Краеведение. Луки – охотничье и боевое оружие аборигенных народов в наскальном искусстве Якутии

Краеведение. Луки – охотничье и боевое оружие аборигенных народов в наскальном искусстве Якутии

Расписанные красной охрой разных оттенков скальные выходы в Восточной Сибири расположены преимущественно вдоль больших и малых водотоков. Рисунки демонстрируют преобладание охотничьей «лосиной» темы над прочими сюжетами. Незначительное число изображений луков и лучников сопряжено с охотпромыслом, примечательно, что среди композиций нет боевых стычек на луках с антропоморфными противниками. Выборка рисунков сделана из работ А.П. Окладникова и А.И. Мазина.

 

 

Рис. 1 – профильное изображение охотника на лося с эллипсовидным луком и стрелой в руках. Майская писаница, бассейн р. Алдан (фрагмент). Над стрелой нанесены три пятна. Голова антропоморфной фигуры сколота. Это один из древних рисунков на территории Якутии со сценой охоты на лося с луком. Средний неолит, IV–III тыс. до н.э. [Окладников, Мазин, 1979, с. 46, 58, табл. 54].

 

 

Рис. 2 – на среднеленской писанице Ой-Муран изображена сцена охоты на лося (фрагмент). Фаллическая фигура с тройной развилкой на голове держит натянутый в виде эллипса небольшой лук, стрела нацелена на лося. Перед луком вертикально нанесены два широких пятна красной краски и вертикальная полоска. Бронзовый век [Окладников, Запорожская, 1972, с. 39–40, табл. 61].

 

 

Рис. 3 – остроголовая антропоморфная фигура держит небольшой эллипсовидный лук перед лосем в многофигурной композиции на р. Синей (фрагмент). Бронзовый век [Там же, с. 44, 81, табл. 77].

 

 

Рис. 4 – сцена загонной охоты с луком на многофигурной композиции на р. Нюкжа (фрагмент). Человек находится в движении, ноги расставлены, руки разведены. Средний неолит, IV тыс. до н.э. [Окладников, Мазин, 1976, с. 86, табл. 7]. По нашему мнению, стиль изображения животных (контурная прорисовка при большой схематизации фигур) позволяет датировать рисунок бронзовым или ранним железным веком.

 

 

Рис. 5 – охотник на писанице из Забайкалья вооружен коротким луком, он направляет стрелу в лося (фрагмент), за лосем следуют три кабана, слева четыре вертикальные полосы краски – магическая охотничья изгородь, предназначенная для добычи зверей в тайге. Пятнами или счетными палочками ведется подсчет убитых животных [Окладников, Запорожская, 1970, с. 51–52, табл. 59]. Лесная охотничья тема в петроглифах Забайкалья контрастирует с расположенными неподалеку рисунками степняков. «Рисунок этот по стилю, композиции и содержанию полностью помещается в рамках неолитического искусства сибирской тайги» [Там же, с. 131].

 

 

Рис. 6 – одно из двух изображений человека с луком на многофигурной Арбинской писанице (фрагмент). Ранний железный век, конец I тыс. до н.э. – начало I тыс. н. э. [Окладников, Мазин, 1976, с. 74, 102, табл. 60].

 

 

Рис. 7 – на скале вблизи деревни Еланка (Средняя Лена) имеется фигура, напоминающая лук со стрелой. Неолит [Окладников, Запорожская, 1972, с. 58, табл. 130].

 

Выборка и анализ сюжетов с присутствием в них луков периодов неолита – раннего железного века вызывают определенный интерес. Рисунки неолита и бронзового века Якутии показывают сцены охоты на лося, где изображены персонажи с луками в руках эллипсовидной формы. На рис. 1-3 натянутые луки составляют одну группу и относятся к наиболее ранним. Сюжет рис. 2 в ином изобразительном стиле копирует неолитический рис. 1. Другую группу составляют рисунки, где луки имеют вид дуги (4-6), здесь иная стилистика и возможно изображены луки более крупных размеров (бронзовый(?) – ранний железный век южной Якутии, неолит Забайкалья); наконечники стрел, возможно, из металла.

 

По форме луков здесь возможна изобразительная и территориальная локальная традиция. Ранний эллипсовидный абрис артефакта укладывается в пределы существования средненеолитической белькачинской археологической культуры Якутии – бронзового века Средней Лены. В эти временные рамки включена поздненеолитическая ымыяхтахская культура, на которую предположительно приходится время становления раннеюкагирской культуры. Следовательно, изображения эллипсовидных луков могли быть оставлены представителями аборигенных юкагироязычных племен.

 

Жукова Л.Н. Этнография одного предмета: юкагирский лук // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2022б. № 3. С. 8–21.

Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2. Л.: Наука, 1970. 363 с.

Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Средней Лены. Л.: Наука, 1972. 271 с.

Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука, 1976. 190 с.

Окладников А.П., Мазин А.И. Петроглифы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука, 1979. 152 с.

 

Л.Н. Жукова

Написать комментарий

два + 10 =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ