В Якутске разработали рекомендации для воспитания дошкольников в кочевых условиях

В Якутске разработали рекомендации для воспитания дошкольников в кочевых условиях

Методическое пособие адресовано руководителям, педагогам и воспитателям детских образовательных организаций

 

Эксперты разработали методические рекомендации для семейного воспитания детей дошкольного возраста в кочевых условиях. Об этом ТАСС сообщила руководитель отдела кочевого образования филиала Федерального института родных языков народов РФ в Якутске Наталья Ситникова.

 

«Методические рекомендации адресованы руководителям, педагогам и воспитателям детских образовательных организаций, работающим с родителями, которые ведут кочевой образ жизни. Рекомендации разработаны для организационной, методической и практической помощи по реализации деятельности семейной дошкольной кочевой группы с учетом положений федеральных и региональных нормативно-правовых документов», — рассказала Ситникова.

 

Ученые считают, что традиции, труд, единство общечеловеческого и национального воспитания должны стать основой для воспитания детей в семье у народов Севера. Вместе с тем, по их мнению, не все современные родители и воспитатели детских садов используют в своей работе народные традиции. «В сложившихся условиях важно, чтобы родители и воспитатели детского сада хорошо знали народные традиции, семейные ценности воспитания детей», — считает собеседница агентства.

 

Каждый народ имеет собственную систему воспитания, отражающую особенности условий жизни и менталитета. Например, традиции семейного воспитания у хантов опираются на труд. «Девочки учились вести домашнее хозяйство, помогали выделывать шкуры, учились шить, украшать одежду из бисера и меха. Мальчики делали рыболовные снасти, нарты, лодки», — отметила эксперт.

 

В эвенских семьях у каждого члена семьи, в том числе и у детей, была своя зона ответственности. «В семь лет дети могли самостоятельно поймать и привязать домашнего оленя. С шести-семи лет отец брал сына на охоту, где тот наблюдал, помогая старшим, выполнял определенные поручения. В этом же возрасте мальчикам дарили соответствующие их росту модели ружья, лука, копья, которыми они, играя, учились владеть и пользоваться», — отметила Ситникова.

 

Эвенки воспитывали у детей интерес и уважение к труду родителей. «С переходом эвенков на оседлый и полукочевой образ жизни непосредственная связь ведения традиционного хозяйства и кочевого уклада жизни постепенно ослабевает. Однако на сегодняшний день весной и летом дети наблюдают за трудом оленеводов, рыбаков, принимают активное участие в их работе», — рассказала Ситникова.

 

Возрождение языков

 

Возвращение языка в сферу повседневного общения является главной задачей многих традиционных сообществ. «Несмотря на то, что многие из языков преподаются в школе и в детском саду, новое поколение ими практически не владеет. Поколение молодых родителей также не всегда может обеспечить речевую среду общения в семье», — отметила собеседница агентства.

 

По ее словам, преподавание нацелено в основном на более или менее механическое заучивание лексики и обучение чтению. Эксперты советуют больше внимания уделять разговорному языку. По ее словам, есть несколько «позитивных методик ревитализации языков в мире, которые могут быть применены в семье, в том числе в кочевых условиях». Это, например, методика возрождения исчезающих языков «мастер-ученик», разработанная Институтом развития языков американских индейцев Университета Аризоны и междисциплинарным центром исследований Арктики, отдаленных и холодных территорий Университета Северной Айовы.

 

Как уточнила Ситникова, для занятий мастеров с учениками не требуется организации каких-либо формальных встреч. Они могут проходить в любой форме и в любых условиях: во время сбора ягод, ловли рыбы, ухода за домашними животными, приготовления пищи, шитья и других повседневных дел. «Самое важное, чтобы мастер и ученик находились рядом и разговаривали друг с другом на своем языке», — отметила эксперт.

 

Обучение осуществляется с помощью языкового погружения. Мастер и ученик берут на себя обязательство проводить вместе от 10 до 20 часов в неделю, разговаривая главным образом на своем языке. «Мы понимаем, что организовать занятия в течение 10, а тем более 20 часов в неделю, достаточно трудно. Однако в местах кочевий оленеводы-родители, бабушки и дедушки имеют возможность погрузить детей в языковую и культурную среду», — заключила Ситникова.

 

О кочевом образовании

 

В Арктической зоне Российской Федерации живут около 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов. Круглогодично в Арктике кочуют около 20 тыс. тундровиков с семьями. Они имеют особый статус и возможность пользоваться преференциями со стороны государства. Существуют две формы общего образования, которые доступны детям из таких семей, — это школа-интернат и кочевая школа.

 

В советский период школы-интернаты были универсальной формой обучения для детей коренных малочисленных народов. В числе негативных сторон такой формы обучения специалисты отмечают трудности адаптации ребенка в поселке, отрыв от семьи, резкую смену обстановки и культурной среды. Альтернативой для общин коренных народов было предложено развитие «красных чумов» и в дальнейшем кочевых школ.

 

С 2005 года в Якутии создано региональное законодательство о кочевых школах. В регионе функционирует уже 10 кочевых подразделений с охватом около 100 детей. Примеру Якутии последовали в Амурской области, Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре.

 

В арктических регионах России 4 676 семей ведут традиционный образ жизни в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. По информации института, около 7 тыс. детей воспитываются в кочевых семьях, из них более 2 тыс. — дошкольного возраста.

Во многих регионах распространена форма погружения в языковую среду во время летних каникул. Она подкрепляется инициативой родителей и активистов из сферы образования по организации языковых занятий.

 

Источник: ТАСС

Фото Ирины Куриловой

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ