Елена Голомарева: Проблема кадров в Арктической зоне не может быть решена без содействия и прямой помощи государства

Елена Голомарева: Проблема кадров в Арктической зоне не может быть решена без содействия и прямой помощи государства

В рамках XIV съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева и заместитель председателя комитета, народный депутат Иван Андреев встретились с делегатами XIV Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) северных и арктических районов.

 

Елена Голомарева в приветственном  слове отметила, что сегодня нет важнее задачи чем формирование всесторонне развитой личности. Поэтому  перед педагогами стоит очень важная задача — дать ученикам  качественное фундаментальное образование, которое  во многом зависит от учителя. 

 

Парламентарий рассказала, что в летнее время во время приемной кампании два месяца проработала с абитуриентами. Она выразила свою тревогу снижением количества абитуриентов из арктических улусов, поступивших в высшие учебные заведения. Она сообщила, что выпускники средних школ теряют интерес к высшему образованию и все чаще поступают в колледжи и техникумы, что обусловлено многими причинами. Хотя такая тенденция сложилась в целом по стране, парламентарий  считает одной из причин отмену внеконкурсной целевой контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, что привела к тому, что выпускники арктических школ, направленные на целевое обучение, не выдерживают конкурс для поступления в вузы. В силу нехватки педагогических кадров по основным предметам и неравных условий в силу отдаленности и труднодоступности, цифрового неравенства, выпускники школ из арктической зоны практически по всем предметам имеют баллы  ниже, чем у выпускников центральных районов.

Елена Христофоровна напомнила, что был хороший советский опыт, когда для решения проблемы обеспечения кадров на Севере Институт народов Севера  Российского госуниверситета им. А. И. Герцена еще с 30-40-х  годов  готовил специалистов для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Эти  научно-педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера затем целенаправленно работали в сферах образования, культуры, науки, общественной деятельности в северных регионах. Из стен этого уникального института вышла и первая национальная интеллигенция  из числа коренных народов Севера, которые после учебы возвращались в родные края и просвещали свой народ.    

Парламентарий также сообщила, что комитетом подготовлен проект закона  «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием», где вносится дополнительный пункт по выделению квоты на целевое обучение из числа коренных народов Севера для  получения образования по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по договорам о целевом обучении.  Но законопроект еще не заработал и требует доработки и дальнейшей детализации.

 

Елена Голомарева подчеркнула, что проблема конкурентоспособности выпускников арктических школ для получения высшего образования не может быть решена без содействия и прямой помощи государства.

Парламентарий также рассказала, что во время приемной кампании они создали группу педагогов и руководителей управлений образования северных и арктических улусов, чтобы держать на пульсе судьбу каждого выпускника. Она отметила и поблагодарила за отличную работу управлений образования Анабарского, Абыйского и Оленекского  улусов. Они фактически отстаивали каждого своего выпускника, даже  тех, кого никуда не подпускали.

 

Елена Голомарева предложила педагогам проанализировать все ошибки и недочеты, процент поступаемости выпускников по каждой школе арктических и северных улусов и провести заседание комитета, чтобы всем вместе выработать единую стратегию по повышению качества обучения. Если не исправим ошибки сегодня – завтра повторим те же ошибки. А мы — педагоги  в ответе за судьбу каждого своего выпускника.  

«К примеру, почему в некоторых школах не требуют сдачи такого нужного предмета как  физика, мотивируя это отсутствием промышленности в районе, тогда как основная стратегия экономического развития республики сегодня направлена на рост промышленного развития. Следовательно, это гарантия для будущих выпускников, что они будут востребованы на рынке труда и обеспечены высокооплачиваемой работой. Нужно поставить задачу повышения качества образования в арктических и северных улусах, для этого нужно системно работать с вузами республики, привлекать ученых, заключить договора с ведущими преподавателями, чтобы они консультировали и работали с выпускниками. Мы можем оказать вам конкретную помощь в этой работе и начать эту работу уже сегодня. Необходимо привлекать  промышленные компании, действующие на территории нашей республики в реализации государственной политики по поддержке преподавателей и обучению будущих кадров в Арктической зоне в рамках социального партнерства. По закону, согласно лицензионным соглашениям, все предприятия горной отрасли должны оказывать социальную поддержку тем районам, на территории которых они работают», — сказала народный депутат.

Елена Голомарева привела в пример эффективное социальное партнерство с арктическими районами ОАО «Алмазы Анабара», где работал ее коллега, народный депутат Иван Андреев, который сейчас руководит  ООО «Арктик капитал». Они ежегодно подписывают договора о поддержке социально-экономического развития с пятью арктическими районами. В этих районах построены социальные объекты, жилые дома, присуждают гранты молодежным и социально важным проектам, приобретают спецтехнику для развития сельского хозяйства.   

 

Она напомнила, что тем более  в 2021 году был принят закон «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Саха (Якутия) «О промышленной политике в Республике Саха (Якутия)».  

 

В этой связи народный депутат также напомнила принятие 3 марта этого года закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» в части закрепления общеобразовательных организаций политехнической направленности — «политехнических школ», о котором председатель профильного комитета парламента Феодосия Габышева детально  рассказала на съезде.  

Елена Голомарева подчеркнула, что нет нерешаемых проблем. Очень многое зависит от инициативы руководителей образовательных учреждений и педагогов. Она отметила, что нынче Съезд учителей приурочен и к 105-летию со дня рождения народного учителя СССР, создателя первой сельской школы с углубленным изучением основ физики и математики, участника ВОВ, легендарного педагога Михаила Андреевича Алексеева. Фронтовик, человек с нелегкой судьбой он не пасовал перед трудностями и настойчиво воплощал в жизнь свои светлые идеи. Он опередил свое время, когда еще в 60-е годы создал первую сельскую школу в республике с углубленным изучением физики и математики,  из стен которого вышел весь свет научно-технической интеллигенции Якутии. Тогда не было элитных оснащенных школ, информационных технологий, но простые сельские мальчишки и девчонки получали такое качественное образование, что позволяло им без труда поступать в самые престижные вузы страны.  

Народный депутат Иван Андреев поздравил учителей  с успешной и плодотворной  работой съезда. Он в своем выступлении подчеркнул, что новое время и новые условия  нацеливают педагогическое сообщество на достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям общества и государства. Он высказал свою тревогу, что сегодня интернет охватил практически все сферы жизнедеятельности подрастающего поколения и фактически заменил учителя. Почти у каждого подростка есть персональный компьютер, планшет или телефон. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без этого ресурса. Но интернет и социальные сети оказывают самое серьезное влияние на социализацию современной молодежи. А ведь дети впитывают любую информацию как губка, они по природе своей любопытны и не отсеивают негативную информацию. Это пагубно влияет на мировоззрение не созревшего психологически молодого поколения. Это очень опасная тенденция, которая влечет за собой такие вытекающие проблемы, как зависимость от игр, когда подросток теряет при этом реальный мир вокруг себя. Нам надо всем вместе подумать, как отгородить детей от пагубного влияния всемирной сети. Кроме того, народный депутат поделился своим наблюдением за детьми в отдаленных арктических школах, которые отличаются своей вежливостью, природной чистотой и порядочностью. Он предполагает, что это может быть связано с недоступностью интернета.

Иван Андреев также поделился своим мнением о советской системе образования, когда были созданы равные условия для всех.  Все дети находились в равных условиях, учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех. Школьных знаний было достаточно, чтобы поступить в ВУЗ, не нанимая репетиторов. А сегодня система ЕГЭ ставит многим ученикам шлагбаумы.Обязательное распределение после института раньше гарантировало работу и востребованность полученных знаний и навыков. Советская школа охватывала все свободное время ученика. Секции, внеурочные занятия, которые были обязательными, почти не оставляли времени на бесцельное времяпровождение.

Далее Елена Голомарева предоставила слово делегатам съезда.  

 

 

Руководитель районного управления образования Жиганского района Юрий Шамаев выступил о своевременности принятия закона «О патриотическом воспитании в Республике Саха (Якутия)». По его мнению, полностью вернуться на советскую систему образования не получится, так как выросло новое поколение молодежи с другим мировоззрением, но перенять лучший опыт трудового и патриотического воспитания молодежи советского периода сегодня нужно. К примеру, возрождение начальной военной подготовки учащихся в свете новых требований и политической ситуации в мире он считает правильным решением. Также делегат поднял вопрос заработной платы «прочих категорий» работников образования — специалистов, которые являются локомотивом управления образования. Из-за низкого заработка они вынужденно уходят на другие сферы. Действие 2 процентной льготной программы «Дальневосточная ипотека» на сотрудников медицинских и образовательных организаций на них не распространяется, хотя они тоже являются работниками образования.

 

Туяра Гуляева, начальник МКУ «Анабарское улусное (районное) управление образования» поблагодарила комитет за постоянную поддержку и внимание к проблемам Арктики. Благодаря реализации программы «Дети Арктики» дети из арктических и северных районов получили возможность выехать на южные курорты на отдых и оздоровление. Она предложила оказать поддержку педагогам арктических улусов для выезда в другие регионы страны на курсы повышения квалификации и для обмена опытом.

 

Руководитель  управления образования Эвено-Бытантайского улуса Петр Потапов поднял проблему дефицита педагогических кадров в Арктике. Для решения этой проблемы нужно создавать  для специалистов хорошие условия для проживания и работы. А социальные объекты в отдаленных улусах устарели и не отвечают требованиям времени. Получается замкнутый круг, без улучшения качества жизни и работы в Арктике невозможно привлекать молодых специалистов. Поэтому он предложил разработать социально-экономическую программу для приоритетного,  ускоренного развития  арктических улусов. Кроме этого, он поднял вопрос возмещения арендной платы жилья для привлекаемых специалистов.  

 

Директор МБОУ «Таймылырская СОШ» Изольда Голикова подняла проблему капитального ремонта школы, когда из-за аварийной ситуации вынуждены закрыть целый этаж школы и затронула проблему  нехватки кадров.

 

Начальник МКУ «Оленекское районное управление образования» Мария Иванова поблагодарила за теплый прием и затронула вопрос увеличения квоты по программе «Жилье» и «Земский учитель», так как  в начале учебного года почти все арктические районы испытывают трудности по закрытию вакансий по тем или иным предметам. В этом году району было предоставлено две квоты по программе «Жилье», а открытых вакансий у них было восемь. Также она поделилась опытом работы кочевой школы.  Мобильные, грузоподъемные школы  не подходят для Арктики по пожарной безопасности. Поэтому благодаря поддержке главы и депутатам национального района они построили на основных базах оленеводов дома для кочевых школ. Они удобны и для самих оленеводов. Также Мария Иванова говорила о необходимости увеличения финансирования на перевозку детей вертолетами в оленеводческие стада к местам пребывания родителей и обратно из-за увеличения стоимости полета.

 

Подводя итоги встречи председатель профильного комитета парламента Елена Голомарева поблагодарила педагогов за открытый диалог и призвала еще раз дистанционно подключиться к заседанию комитета для выработки единой стратегии по решению озвученных проблем.

 

В конце мероприятия Елена Голомарева вручила педагогам и работникам сферы образования Якутии государственные награды.

 

За заслуги в области социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) высокой оценки парламента — Почетной Грамоты Государственного Собрания (Ил Тумэн)  удостоилась директор МБОУ «Таймылырская СОШ» Изольда Голикова.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Написать комментарий

двенадцать + 8 =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ