«Сокровища Севера» в Москве. Впечатление участника
ИЛКЭН. Ежегодная выставка-ярмарка «Сокровища Севера» прошла в этом году в огромном павильоне музея «Россия – моя история» на территории ВДНХ, г. Москва. Я не просто вовлечена в подготовку участия представителей наших народов в этом мероприятии, но и была там в прошлом и в этом году и хочу поделиться своими впечатлениями.
Выставка уже имеет свой бренд, она уникальна, её знают. Многие москвичи ждут и посещают с огромным удовольствием. Потому что северная тематика, культура коренных малочисленных народов, их песни, танцы, промыслы, декоративно-прикладное искусство не может никого оставить равнодушным. И так как других площадок для мастеров из Севера нет, наши мастерицы стремятся попасть туда и показать свои работы, посмотреть на других мастеров, обменяться опытом, завести новых друзей. И это так и происходит. Но коробит то, что постепенно как-то незаметно формат мероприятия изменился и сегодня в нем могут принять участие мастера любого народа России. Хотя цель выставки – демонстрация культуры, национальной одежды именно коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В этом году гран-при в традиционной национальной одежде получила мастерица с якутским пальто, основным материалом которого является ткань, а наши аутентичные меховые костюмы с полностью ручной выделкой ровдуги, меха, сшитые традиционно сухожильными нитями, получили оценку ниже. Невольно подслушала разговор членов жюри, где одна рассказывает, что «оказывается ровдуга – это обработанная шкура, не имеющая меха с обеих сторон». Это член жюри. Без комментариев.
Если у мастера несколько изделий, то для оценки каждого, то есть возможности участия изделия в конкурсе необходимо внести по 2000 рублей. Иначе вещь просто провисит на выставке и жюри не будет его оценивать, так как не оплачено. Нет четкого понимания критериев оценки и какое изделие в каком конкурсе может принять участие. Например, конкурс «Меховая мозаика, вышивка» — у нас была невероятная работа мастерицы из Томпонского района Левиной Антонины — панно из оленьей шкуры из очень мелких деталей, четких фигур, узоров — целая картина останавливала взгляд каждого проходящего мимо посетителя. И каждому наша мастерица показывала строчки, рассказывала, как она делала это панно. Мы показываем жюри, а они спрашивают: «А где вышивка?». А там вышивка совсем не к месту. Жюри согласны, что уникальная работа, но в бумажках у них есть слово «вышивка» и они пожимают плечами. Это как пример.
Отдельная тема – аренда выставочной площади, оборудования. Хочется сказать: «Бизнес и ничего личного» — так называемые «манекены», сделанные как металлический каркас, ежегодно используемые организаторами, сдаются в аренду за 2500 рублей, просто место под установку чума перед павильоном выделяется за 104000 рублей. Я писала выше, что стоимость участия одной вещи в конкурсе 2000 рублей. Думается, что, учитывая стоимость перелетов, дальние расстояния, можно было давать некие преференции мастерам из дальних мест по той же аренде и участию в конкурсах.
Награждения – это кульминация любого мероприятия, имеющего конкурсную программу. Все мастера, мастерицы с большим волнением ждут результатов своего участия, затраченного времени, труда. Некоторые приезжают за свой счёт с отдаленных от Москвы территорий и по итогам недельной работы на выставке, в лучшем случае получают свидетельство бумажное и кубок, который надо еще как-то умудриться вместить в багаж и увезти домой. Мне кажется, что лучшие мастера достойны и материального вознаграждения и более существенного подарка.
При всём этом, выставка является очень важной площадкой не только для мастериц — для многих регионов становится имиджевым мероприятием, на котором они могут продемонстрировать развитие своих территорий, слаженное взаимодействие общества и власти. На примере Сахалина, Ямала, ХМАО это видно очень хорошо, их выставочные площади — креативное пространство, возведенное на выделенном месте, оформленное командой дизайнеров с учетом специфики региона, его отличительных признаков. Там чёткая связка общего курирования органа власти, денег спонсоров и группы мастеров. Никакого перетягивания одеяла не происходит, всё отработано и работает чётко. Частыми гостями их площадок являются руководители регионов.
Мы стараемся прийти к этому. В последние годы смогли добиться того, чтобы у республики было общее место, и наши мастерицы одной командой выставлялись вместе. Следующее наше желание, чтобы Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) в Москве курировало со стороны региона это мероприятие и помогало в решении организационных моментов. Понимание того, что это дополнительная площадка в столице страны для презентации перспектив и возможностей нашей родной Якутии, должно быть обязательным.
В рамках Сокровищ Севера проходят различные мероприятия высокого уровня. В этом году состоялся Всероссийский научно-методический семинар «Родные языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: проектирование учебников нового поколения», Круглый стол «Развитие этнотуризма коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», Заседание Общественного Совета Арктической зоны, на котором было заслушано выступление Никифорова М.В., заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) о Торгово-логистических центрах в Арктической зоне нашей республики.
В этом году наш павильон посетили почетные гости после торжественного открытия выставки, наша делегация встретила их очень достойно, обряд благословения провел фольклорный ансамбль «Долгунча» под руководством Антуанетты Абрамовой, были вручены подарки гостям с нашей северной продукцией. Очень украсили мероприятие молодежь танцевального ансамбля «Айулна».
Огромная благодарность Михайлову Георгию Николаевичу, руководителю Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) за помощь в нашей подготовке к выставке, Союзу эвенов РС(Я), Дому дружбы народов им. А.Е. Кулаковского, галерее «Симэх» за содействие в участии представителей коренных народов Севера нашей республики.
Любовь Христофорова, первый вице-президент АКМНС РС(Я)
Фото: АКМНС РС(Я)