Забытое имя первооткрывателя Нерюнгринского угля
С глубокой древности эвенки кочевали в Южной Якутии. Здесь было много диких оленей, лосей и богатые места для добычи пушнины и ловли рыбы. Добытую пушнину и мясо продавали на Алданской ярмарке, в местности Томторского зимовья. От рек Тимтона до реки Алгома кочевали семьи: Лехановых, Ивановых и многих других эвенкийских семей.
До революции братья Лехановы для охоты и ловли рыбы, останавливались на месте, на котором в современное время находится Ремонтно- механический завод. По воспоминаниям Леханова Семена Михайловича: «Мы кочевали от Черной горы до Тимтона, а я родился в 1919 году в районе реки Холодникана».
С глубокой древности эвенки поклонялись высоким горам и приносили им дары. По древнему мировоззрению эвенков на высоких горах живет Анакан Бугады-хозяйка вселенной, природы, зверей и людских судеб. Поэтому высокой горе приносили дары и просили удачной охоты и благополучия в жизни. После развития шаманизма высокие горы стали называть «Шаман гора», на которой живут духи шамана.
Кочевавшие эвенки на реке Нерюнгри видели небольшую черную стену и стали ее называть «Черный шаман», и около нее проводили обряд и просили у нее удачной охоты и благополучия в жизни.
В начале 20 века в Южной Якутии начинается золота лихорадка. Открывает прииск Верхне-Амурская компания, частные компании: И.Л. Опарина, Ф.И. Шадеркина, А.М. Бородикова и вольные старатели (копачи). В районе работали и геологические партии по разведке золота. Они нанимали проводниками эвенков, которые прекрасно знали все места в Южной Якутии.
У Опарина ещё подростком работал проводник Филипп Леханов. Он неоднократно сопровождал отряды Опарина на реки Алдан и Кабахтан, где были открыты богатые залежи золота.
Начинается строительство железной дороги на территории Дальнего Востока. Всем промышленникам было дано задание, расспрашивать эвенков о нахождении каменного угля.
Опарин показал кусок каменного угля Филиппу, который ответил, что знает, где находится черный камень. С Филиппом Лехановым была направлена группа из нескольких человек, для отбора образцов каменного угля. Начинались заморозки, для эвенков начиналась пора охоты. Филипп довел людей до черной горы, развел небольшой костер, совершив обряд, бросил в костер несколько кусочков мяса и отправился на охоту. Опаринцы посмеялись над обрядами и по просьбе Филиппа обряд не стали совершать.
По эвенкийским верованиям, если человек не совершил обряда, с ним произойдет несчастье или какая-то беда.
Группа набрала образцы каменного угля и отправилась в Благовещенск.
Филипп, вернувшись с охоты, решил проверить, как Опаринцы прошли по плохо примёршим марям. Он пошел по следу и, дойдя до Окурданских марей увидел, что группа провалилась и утонула. Один человек вмерз в марь, а его рюкзак лежал на поверхности. По следам Филипп определил, что двоим, удалось выбраться из мари. Он из рюкзака утонувшего взял кусок каменного угля и носил его с собой, как талисман о трагедии.
Двое рабочих добрались до Благовещенска, показали образцы угля Опарину и рассказали ему, что произошло с его людьми. После таких событий И.А. Опарин отказался от добычи угля.
На начало 20 века в Южной Якутии работало множество различных поисковых партий. Якутско-земская дорожная экспедиция изучала маршрут от Невера до Якутска. Кому из этой экспедиции Филипп рисовал карту, где находится уголь, можно только предположить, что начальнику этой партии.
В России началась первая Мировая война и правительству уже, было не до угля. Затем революция, гражданская война и только в Советское время вспомнили об угле. Для его изучения направляются геологические партии. Одну из партий возглавляла Галина Юрьевна Лагздина. Она много слышала о Филиппе Леханове и хотела с ним познакомиться, и встретиться. По воспоминаниям родственников: «Эта женщина Филиппу сразу понравилась, и он решил ей рассказать о черном камне». Он достал кусок угля и сказал Галине Юрьевне. Она вскрикнула: «Да это же антрацит»! И стала расспрашивать о месте нахождения каменного угля. Филипп старческой рукой начертил реки Чульман, Нерюнгри и показал, где находится гора с углем и сказал, что сам проведет ее туда.
Таким образом, из изложенного видно, что первооткрывателем Нерюнгринского угля является эвенк Филипп Леханов, незаконно забытый властями.
Родственники Филиппа не помнят, когда он умер и где похоронен. Я запрашивал о нем в Нерюнгринском ЗАГСе и мне ответили, что сведений о нем нет.
Якутский ученый Хатылаев М.М. в своей книге «Золотопромышленность Якутии» писал: «Филипп Леханов является первооткрывателем Нерюнгринского угля, опираясь на архивные данные». О нем так же писал Игорь Цыбульский в книге «Якутский богатырь».
Заслуга Галины Юрьевны Лагздиной и Саимы Сафиевны Каримовой заключается в том, что они разведали и определили запасы каменного угля, но не являются первооткрывателями.
По моему мнению, и мнению жителей села, нужно увековечить память Филиппа Леханова, назвать улицу или школу, а может даже поставить памятник.
Николай Александрович Румянцев,
председатель Совета старейшин села Иенгра
На фото Алены Колесовой Николай Румянцев с народным депутатом Александром Кошуковым