«Здравствуй, милая мама…»
Так обращается А.В. Кривошапкин к своей «незабвенной» матери, образ которой часто встречается в его произведениях.
Вся жизнь, все творчество писателя, политика, общественного деятеля, пронизано лучами доброты человеческих наказов его матери, Ульяны Егоровны. Именно они, можно утверждать, составляют основу всей жизнедеятельности А.В. Кривошапкина.
В своем автобиографическом романе «Кочевье длиною в жизнь» Андрей Васильевич поведал читателям о самых значимых этапах своего жизненного пути. Маленькая, хрупкая мать писателя, обладавшая огромной человечностью, великодушием, по словам писателя, благословила его в дальний путь , сказав: «Иди, сынок, учись. Человеком станешь». Именно мать сыграла большую роль в его становлении и как человека, и как писателя, и как неравнодушного к жизни своих земляков общественного деятеля.
«Всегда думай сначала о других людях. Позаботься о них первым долгом. О себе подумай после них. Вырастешь большим, не забывай об этом…Человек силен добротой»,- напоминала ему мать ненароком. Уже в те далекие годы, когда он учился в школе, по словам ровесников, он отличался каким – то не по годам серьезным отношением к себе, к жизни. Подчеркивают, что его глаза всегда были устремлены вдаль, в них постоянно блуждала неизвестная никому тогда мысль, обращенная в будущее. Также говорят, что Андрей Васильевич был очень добрым, никогда не отвечал злом на зло, которое ему, его родителям, как узнаем из романа, иногда причиняли. «Как мало человеку надо, чтобы он ощутил себя счастливым»,- думаешь про себя, и сердце обливается жалостью, сочувствием к маленькому мальчику, соскучившемуся по теплу материнской доброты, обрадовавшемуся приезду земляков в Эндыбал, побежавшему встречать их вместе с ребятней, босиком перейдя реку, ледяную осенью. Но, увы, вернется он голодным, не ощутившим во рту вкуса оленины, чалмы, не солоно хлебавши…Но такие , казалось бы, мелочи не сломили его: он, наоборот, стал еще добрее, понятливее относиться к людям. Ведь мама его наставляла: «Не стремись к мести, одолей людей добротой. Тогда сам станешь сильным».
Андрей Васильевич пишет, что на его пути встречалось больше хороших людей, при виде которых ему самому хотелось стать такими же добрыми, честными. «Добрый человек никогда не споткнется. Доброта делает его сильным, уверенным в себе»,- часто повторяла мама.
В своих повестях и романах Андрей Васильевич пишет о том, каким должен быть настоящий человек, истинный эвен, сын своего народа. Вспоминаются образы Гены Умтичана из повести «Белая дорога», Аркадия Кириллова из «Уямканы уходят на север», Айняри из романа «Золотой олень». Эти люди с чистой совестью, большим сердцем, высоким чувством долга перед родиной м соплеменниками, обладающие, по мнению писателя, исконно эвенскими чертами характера. Известно, что эвены издавна отличались прямотой, «кристаллической» честностью, бесхитростностью, радушием.
«Олень как человек. Он мыслит, только не говорит. Не надо смотреть на него свысока, обижать. Он все понимает. Особенно когда его бьют, издеваются. Олень помнит доброту человека. Потом, в трудное время он и ему поможет»,- учила писателя мать.
Олень – один из главных героев произведений Кривошапкина. Олень и эвен связаны: исчезнет один – другой не выживет. Отношение человека к оленю является мерилом его человечности. За оленем не может присматривать человек, до полудня нежащийся в постели. Мать писателя напоминала: «После сна, как откроешь глаза, вскакивай сразу. Валяться в постели – это к лености. Лентяй среди людей, как бельмо на глазах. Все его знают и презирают».
Детские годы писателя были трудные, часто голодные, холодные. Он на себе познал нужду, безысходность бедственного положения своей семьи, народа. Некоторые эвенские семьи были очень бедны, дети целое лето бегали босиком, чтобы сберечь единственные торбаза, питались летом одной водой, ягодами и кореньями, а во время прохладных летних дней ( монди) они прибегали к оленьему стаду и грели свои ножки, подставляя их под струю мочившихся оленей. Очень редко их баловали лепешкой, сахар был для них верхом счастья. Матерчатой одежды не было, и поэтому многим детишкам шили ее из мешков ( кулей) из – под продуктов, например, когда они впервые шли в школу. Но были семьи, которые не слишком бедствовали. Об этом вспоминает Андрей Васильевич в одной из глав романа, как они с сестрой завидовали соседям, кушавшим белые толстые лепешки. Но мать и тогда им говорила: «Плохо быть завистливыми. Такой человек о плохом думает, никогда другим не поможет. Самое главное, вы, дети, все время живите дружно, не ссорьтесь». Она всегда учила своих детей делиться с другими последним, помогать всем, кто попал в беду. И эти слова навсегда стали одним из важных правил жизни Андрея Васильевича, и он, не жалея ни времени, ни здоровья, ни сил, работает во имя других людей, не для славы, не для карьеры, а чисто по совести и зову сердца.
В рамках проекта «100 именных алмазов к 100-летию государственности Якутии» добытому в шахте «Удачная» алмазу массой 97,32 карата (19,464 граммов) присвоили имя народного российского писателя Андрея Кривошапкина
«Самая большая радость тогда, когда ты сам даришь людям радость. Постарайся как можно больше радовать людей»,- внушала мать сыну.
Мать Андрея Васильевича всегда подчеркивала, что старых людей надо уважать, поощряла его подобающее отношение к ним. Писатель навсегда запомнил, что «за спиной старого человека остается долгая дорога. Старый человек как книга. Как можно дольше общайся с ним. Это поможет тебе в жизни».
Из страниц его произведений мы узнаем о его особом, почтительном отношении к старикам, которых с каждым днем все меньше и меньше. Вот мелькаю образы старцев: Кирилэ – этикэн, Костокун – этикэн, вот один из братьев охотников Степанов Василий Николаевич, вот старик по прозвищу Буденный – целый ряд, который можно продолжать. В повести «Уямканы уходят на север» это старик с внуком на охоте, который пожалел уямканов, потому что они были с детенышами – бочиканами. Это и мудрый Нэге из романа «Берег судьбы». «Слушай рассказы старых людей, они заменят тебе книги»,- учила мать сына. Андрей Васильевич на деле следует одному из основных эвенских традиций – почитание старших, не дает молодым забыть его , постоянно напоминая об этом в своих творениях.
Природа родины также является главным героем в произведениях писателя. Она предстает перед читателями не только в собственном виде: горы, реки, озера, животные. О ней можно «узнать» глазами ее же представителей – животных. Глазами Однорогой из повести «Уямканы уходят на север» мы наблюдаем за миром людей, осуждаем их за жадность, злобу, призываем человечество беречь природу, не разрушать ее, чтобы досталась она в первозданной красоте другим поколениям.
Мать учила: «Земля живая. Не делайте ей больно. Не рвите ягодные кусты, не ломайте. Не убивайте даже насекомых». «Каждый эвен помнит эти заветы»,- говорит писатель. Он все годы, которые проработал депутатом высшей исполнительной власти, неустанно боролся и продолжает отстаивать интересы малочисленных народов Севера, защищает их исконные права, с болью говорит о том, что цивилизация, несмотря на то, что приносит блага жизни, наносит невосполнимый ущерб его родине. Ее надо беречь. В романе «Золотой олень» главный герой обращается ко всему человечеству с мольбой вернуть эвенам земли их золотых оленей, с просьбой не променять жизнь эвенов на золото, железо, дать им шанс на выживание.
Уроки матери, учившей его правильно жить на земле, переросли в жизненное кредо великого сына эвенского народа, денно и нощно думающего о дальнейшей судьбе не только родного народа, но и всех северян, всей Арктики, результаты деятельности которого бесценны для этих народов, жизненно важны,потому что они способствуют сохранению,развитию культур,самобытности,языков,улучшению жизни коренных народов Севера и Дальнего Востока.
В уходящем 2022 году в Год 100-летия образования ЯАССР Андрей Васильевич награжден Всероссийской общественной премией «Гордость нации 2022» в номинации «За вклад в сохранение и развитие родных языков».
Также имя эвенского писателя вошло в 100 имён лучших сыновей и дочерей Якутии в рамках проекта « Сто именных алмазов к 100- летию государственности республики». Имя видного государственного и общественного деятеля Республики Саха(Якутия),народного писателя , присвоено ювелирному алмазу в 97,32 карата,добытого в месторождении трубки «Удачная».
От всего сердца поздравляем нашего земляка, сына эвенского народа, с высоким признанием заслуг своей жизнедеятельности, выражаем глубокую признательность и гордость за достигнутые результаты. Примите наши искренние поздравления с пожеланиями доброго здравия,благополучия и мира,успехов в отстаивании наших прав и интересов.
А.Д. Кривошапкина,
глава СП « Ламынхинский эвенский национальный наслег»