Экспертное мнение. Об изменениях в федеральном законе «Об общинах»

Экспертное мнение. Об изменениях в федеральном законе «Об общинах»

В конце прошлого года были внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», которыми усилены нормы по учредителям, руководящим органам общин в защиту коренных народов. Мы решили донести об этих новшествах через наш «Илкэн» и постараюсь коротко остановиться на тех, которые требуют сейчас оперативных действий от самих общин.

 

Федеральным законом от 20 октября 2022 года № 403-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

 

  1. Статья 5 дополнена частью третьей следующего содержания: «Община малочисленных народов может осуществлять любые виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и соответствующие целям деятельности общины малочисленных народов, которые предусмотрены ее уставом. Община малочисленных народов может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность предусмотрена ее уставом.».

Из этого следует, что в Уставе надо прописать виды деятельности общин (13 видов), утвержденных распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р и еще те виды предпринимательской деятельности, которыми община может заниматься – розничная торговля, услуги по туристской деятельности, оказание услуг по ремонту техники, автоуслуги и другие – в целях достижения уставных целей.

 

  1. Статья 8 об учредителях общин изложена в новой редакции, в которой отдельно выделено: «Не могут быть учредителями общин малочисленных народов:

граждане Российской Федерации, не относящиеся к малочисленным народам;

иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица;

органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;».

В данном случае чётко не прописано, что делать в случае наличия в числе учредителей общины коренных малочисленных народов лиц, не относящихся к этим народам. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» устанавливает заявительный принцип выхода из состава учредителей, то есть гражданин должен лично заполнить заявление установленного образца о желании выхода из состава учредителей, подготовить уведомление в адрес руководителя НКО и подать эти документы с сопроводительным письмом в адрес УФНС. Выход из состава учредителей НКО оформляется в налоговой инспекции.

В любом случае, если сеть такие прецеденты, то надо рассматривать индивидуально в отношении конкретной общины.

 

  1. Статья 11 о членстве в общине изложена в новой редакции:

«Статья 1.  Членство в общине малочисленных народов

  1. Членами общины малочисленных народов вправе быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 14 лет.
  2. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления.

Таким образом, в каждой общине должны храниться личные заявления всех членов общины о вступлении в члены общины. Это обязательно.

 

  1. Одно лицо может быть членом только одной общины малочисленных народов.
  2. Не могут быть членами общины малочисленных народов:

иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица;

органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

 

  1. По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут быть приняты лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов.
  2. Лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов, не могут составлять более одной трети от общего числа членов общины малочисленных народов и ее коллегиальных органов, не могут являться председателями таких органов, а также не могут осуществлять полномочия единоличных органов общины малочисленных народов.

Введено регулирование соотношения коренных и не коренных среди членов общины. Две трети или больше от общего числа членов должны быть представители коренных малочисленных народов Севера.

 

  1. Учет членов общины малочисленных народов ведется органом общины малочисленных народов, уполномоченным уставом общины малочисленных народов. Обязательному учету подлежат сведения о дате вступления в общину малочисленных народов, выходе (исключении) из нее, месте жительства либо месте пребывания, ведении либо неведении традиционного образа жизни, об осуществлении либо неосуществлении традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (с указанием видов деятельности в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации), в том числе если такая деятельность является подсобной по отношению к основному виду деятельности, о членах семьи члена общины малочисленных народов (родственниках по прямой нисходящей и восходящей линии (детях, в том числе усыновленных (удочеренных), внуках, родителях, дедушках, бабушках), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьях и сестрах, родственниках третьей степени родства, а также лицах, опекуном или попечителем которых является член общины малочисленных народов).»

Этот пункт подразумевает ведение специального журнала, в котором фиксируются все данные о члене общины – дата вступления/ дата выхода (исключения)/ место жительства/ ведение или неведение традиционной хозяйственной деятельности/ является ли подсобной для него такая деятельность/ члены семьи. Причем орган, ответственный за ведение учета членов общины, должен быть определен Уставом общины.

 

Так коротко можно изложить основные изменения в федеральном законе. Таким образом, действующим общинам необходимо начать работу по внесению изменений в Устав либо принять его в новой редакции и прописать в Уставе все эти новшества. Надо начать разъяснительную работу на местах для всех общин и помочь в определении видов экономической деятельности, относящихся к ним. Союз общин Республики Саха (Якутия), возглавляемый Петром Михайловичем Герес начал эту работу, в том числе по определению видов экономической деятельности.

На мой взгляд, этими внесенными изменениями, государство взяло на себя право проверки соответствия состава учредителей, соответствия соотношения коренных-не коренных членов общины и других вопросов, касающихся жизнедеятельности общин, хотя такой вопрос напрямую не стоит и в настоящее время Министерство юстиции РФ не имеет таких полномочий. Но это может поменяться очередными внесенными изменениями в действующие правовые нормативные акты.

Так что, прочитав эту информацию, всем руководителям общин, надо срочно заняться ведением учета своих членов – собрать личные заявления, завести журнал. Это самое первое.

 

Любовь Христофорова, первый вице-президент Ассоциации КМНС РС(Я)  

Написать комментарий

7 − 7 =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ