, 1894).

 

Всего одна цитата наглядно иллюстрирует древние традиции танцевального искусства северных тунгусов. Действительно, культура танца эвенков, эвенов и родственных этносов имеет чрезвычайно богатую историю и большое разнообразие культурных традиций. Наиболее древней формой тунгусского танца являлась пантомима, которая, как правило, сопровождала шаманские ритуалы, направленные на добывание удачи, но вовсе не ограничивалась этим. Например, существует этнографическое описание Г.М. Василевич о том, что коллективная пантомима сопровождала мифологическое повествование об эволюции земли. Многие коллективные танцы и запевы связаны с древними культами наших предков. Например, генезис запева Дэвэйдэ взаимосвязан с культом охры в эпоху позднего неолита, а распространенный в среде северных тунгусов запев-танец Хэдьэ/Хада, как символ кровного единства, возник в эпоху расселения тунгусов к востоку от Байкала. Во времена тунгусского государства Бохай популярный танец тунгусов-мохэ представлял собой сценическую постановку сражения и входил в обязательный этикет дипломатических миссий ко двору императоров Китая и Японии. Все это, являясь достоянием нашей истории, должно найти свое воплощение в современном искусстве эвенков. Эвенкийским творческим коллективам на основе этнографических традиций и исторических фактов необходимо вводить в репертуар названные выше и многие другие специфические признаки тунгусского танцевального искусства. Пока совсем немногие коллективы освоили пантомиму, еще нет сценического воплощения воинских традиций и многого другого, однако, прогресс все же есть.

 

Из коллективов-участников Суглана можно выделить “Гулувун” из Бурятии – в их творчестве заметен существенный рост уровня хореографии и способность выражения локальных традиций на сцене. Интересен опыт импровизации коллектива “Гиркилэн” из Якутска, который в чрезвычайно короткое время специально для церемонии открытия Суглана подготовил танцевальный номер, в котором объединены танец охотников и обряд Сиӈкэлавун. Мы не зря остановились на этих двух примерах, потому что они наглядно демонстрируют направление и перспективы развития танцевального и сценического искусства эвенков. Во-первых, эвенкийским коллективам нужно стремиться именно к точному соответствию тунгусской хореографии и пластике. Во-вторых, необходимо восстановить традиции эвенкийской пантомимы. В-третьих, нужно научиться органично объединять танец и ритуал. Кроме этого, пора культивировать мужское начало в танцевальных постановках, а так же восстанавливать локальные традиции эвенков разных групп и демонстрировать их на сцене. Все это способно сделать эвенкийское танцевальное искусство по-настоящему этнографически точным и уникальным.

 

(фото Надежды Шеметовой)

На сцене коллектив Гулувун, Республика Бурятия. Фрагмент церемонии открытия Большого Суглана.

 

(фото участников Сулгана)

Выступает коллектив Гиркилэн, Республика Саха. Фрагмент церемонии открытия Большого Суглана.

 

Эпос – это живое прошлое народа в масштабах героической идеализации.

Отсюда его научная историческая ценность и в то же время

его большое общественное, культурно-воспитательное значение

 (В.М. Жирмунский, 1974)

 

Эпическое наследие у всех без исключения народов является предметом национальной гордости. В межэтнической среде наличие эпических традиций в багаже устного народного творчества народа во все времена воспринимается как признак высокого уровня культуры этноса. Великое богатство и разнообразие эпического жанра эвенков обусловлено широтой дисперсного расселения,  разнообразием локальных культурных и фольклорных традиций. К сожалению, современное общество эвенков еще не оценило истинную ценность нимнгакана – бесценного достояния, дошедшего до наших дней в живом бытовании, о чем свидетельствует небольшое число людей, посетивших презентацию эвенкийского нимнгакана, представленную делегацией Республики Саха на Большом Суглане. Вместе с тем, прогресс адекватного восприятия эпических традиций в среде эвенков все же наблюдается, ведь когда-то в эпоху строительства социализма слушателей среди эвенков было до такой степени мало, что великому Нюкучану – Николаю Гермогеновичу Трофимову приходилось петь, взобравшись на высокую сопку, потому что кроме неба, тайги и ветра слушать наши сказания было некому. Сегодня наш нимнгакалан Анфиса Павловна Авелова пользуется большим уважением и заслуженным авторитетом, а ее творчество очень востребовано в среде эвенков Якутии.

 

Отметим, что эпический жанр эвенков остается по-прежнему потенциально функциональным. Его сюжеты, тексты и мелодии запевов можно успешно использовать на сцене. На основе художественного слова нимнгакана могут рождаться произведения современной поэзии и прозы. Содержание нимнгакана может быть ярко воплощено в  прикладном творчестве. Чтение нимнгакана – прекрасный способ пополнить багаж родного языка уникальной лексикой и фразеологией, так как образная речь эпических текстов уже вышла из употребления большинства носителей языка. Нимнгакан является хранителем мировоззренческих, философских и морально-нравственных традиций эвенков. Эвенки, которые научатся понимать нимнгакан как наши предки, смогут узнать для себя очень многое из истории и культуры многих прошлых поколений, вплоть до самых далеких, которых можно назвать прототунгусами-первопредками. Сам жанр общими усилиями может быть возвращен в состояние живого бытования, тем более начальный успешный опыт уже имеется.

 

(фото Констанции Петровой)

 

Валентин Гаврильевич Исаков, народный певец, знаток эвенкийских обрядовых традиций, исполнитель якутского олонхо и эвенкийского нимнгакана. Знакомит широкий круг людей с уникальными традициями эпического творчества эвенков.

 

(фото Констанции Петровой)

(фото автора)

 

Творческий коллектив “Хэглэн” под руководством М.П. Яковлевой. Одним из направлений творчества коллектива является возрождение исполнительской традиции эвенкийского нимнгакана. Руководитель и участники успешно используют методику коллективного исполнения, что в современных условиях является наиболее эффективным способом возвращения нимнгакана в состояние живого бытования.

 

(фото Констанции Петровой)

 

Отрывок зачина нимнгакана о сонинге Дэвэлчэне исполняет Степанова Ганна, ученица СОШ № 20 с. Хатыстыр Алданского района Республики Саха.

 

Не надо, друг, идя тропою жизни,

Те метки, что оставили тебе,

Сшибать ногами.

Кичишься тем, что много книг ты прочитал

И русским, как своим, владеешь языком.

Но далеко ли ускакал тот олененок,

Что олениху-маму потерял?

Растаяв, снег даст жизнь

Не одному весеннему ручью,

Но вот иссяк он – и они иссякли…

(Галина Кэптукэ, “Когда в причудливый узор сплетаются слова”)

 

Эвенкийский язык – речь, рожденная таежным ландшафтом. Никакой иной язык не связан с тайгой так органично, как ребенок с матерью. Ни в каком другом языке нет таких точных определений пространственных и духовных характеристик горно-таежного ландшафта. В языке северных тунгусов представлена особенная языковая картина мира, в которой найдется определение для каждого мельчайшего элемента окружающего мира тайги и его незримой сущности. Огонь, вода и ветер и другие стихии понимают эвенкийский язык и говорят на нем с нами, но лишь единицы могут понять эту сакральную речь. Утратив свой язык мы потеряем древнюю и гармоничную связь с нашим родным домом – Тайгой. Современным эвенкам нужно вернуть язык любой ценой – это святое дело не только педагогов и лидеров, но и каждого человека, называющего себя эвенком. “Поток могучей реки питает множество мелких ручейков” – сохранение и развитие родного языка возможно лишь при участии множества людей, каждого человека. Каждый из нас может стать для своего народа одним из родников, питающих русло жизни родной речи, ведь для этого вполне достаточно сказать самому себе: “Я должен знать язык своего народа, язык моих мудрых и человечных предков”. Современные технологии позволяют выучить родной язык самостоятельно: выпущены электронные пособия и разговорники; изданы словари и тексты фольклора и литературы; современные каналы связи позволяют начать изучение языка дистанционно; мессенджеры уже активно используются эвенками для совершенствования родной речи в письменном виде… Возможностей для того, чтобы выучить родной язык вполне достаточно.

 

Обсуждение насущного вопроса о состоянии и перспективах эвенкийского языка привлекло внимание большого числа участников Большого Суглана. Особенно высокую общественную оценку получили проекты, инициированные молодежью. Участники с благодарностью отметили значительный вклад Рустама Юсупова, благодаря которому успешно воплощены проекты Эвенгус – сайт об эвенкийском языке и Эвенкитека – крупнейшая тематическая электронная библиотека, посвященная эвенкийской культуре. Большой интерес вызвала презентация проекта AYANA – разработка роботизированного русско-эвенкийского переводчика, представленная командой Николая Апросимова. Инициатива нашей молодежи дает уверенность в том, что эвенкийский язык не “уснет навсегда”, оставив сиротой таежную Дулин Буга.

 

(фото Нины Вейсаловой)

Презентация проекта AYANA – инновационного программного продукта на основе искусственного интеллекта. По мнению автора проекта Николая Апросимова использование мобильного приложения позволит сделать освоение эвенкийского языка доступным и эффективным. Желаем команде Николая удачи в этом большом начинании!

 

(фото участников Суглана)

 

Григорий Петрович Ледков вручает Рустаму Рафаэльевичу Юсупову заслуженную награду “За верность Северу”

 

В заключение хочется выразить слова благодарности всем участникам Большого Суглана. Сердечная благодарность нашим старейшинам – Ваш жизненный путь и отношение к культуре нашего народа являются примером для подражания. Выражаем благодарность всем красноярским сородичам и лично Председателю Союза содействия развитию эвенков Севера, Сибири и Дальнего Востока Артуру Ивановичу Гаюльскому и руководителю исполнительного комитета Виктору Николаевичу Биланину, которые постарались предусмотреть все, не оставив без внимания эвенкийскую традицию Нимат (все эвенки были благодарны и сыты). Благодарим гостеприимных хозяев – иркутских эвенков в лице Нины Глебовны Вейсаловой. Большое спасибо за поддержку губернатору Иркутской области Игорю Ивановичу Кобзеву и главе администрации Ольхонского района Андрею Алексеевичу Тыхееву. Благодарим за поддержку и участие Президента Ассоциации коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока Григория Петровича Ледкова. Отдельную благодарность выражаем многим “бойцам невидимого эвенкийского фронта”, благодаря которым была проведена очень большая работа при подготовке и во время проведения Суглана. Прежде всего, Спасибо волонтерам из Красноярского края, Иркутской области и других регионов – Станиславу Игоревичу Увачан, Андрею Ивановичу Елдогир, Сергею Юрьевичу Писареву, Ивану Михайловичу Трофимову и многим другим эвенкам. Заслуживает похвалы и высокой оценки вклад молодежи, из числа которой нужно особенно отметить Елизавету Кузнецову, на хрупких плечах которой оказался почти непомерный груз обязанностей, с которыми она с честью справилась. Спасибо режиссерской команде Марины Фирстовой, сумевшей органично погрузиться в культуру нашего народа. Мы благодарны всем, кто поддержал общественную инициативу эвенков России. Похвалы и уважения достойны многие люди, участвовавшие в организации Суглана.

 

(фото Артема Аксенова)

 

Волонтер Елизавета Кузнецова, Красноярский край.

 

 

P.S.

 

Эвэнки гэрбивэн экэл тыкиврэ – досл. “Имени эвенка не роняй”,

в знач. “Не роняй чести эвенка”

 

Национальное самосознание этноса – это его внутренняя сила и идея существования. Председатель Совета старейшин эвенков России Иван Михайлович Атласов из рода Эдян обозначил очень точное определение эвенкийской идеи: “Для развития человека и общества всегда нужна идея. Если речь идет о нашем народе, то эту идею искать и придумывать не нужно, она предельно проста и будет истинной в любое время истории – МЫ ЭВЕНКИ!”.

Наш народ – один из древнейших в Северной Азии, народ-изобретатель, народ-созидатель, народ – хозяин и бережный хранитель целого мира по имени Дулин Буга. Нужно помнить об этом, чтобы гордо и достойно нести имя Эвенка.

 

Мит Эвэнкил!

 

Бэйӈэ удяван таӈдярав,
Иду биһитын садярав.
Мит гатактал ганальчил.
Биралва токордёри,
Урэлвэ аландяри,
Мит гэрбивун — Эвэнкил!

Бугаду бидетчэрэв,
Мит тали нулгидерэв.
Осиктал алагувкил
Нулгидери һоктововун,
Эне Буга бинивэвун.
Мит гэрбивун — Эвэнкил!

Бугава долчатчанал,
Бинивэ гиратчанал,
Нимӈакарва садярил.
Мэргэлду энэл гавра,
Гуткэвэр дялувнара,
Мит гэрбивун — Эвэнкил!

Ниматва одётчёров,
Девгэвэ боритчарав.
Итычит дялду бимил,
Сэрэнчэрэв эрулвэ,
Бэлэтчэрэв бэелвэ.
Мит гэрбивун — Эвэнкил!

 

Александр Варламов,

Бэгин эвенков Якутии

Написать комментарий

три × три =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ