Проставление отметки в охотбилете — благо или несправедливость?
На этот актуальный вопрос отвечает первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) Любовь Викторовна Христофорова.
— Любовь Викторовна, органы государственной власти уже продолжительное время используют список КМНС, но насколько нам известно, представители северных народов не торопятся вставать на учет в этот список. Почему на ваш взгляд так мало обращений на подачу заявлений в Список КМНС?
— На сегодня уже обращений немало; люди постепенно, за три года работы закона, начинают понимать необходимость быть в Списке представителей коренных народов, для ведения, в первую очередь, традиционного образа жизни на своих исконных землях. Другое дело, что медленно идет обработка заявлений, поступающих в Федеральное агентство по делам национальностей от представителей коренных малочисленных народов со всей страны. Это ведомство находится в Москве, не имеет структурных подразделений в регионах России. На сегодня сказать сколько людей получили уведомление о включении в Список очень сложно. Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я) делал запрос, но пока ответа не получено.
Надо отметить еще, что есть люди, которые не видят для себя смысла состоять в этом списке, они самоопределились в своей национальной идентичности и не считают необходимым получать подтверждение от власти. Это их право, ведь основным документом, удостоверяющим национальность гражданина, остаётся его свидетельство о рождении. Но нельзя быть уверенными в том, что представитель надзорного органа будет такого же мнения.
— Мы имеем информацию, что в соседней Магаданской области выявили двух так называемых «лжекоренных». Реально ли, что их выявят в большом количестве, в том числе и у нас? И как много общин они создают?
— В нашей республике так называемых «лжекоренных» практически нет, да и особых привилегий, о которых вещают различные личности, тоже мало. Термин «лжекоренные» возник и актуален для тех регионов, в которых имеются большие объемы по рыболовству, выделяются соответствующие квоты для традиционного рыболовства коренных и ради них предприимчивые люди становятся коренными и создают общины. У нас общины создаются представителями коренных народов, но есть случаи, что руководителями в этих общинах становятся представители других народов. В таких случаях нужно провести общее собрание, выбрать другого руководителя и внести изменения в свои документы в Министерстве юстиции. В любом случае, если есть вопросы, надо решать их в правовом пространстве. Но случаев, когда у нас общины созданы и зарегистрированы лицами, не относящимися к коренным малочисленным народа, я не встречала.
— Проставление отметки в охотбилете — благо или несправедливость? Уже сейчас идут споры в социальных сетях и мессенджерах. С одной стороны уязвленными себя считают представители других народов, проживающих в национальных селах, с другой стороны представители общин опасаются наплыва своих городских сородичей на их земли. Как вы думаете, действительно ли нарушает проставление отметки в охотбилете справедливость и добрососедство в местах трад проживания кмнс?
Вопрос проставления отметки возник не сегодня, просто в нашей республике отметку пока не ставили, мотивируя тем, что нет списка лиц, которым можно ставить подобную отметку. С 2020 года началось ведение списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, вышел обновленный приказ Министерства природных ресурсов о порядке проставления отметок в охотбилетах и поэтому наше региональное министерство экологии начало работу по проставлению отметок.
Как можно назвать «несправедливым» право представителей коренных малочисленных народов вести традиционную охоту в местах исконного проживания своих народов? Конечно, это справедливое решение. Но как оно будет претворено в жизнь – вот этот вопрос и вызывает дебаты как среди представителей коренных народов, так и широкой общественности. Государство должно определить территории, в которых могут реализовать своё право на охоту люди, имеющие штамп в охотбилете и установить объемы добычи ими животных ресурсов. Работа идет. Но начали появляться суждения о неравенстве между жителями северных районов. Со всей ответственностью говорю, что это не имеет под собой никаких оснований. Федеральный закон об охоте, республиканский закон об охоте чётко прописывают право на охоту так же лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах проживания этих народов и для которых охота является основой существования.
И тем же вышеуказанным приказом МПР РФ эти лица имеют право проставить штамп в охотбилете для охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни. Вопросы ведения традиционной охоты никак не могут быть поводом для раздора населения в наших поселениях, если, конечно, искусственно не раскачивать это вопрос. И никаких инсинуаций вокруг этого вопроса не должно быть.
— Можно ли уровнять в правах всех жителей национальных наслегов, ведь все проживающие там независимо от национальности живут в одних условиях?
— Об уравнивании прав всех жителей национальных образований пока рано говорить. Конституцией Российской Федерации предусмотрен специальный статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, эта категория граждан наиболее уязвимых в силу своей малочисленности, у них больше угроз утери традиционных знаний и быта, потери языка. Ведь если народ саха бьет во все колокола по вопросу сохранения языка, имея школы с обязательным изучением якутского языка как родного по всей республике и даже в наших национальных поселках как Колымское Нижнеколымского района, то что можно сказать о жизни языков наших народов?
По быту настолько уравнены население национальных поселений, что длительное время живущий там якут или русский, одевается так же, ест ту же еду, ведет так же, как и все традиционную охоту и рыбалку. И если специально не обострять внимание простых людей к этим вопросам, то проблем межнациональных отношений не возникает.
Кроме охоты есть традиционное рыболовство. Вот здесь со стороны Федерального агентства по рыболовству однозначно прописано: «только для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам». Это касается заявительного принципа ведения традиционного рыболовства, против которого давно выступает общественность коренных малочисленных народов, и вроде руководство ФАР соглашается с доводами общественности, но пока не внесены изменения в действующее законодательство. В 2018 году вышел Федеральный закон о любительском рыболовстве, по которому любой гражданин РФ имеет право рыбачить в отведенных местах определенное количество водных биологических ресурсов. При этом рыбалка по этому закону выгоднее, чем традиционное рыболовство, так как говоря по простому — разрешено ловить больше. Поэтому тоже не видно неравенства, что даже в ответ сотрудники ФАР говорят нам, что пусть лучше малочисленные не мучаются постоянно с заявлениями и отчётами, а переходят на любительское рыболовство.
Есть инициатива Жиганского национального эвенкийского района о распространении действия нормы о бесплатном лекарственном обеспечении в Республике Саха (Якутия) на лиц, не относящихся к коренным народам, но постоянно проживающим в местах проживания этих народов. Это было внесено в Госсобрание республики, видимо пока прорабатывается. Вопрос ставится справедливо с моей точки зрения.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что проживающие в национальных муниципальных образованиях граждане никак не ущемлены со стороны коренных малочисленных народов Севера. Могу добавить по своему району. Жиганский национальный эвенкийский район очень интернациональный и многие представители других народов, приехавшие работать, остаются там и после выхода на пенсию, полюбив природу, рыбалку, охоту и самое главное людей, живущих там. И мы, общественность, должны всегда поддерживать существующий интернационализм в наших национальных поселениях.
— Спасибо за обсуждение таких важных для северян вопросов. Надеемся проставление специальной отметки не скажется негативно на населении, особенно на представителях общин, а останется фактом признания Конституционным судом прав коренного населения, которое должно быть нам только на пользу.
Аят САТАРОВ