ЧТО ДАЕТ НАМ ТТП? Интервью с Анатолием Лебедевым
Все, что касается территорий традиционного природопользования (ТТП) КМНС, не понаслышке знает Анатолий Лебедев. В нашей газете он традиционно пишет о развитии общин, о создании и работе ТТП, о взаимодействии с промышленниками. Его имя известно нашим читателям. Сегодня мы берем у него интервью. И поздравляем Анатолия Захаровича с 60-летием!
— Анатолий Захарович, в чем отличие наших ТТП от тех, что были организованы в других регионах?
— Да, это тот вопрос, с которого и хотелось бы начать наш разговор. Действительно, пути создания ТТП у народов Севера отличаются по всей России. Хочу отметить подход Ханты-Мансийского округа – Югры. Югорчане не стали заморачиваться и создали ТТП на землях своих общин. Таким образом, все взаимоотношения с природопользователями и особенно недропользователями происходят в формате «Община — ТТП — промышленник». Надо отметить, что взаимоотношения коренных народов Югры с промышленниками идут еще с самой первой волны промышленного освоения Севера. У них устоялись наработанные традиции, по своему развитию регион, как и соседей ЯМАЛ на одном из первых мест по России. Промышленников там устраивает именно такой формат. И, видимо, общинников тоже.
Сразу отметим, что при всех плюсах таких отношений, ТТП в Югре не поставлены на кадастровый учет. У нас наши ТТП все стоят на учете, будь то общинные, наслежные или районные. Это краеугольный камень в отношениях с промышленниками у нас. Сами знаете, что все отношения между юридическими лицами, будь то община или администрация наслега с промышленниками, должны быть грамотно задокументированы.
Вы должны помнить, что когда началась у нас вторая волна промышленного освоения — ЛЭП, железная дорога, ВС-ТО, Эльга, разработка новых месторождений, оказалось, что коренные народы Севера к этому совсем не готовы. Единицы из общин стояли на учете и официально закрепили земли. И если бы тогда власти Якутии не проявили своей воли и не выделили финансы для закрепления земель общин, национальных наслегов, то никто не получил бы положенных по закону компенсаций. Что с некоторыми общинами и произошло в Южной Якутии.
Именно Южная Якутия наработала опыт по взаимодействию с промышленниками первыми из народов Севера. И роль органов власти в этом вопросе трудно переоценить. К моменту, когда добывающая промышленность шагнула по всей территории Якутии уже были определенные наработки. И ТТП в этом плане — хороший рабочий инструмент.
— То есть мало зарегистрировать ТТП, недостаточно того, что земли ТТП на кадастровом учете?
— Совершенно верно. Тут вопрос еще в том, что для полноценной работы созданного ТТП нужен рабочий орган. И человек, который бы вел эту работу, взаимодействовал с природопользователями — теми же охотниками, недропользователями, органами власти, судами. Этому органу нужен свой бюджет, план работы, человек должен работать не на энтузиазме, а за заработную плату.
Вот посмотрите на наши ассоциации — как правило там работают общественники-энтузиасты, чей запал со временем иссякает. У него много забот помимо этой общественной работы. И то, сколько делают районные ассоциации для сохранения языков и культуры народов Севера! А сколько они бы сделали, будь они на зарплате?
Так и тут. Нам нужен человек, который бы вел список всех, кто работает на землях ТТП, не слазил бы с них в случае каких-то нарушений, ежедневно следил за изменениями, обучался и изучал законодательство.
Мы не говорим о промышленниках, как о каком-то зле. Нет! Это сотрудничество. Хорошо, что крупные недропользователи более широко смотрят на этот вопрос и об их социальной ответственности сейчас речи нет. К сожалению, многие артели живут еще старыми понятиями — прийти, вскрыть, забрать и перейти на другое место. И вот с такими надо работать постоянно, если что, обращаться в суд, и на это у органа ТТП должны быть финансы. Финансы должны быть и на получение какой-то экспертной помощи, например, юриста.
Пример с ручьем возле водозабора в Иенгре… Там артель платит штраф и спокойно работает дальше.
И вот если бы был такой освобожденный человек, который бы спуску этой артели не давал, то дело пошло бы по-другому. Здесь не вина администрации, хочу сказать. При их загрузке заниматься еще и ТТП, всеми вопросами взаимодействия с нерадивыми недропользователями, отстаивать свои права в судах, сложная задача.
— Итак, нужен рабочий орган ТТП?
— Да. Это может быть, например, Ассоциация наслега или района, в зависимости от ситуации. Может быть Союз общин или экологический совет. Не важно, кому будет делегирована эта работа. Важно, что должен быть определенный рабочий орган, уполномоченный населением наслега, района. Со своим штатом и бюджетом. И смысл всей работы этого штата в развитии своего ТТП, налаживании отношений, регулировка этих отношений, и, если что, судебные дела.
Тогда дело должно пойти. Тогда ситуация с промышленниками переменится. И таким опытом надо будет со всеми делиться. Мы все помним Первый Оленекский форум ТТП, организованный главой района Леной Ивановой. Надеемся, что на следующих форумах будет больше участников и больше положительных моментов, которыми надо делиться. Негативным опытом тоже надо делиться и делать выводы…
— Надеемся, что вы на страницах нашей газеты будете и впредь освещать вопросы ТТП. Еще раз с юбилеем и хорошего Нового года!
— Спасибо. Всех читателей нашей родной газеты «Илкэн» поздравляю с Новым годом! Добра, здоровья, счастья и успехов!
Аят САТАРОВ