Сага о бинокле
Когда бинокли были на Чукотке редкостью, их часто делили пополам — получалось два монокля. На стойбище можно было увидеть женщину, которая, взобравшись на верхушку яранги, всматривается через такой монокль в тундровую даль, а там с таким же моноклем (второй половиной бинокля) стережет оленей ее муж. В этом была трогательная символика «половин» — когда муж и жена встречались, их половинки бинокля соединялись вместе. Впрочем, в делении бинокля больше практики, чем лирики.
От силы зрения в тундре зависит слишком многое, и не только от зоркости, но и от искусства видеть. На огромном открытом пространстве кочевник мгновенно улавливает едва заметный движущийся предмет, отличает оленя от куста, дикого оленя от домашнего, человека от кочки, ярангу от сопки. В туман и пургу кочевник останавливается. Решения в тундре часто принимаются (и могут быть противоположными) в зависимости от того, кто кого первым заметил, пастух волка (медведя, оленя) или наоборот.
Обводя взглядом горизонт, тундровик замечает изменения погоды, по рельефу местности определяет свое местонахождение и путь. В тундре есть наблюдательные пункты — например, сопка Элькаквун (Гвоздь) в долине одноименной реки, — которые не минуют оленеводы, осматривающие с вершины окрестности. Причем делают это подолгу, даже если сразу заметили пасущееся стадо, будто думают зрением. Для кочевника такой обзор — не просто поиск отдельных предметов, а визуальное мышление, в буквально смысле мировоззрение.
Оленеводы хорошо ориентируются, разбираются в географических картах, рисуют планы местности (на снегу, земле, листе бумаги) не потому, что запоминают много деталей, а потому что их сознание и есть живая насыщенная картина (ментальная карта) окружающего мира. В этом отношении бинокль играет роль инструмента преодоления (подчинения) пространства и расширения мыслительного горизонта кочевника. Бинокль — не только орудие, но и удовольствие. В бинокль смотрят мужчины, женщины, старики, дети. Иногда случаются своего рода бинокулярные сессии, когда стоящие рядом люди смотрят в свои бинокли и одновременно беседуют друг с другом о наблюдениях в разных направлениях, образуя тем самым визуальный диалог. Иногда бинокль позволяет углубиться в собственные думы или скрасить одиночество, заменяя человеку собеседника, иногда снимает неловкость — нежелательный разговор можно прервать погружением в биноклевое созерцание.
У знатных оленеводов не один бинокль, а несколько, сменяемых в зависимости от настроения и погоды (один удобнее при ярком солнце, другой на морозе, один рабочий, другой «парадный»).
В кочевом веще-обороте северных кочевников появляется немало нового: вездеход участвует в сборе и выпасе оленей, снегоход тянет нарты на перекочевке, бензогенератор обеспечивает зарядкой быстро растущее число гаджетов. Среди современной техники есть вещи, которые вызывают нарекания из-за своей тяжести, хрупкости, нестойкости к перепадам температуры и влажности, конфликта с ценностями кочевой тундровой жизни.
Бинокль отповедей не вызывает. Он органично вписался в реквизит кочевника, стал потребностью и считается лучшим подарком. Материал взят из книги: Кочевники Арктики: текстово-визуальные миниатюры — Екатеринбург: Типография «Альфа Принт», 2015. — 132 с.
Ассоциация КМН Чукотки
На фото С. Белоруссовой:
1. Ожидание пастухов. Чукотка, 2014.