Эвэнки оронди индевки/Эвенк оленем живет

Эвэнки оронди индевки/Эвенк оленем живет

 

Эвэнки бисим би, орорнун балдычав,

Орорнун индедэв – тар инми итывчан.

Я эвенк, с оленями родившийся,

С оленями быть – это жизни моей закон.

 

Николай Оёгир

 

Для любого человека, незнакомого со спецификой оленеводства, домашние олени – это, прежде всего экзотика: красивые и покладистые животные; яркая необычная меховая одежда; немногословные люди с загорелыми от солнца и ветра лицами; азартные гонки… Все это так, но немногие знают сколько труда необходимо, чтобы полюбоваться на эту экзотику один-два раза в году, когда оленеводы выезжают из тайги и тундры в поселки.

 

Оленевод – это самый трудолюбивый и мужественный человек. Оленевод ежедневно, круглый год кочует со своими оленями вдали от благ цивилизации. В разное время года он засыпает и просыпается с мыслью о своих оленях, пытаясь правильно ответить на множество непростых вопросов, от которых зависит сохранность поголовья. К сожалению, для многих оленеводов нашего времени главным вопросом становится: «Как же жить дальше?!». Очень трудно ответить на этот вопрос, когда за несколько зимних ночей можно потерять все свое стадо от значительно увеличившейся популяции волков; когда происходит масштабное негативное промышленное воздействие на горно-таежный ландшафт; когда молодежь выбирает городскую и сельскую жизнь; когда многие мужчины-оленеводы остаются одинокими, не создав свои семьи…

 

Мало кто знает, что оленевод – это не профессия, а образ жизни. Именно благодаря преданности кочевников тайги и тундры родной земле и оленю традиции оленеводства еще сохраняются. Олень для людей тайги и тундры – это дар Матери Природы, а Оленевод – это самый ответственный человек, ведь даже в сложнейших условиях глобализации он не может предать древний союз Человека и Оленя, понимая своим разумом и чувствуя своим сердцем, что без Оленя наши народы перестанут быть хозяевами своей земли, а затем бесследно растворятся в среде крупных народов. Оленеводы – это защитники последнего рубежа нашей древней таежной и тундровой цивилизации, поэтому эвенки говорят: Эвэнки-бэе оронди индевки, орон ачин – эвэнки эвки бирэ. – Эвенк-человек оленем живет, оленя нет – эвенка не станет. Чтобы этого не произошло нам необходимо воплотить стратегию традиций и новаций, которая позволит эвенку – оленеводу и охотнику с уверенностью смотреть в будущее. Для этого нужно дать хорошее образование своим детям, чтобы они нашли способы развивать оленеводство за счет рентабельности отрасли или сопутствующих экономических сфер. Нельзя, пройдя такой длительный исторический путь, утерять традиции, бережно сохраненные прошлыми поколениями народа.

 

В науке распространено обоснованное мнение о том, что прочный союз человека и домашнего оленя возник более 3 тыс. лет назад. Результаты научных исследований, фольклорные традиции, содержание и датировка писаниц в Восточном Забайкалье, на севере Приамурья и юге Якутии свидетельствуют в пользу того, что первыми оленеводами, сформировавшими культуру верхового оленеводства, были предки северных тунгусов – эвенков и эвенов. Мы гордимся тем, что наши сородичи-оленеводы остаются преданными тайге и традициям наших мудрых и мужественных предков, о чем свидетельствуют последние масштабные события весны 2023-го года, очевидцами которых нам посчастливилось стать.

 

4-5 марта в с. Чара Каларского района Забайкальского края по инициативе эвенков Тяньского эвенкийского национального наслега на высоком уровне был организован межрегиональный праздник «День Оленевода», посвященный памяти Арсентия Прокопьевича Николаева. Это важное историческое событие можно назвать первым шагом к восстановлению исторических родовых, территориальных взаимосвязей эвенков витимо-олекминской группы и примером для всех эвенков.

 

 

15-19 марта в с. Иенгра и г. Нерюнгри состоялся первый Международный чемпионат по традиционному оленеводству, собравший участников из разных регионов России и зарубежья. Наши сородичи – эвенки Иенгринского национального наслега с честью справились со сложнейшей задачей по организации и проведению крупного международного форума, достойно представив традиции нашего народа на самом высоком уровне.

 

 

В это же время в далеком заполярном районном центре Оленёк Оленёкского национального эвенкийского района состоялся Первый межрегиональный слет молодых оленеводов – важное событие в истории эвенкийского народа, ведь традиции хозяйства и особенно оленеводство не имеют перспективы без преемственности поколений.

 

 

Масштабно и ярко прошел День Оленевода в с. Хатыстыр, в очередной раз продемонстрировавший крепкие традиции оленеводства алданских эвенков. От имени эвенков Якутии отдельная благодарность алданским эвенкам за поддержку в дни чемпионата в Иенгре.

 

 

Все эти события позволяют надеяться, что наши дети и внуки станут достойными продолжателями традиций Идущих поперек хребтов. Верим в то, что эвенки останутся верными Тайге и Оленю, продолжив историю нашего древнего народа в новом времени. Благодарим наших сородичей-оленеводов за труд и верность традициям!

 

 

Александр Варламов,

Бэгин Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия),

Ведущий сотрудник ИГИиПМНС СО РАН, д. фил. наук

 

Фото: АКМНС РС(Я), ЯСИА, газета «Сардана»

Виртуальная клавиатура

  • Һ
  • һ
  • Ө
  • ө
  • ҕ
  • Ү
  • ү
  • Ҥ
  • ҥ
  • Ӫ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • Ӄ
  • ӄ
  • Ԓ
  • ԓ
  • Ӈ
  • ӈ
  • ʼ