За оленями в Нелькан
За эпопеей, иначе уже не назовешь, «бабушки из Нелькана», «последнего оленевода Нелькана», передавшей последних своих 25 оленей Раисе Ильиновой, следит уже вся Якутия.
Атмосфера в соцсетях накалена до предела. Есть скептики, считающие, что, молодежь обдурила наивную оленеводку, при том, что сами готовы извлечь из этих оленей выгоду, или просто не справятся со своими подопечными и те погибнут. В общем, те еще мошенники.
Пояснительная бригада, вызывали?
«Бабушка» Евгения Николаевна Карамзина — человек современный, держащий руку на пульсе. Еще 30 лет назад в документальном фильме «Северный талисман», где героями как раз являются они с мужем Николаем Иннокентьевичем Карамзиным, были озвучены проблемы таежного оленеводства. Печально осознавать, что в 1987 году поголовье оленей совхоза «Нельканский» оставляло 12000 оленей… и вот последние «могикане» — 25 рогатых красавцев. Посмотрите фильм «Северный талисман», как переживают оленеводы того времени за будущее своего хозяйства и оленеводства в целом.
В 2021 году мне довелось гостить у тети Жени и дяди Коли в Нелькане (Вверх по Мае к оленеводам). Затем вместе Николаем Иннокентьевичем мы съездили в Аян до базы «Морская», где встретились оленеводы района, обменялись идеями, оленями. Андрей Карамзин, руководитель хозяйства на Морской, осовременил подход к оленеводству, его методы напоминают что-то похожее на саамское или хантыйское содержание оленей. Николай Карамзин же придерживался традиционного эвенкийского… Когда ехали по трассе до Аяна через Джугджур он рассказывал с печалью, где кочевали стада родственников и земляков, где тучнели стада совхоза. Даже после инфаркта Николай Иннокентьевич и сейчас со своими оленями, недавно сообщил, что отбил атаку волков. По словам Евгении Николаевны, узнав, что олени дадут старт новому начинанию, он очень приободрился, получил новый заряд сил, почувствовал надежду — его олени будут жить и помогать развиваться новому хозяйству в Якутии.
«Бабушка из Нелькана» в свое время начала торговать криптовалютой, ну-ка, кто из молодых успел? Поэтому проект «цифровой оленевод» с NFТ-оленями ей стал понятен с первого раза. А еще она один из инициаторов народного протеста против строительства метанолового завода близ Нелькана, тогда жители отстояли свою природу… Трудно обмануть такого мудрого и современного человека
Евгения Николаевна на встрече с журналистом «Илкэн» в Якутске рассказала, что после подачи объявления о продаже оленей, звонки поступали в основном из Якутии. Но конкретных предложений не поступало. И вот к ней обратилась Раиса Ильинова. Тетя Женя вспомнила себя в ее возрасте, свое желание сохранить и развивать оленеводство, использовать новые технологии, идти в ногу со временем. Недолго колеблясь, она купила билет в Якутск, чтоб своими глазами увидеть на месте что и как!
Что мы имеем на сегодняшний день?
22 марта Раиса и Евгения Николаевна отправились в долгий путь до Нелькана по зимнику за оленями и Николаем Иннокентьевичем.
На первых порах олени будут содержаться на Вилюйском тракте, там, где Раиса со своей семьей взяла ДВ гектар. Это уже официально согласовано с ветинспекцией и Минсельхозом. Опытные оленеводы, в том числе отец Раисы, выезжали на место и оценили количество ягеля. Евгения Николаевна осталась довольна результатами этой поездки — олени нашли свое пастбище. Сами, т. Женя и д. Коля тоже внесут свой вклад в развитие нового хозяйства, первое время будут помогать Раисе и ее оленеводам. Кто, как не они, знают до мелочей своих оленей!
Теперь надо строить изгороди, избушку для оленеводов, а самих оленей доставить до Якутска. Творческое объединение «Кындыкан» инициировало сбор средств и уже поступило почти 250 тысяч рублей, в том числе и 36 тысяч от населения. Республиканский Минсельхоз тоже пошел на встречу — Прокопий Николаев, заместитель министра сельского хозяйства Якутии, изыскивает возможность доставки оленей на автомашинах с Томмота до Якутска. Дорогу с Нелькана до Якутска готова оплатить партия «Единая Россия» и первая сумма уже поступила. Минтранс Якутии сообщил о готовности направить технику для расчистки участка ДВ гектара семьи Ильиновой Раисы.
Вот так, с миру по нитке, с одной мечты девушки, желающей почтить память своего деда, легендарного оленевода Аполлона Ильинова, начинается проект, в который вовлечено так много людей, схожих судьбой, характером, боевым настроем и, самое главное, стремлением сохранить оленеводство.
Андрей Исаков
На фото автора олени Карамзиных в Нельканской тайге