Омо́сьэ кэнмэпу́л, кэлтэ́л И́лльэ ньэ́молҕилэ! Дорогие друзья, с наступившим Новым годом!

Омо́сьэ кэнмэпу́л, кэлтэ́л И́лльэ ньэ́молҕилэ! Дорогие друзья, с наступившим Новым годом!

По восточному календарю символ наступающего года – Черный Водяной Кролик (Заяц, Кот).

А знаете ли вы, что с Зайцем связаны интересные факты традиционной культуры лесных юкагиров? 

В прошлом некоторые роды юкагиров носили названия животных. В верховьях Колымы на р. Ясачной проживал Чолҕород-омок 'Заячий род', на Коркодоне –Анид-омок 'Рыбий род', в колымских низовьях, на реке Алазея –  Эрбэткэн-омок 'Гусиный род'. Исследователь юкагирского языка и культуры к. 19 – нач. 20 в. В.И. Иохельсон писал по этому поводу: «В некоторых родовых названиях можно усмотреть следы тотемизма. Заяц и рыба, вероятно, были тотемами Ясачных и Поповских юкагиров». 

Тотемизм – это первобытный культ тотемов. Тотем – животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся покровителем и родоначальником племени, рода.

Память о тотемах хорошо сохраняется в мифологии и фольклоре. Так, в  устном народном творчестве палеоазиатов Ворон сотворяет мир, участвует в его устройстве, добывает людям различные блага.    Примечательно, что именно в Заячьем роде В.И. Иохельсон записал сказки о Зайце, где герой предстает необычайно умным, хитрым и ловким животным. 
   

В сказках Заяц не показан как первопредок или создатель, однако тексты обнаруживают некоторые моменты, которые указывают на его особенную роль. Например, отмечаются родственные связи Зайца с людьми (он человеческий сын или воспитанник), его охранительные функции (способен победить великана–людоеда Сказочного Старика). Можно говорить о том, что сказки содержат отголоски тотемистических представлений юкагиров.
   

Известно, что юкагиры, традиционное хозяйство которых основано на охоте, почтительно относились к костям зайца: его череп оберегали от осквернения, следили, чтобы кости животного не попадали под ноги, их не давали собакам, все это обычно бросали в огонь или в воду. 
   

Есть указания на причастность зайца к миру духов. Так, лопатку и челюсть зайца использовали для гадания о предстоящей охоте или кочевке. Для этого косточки держали над огнем до появления трещин.

 

Обложка книги «Сказки, мифы и легенды лесных юкагиров», художники М. и И. Поповы
   

Как вы знаете, представителем Заячьего рода был Николай Иванович Спиридонов – Текки Одулок, основоположник юкагирской литературы, ученый, общественный деятель. В своей знаменитой книге «Жизнь Имтеургина-старшего» Текки Одулок писал о себе: «На реке Ясачной, среди ивовых зарослей, в шатре из оленьей кожи родился я – пишущий эту книгу. Отца моего звали Атыляхан Иполун, он был юкагир из рода Чолгородие, то есть заячьих людей».
   

В настоящее время в школьном музее с. Нелемного есть уголок, посвященный тотему Зайцу, где размещены различные игрушки-зайцы и предметы с изображением животного (в том числе изготовленные самостоятельно) – это подарки учащихся, родителей, учителей, гостей школы.

 

П.Е. Прокопьева

Омось эйрэҥик!

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ