Эдуард Клепечин – певец и защитник своего народа

Эдуард Клепечин – певец и защитник своего народа

Первое выступление артистов ансамбля «Сээдьэ» состоялось в далеком 1972 году в п. Андрюшкино, Нижнеколымский район. С тех пор коллектив не только заслужил популярность в народе, но и получил множество званий, наград всевозможных республиканских, всесоюзных всероссийских, международных конкурсов и фестивалей, с гастролями объездил республику, выступал на концертных площадках нашей необъятной страны и на зарубежной сцене.  И все это под руководством основателя ансамбля, композитора, этномузыканта, заслуженного работника культуры РС(Я), Почетного гражданина Нижнеколымского района Эдуарда Прокопьевича  Клепечина — Ай бэй.

 

Ансамбль исполнял все виды музыкальных жанров и направлений: этническая и классическая музыка, фольклор, рок, джаз и т.д. Произведения Эдуарда Клепечина известны в республике и за ее пределами, он был автором свыше 200 песен, аранжировок, композиций, инструментальных пьес.  3 октября этого года ему исполнилось бы 75 лет, а легендарному коллективу, единственному в Якутии эстрадно-фольклорному ансамблю народов Севера Якутии «Сээдьэ» — 50 лет.

 

 

К сожалению, Эдуард Прокопьевич не дожил до этих знаменательных дат, но его родные, близкие друзья, коллеги почтили его память в столице Якутии открытием выставки «Мелодии его души» в Музее музыки и фольклора и большим концертом легендарного ансамбля с участием известных артистов республики на сцене Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского.

 

Эдуард Клепечин – Ай Бэй был многогранной личностью и это объясняет то, что в нем текла кровь юкагиров, эвенов, чукчей. Он родился 3 октября 1947 году в селе Андрюшкино в семье оленевода. После окончания школы поступил в Якутское музыкальное училище, одновременно с учебой участвовал в творческих конкурсах, пел в хоре Якутского театра оперы и балета. В 1972 году вернулся в родное село и создал ансамбль. Успел поработать и оленеводом, и рыбаком, и кочегаром, но, как рассказывают его родные, песня была всегда в его душе.

 

Супруга Александра Гавриловна, с которой Эдуард Прокопьевич прожил 46 лет и воспитал четверых сыновей, вспоминает, как он после трудового дня бегал в клуб на репетиции:

 

«Помню, как они пионерские барабаны приспособили под ударные инструменты. Ни одни танцы не проходили без «Сээдьэ». Всегда было весело. Участвовали во всех мероприятиях, часто ездили с гастролями, — рассказывает Александра Гавриловна Клепечина. – А мы с детьми всегда его ждали дома. Для каждого сына он сочинил песню.  Делился со мной, что когда выходил на сцену, он проживал то или иное произведение, которое исполнял — мимикой, жестом, движениями… Говорил, что всю положительную энергетику передавал зрителям и от этого сам получал огромное удовольствие».

 

 

Талантливый музыкант проделал огромную работу: собрал, записал, расшифровал, переложил на ноты песенный фольклор коренных жителей Олеры и Халарчи. А уникальное, живое исполнение песен на эвенском, юкагирском, чукотском, якутском языках, горловое пение, подражание звуков природы, композиции, показывающие уклад, образ жизни, обычаи коренных малочисленных народов Севера через призму электронной музыки усиливали восприятие концертных номеров коллектива и сопровождались овациями во всем мире.

 

Известный в республике зачинатель якутской гитарной песни, член Союза авторов‐исполнителей Якутии, основатель кантри-фолкгруппы «Иэхэй-Чуохай» Владимир Татаринов признается, что Клепечин был для якутских музыкантов примером: «Он поднял национальные песни на новый уровень. Дал нам, начинающим артистам, такой заряд, показал как работать в этом направлении, что есть такой народ, есть такие песни и фольклор».

 

«Эдуард Клепечин – это легенда. Он положил начало новому витку развития культур народов Севера. Есть понятие «традиционная культура», а с именем Клепечина связано начало развития профессиональной музыкальной культуры народов Севера. И здесь имя Эдуарда Прокопьевича вместе с нашими писателями, художниками находится в ряду первопроходцев, — отмечает вице-президент Ассоциации КМНС РС(Я), председатель Совета старейшин юкагиров Вячеслав Шадрин. — Наверное, это один из тех людей, кто обратил внимание на проблемы коренных народов Севера. В 70-80-е годы (20 века. Прим.ред) наши народы фигурировали как экзотика, выходили книги, картины, музыка… А Клепечин со сцены ставил эти проблемы. Он был очень прямолинейным и это был его стиль, его неотъемлемая черта. Вся новейшая история проходила на фоне Эдуарда Клепечина, потому что первый съезд народов Севера состоялся в 1990 году, а его ансамбль получил государственный статус уже в 1985 году. Ансамбль был участником культурных программ всех съездов народов Севера. Он был своеобразной визитной карточкой. И это именно история не только культуры, но всего общественного движения коренных народов Севера нашей страны».

 

Увы, в 2019 году легендарный коллектив решением правительства РС(Я) с подачи Министерства культуры «в целях оптимизации структуры госучреждений» был ликвидирован, несмотря на многочисленные протесты и обращения общественности, а сам Эдуард Прокопьевич по состоянию здоровья уже не мог сопротивляться этому. Если бы он был здоров, обязательно провел бы какую-нибудь акцию, чтобы привлечь внимание к проблеме, как когда-то в 90-х годах на площади Ленина перед Домом правительства Якутии он поставил палатку, сидел там в меховой национальной одежде и добивался финансовой поддержки коллектива.

 

Вспоминает Ульяна Винокурова, общественный деятель, доктор социологических наук:

 

«Его энергетика просто поглощала, вела за собой… Помню, как Эдуард был отчаянно сердитый и выставил чум на площади Ленина. Он всегда выступал против государственной национальной политики. И после его яростных выступлений как раз начала возникать арктическая политика, которой раньше не было. Тогда Михаил Николаев (первый президент Якутии, прим.ред) написал свою книгу «Арктика от боли и надежд». Так что Эдуарда Клепечина я знаю не только как выдающегося этномузыканта, но и как лидера народов Севера, голос которого был слышен. Нам таких лидеров очень не хватает».

 

Действительно, все кто вспоминает Эдуарда Клепечина, отмечают, что он — певец не только культуры и искусства своего народа, в первую очередь он — защитник своего народа. Общественность народов Севера Якутии помнит заслуги своего выдающегося сына и добивается, чтобы память о нем сохранилась. Ассоциация юкагиров в преддверие юбилея поставила перед главой Нижнеколымского района вопрос по увековечению памяти Клепечина, чтобы одному из учреждений культуры района присвоить его имя.  Также Ассоциация КМНС РС(Я) на всех уровнях постоянно ставит вопрос о восстановлении «Сээдьэ», потому что это ансамбль всех народов Севера и лучшим увековечением его памяти будет если коллектив будет восстановлен и носить его имя. Музей музыки и фольклора народов РС(Я) выступил с инициативой создания сборника песен с текстами и архивными записями, чтобы память об этом выдающемся человеке, который любил свою родину и воспевал в своем творчестве, осталась потомкам.

 

 

А зал Дома дружбы народов, на сцене которого 3 сентября состоялся юбилейный концерт «Сээдьэ» был полон. Благодарные зрители подпевали и горячо рукоплескали песням Клепечина в исполнении Владимира Заболоцкого, Марты Яковлевой, Алексея Слепцова, Александра Спиридонова, Валентина Клепечина, группы «Айархаан», а также композитора и давнего друга Эдуарда Прокопьевича, приехавшего на концерт из Москвы — Сергея Белоголова. Он исполнил в память о юбиляре мелодии и песни автора, в том числе одну из последних написанных Эдуардом Клепечиным «Молитва пожелание». Как отмечают организаторы, получился настоящий праздник дружбы и тепла северных напевов, перешедший в вечер встречи друзей Эдуарда Клепечина.

 

 

Три года нет с нами Эдуарда Прокопьевича. Теперь его дело продолжают дети и внуки, которые организовали памятные мероприятия к юбилею своего знаменитого отца и деда.

 

 

Ирина Курилова

Написать комментарий

18 + 3 =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ