РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

 «ПРОБЛЕМЫ ТАЁЖНОГО ОЛЕНЕВОДСТВА И РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»,

посвященного

65-летию со дня рождения и увековечивания памяти

великого сына эвенкийского народа

НИКОЛАЕВА Арсентия Прокопьевича (о мероприятии читайте тут и тут)

 

4 марта 2023 года, Каларский округ Забайкальского края

 

4 марта 2023 года в п. Новая Чара Каларского округа Забайкальского края в очно-заочном формате в рамках мероприятий, посвященных памяти Николаева Арсентия Прокопьевича, председателя Ассоциации оленеводов Республики Саха (Якутия), главы родовой общины «Тяня» Олекминского района Республики Саха (Якутия), депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), советника Президента Республики Саха (Якутия) Николаева М.Е., Президента Республики Саха (Якутия) Штырова В.А., Главы Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А., Главы Республики Саха (Якутия) Николаева А.С. по вопросам оленеводства и традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, главы Тянского национального эвенкийского наслега с 1995 по 2017 годы, заслуженного работника сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), президента Ассоциации оленеводов Республики Саха (Якутия) состоялся Круглый стол «Проблемы таёжного оленеводства и развития территорий традиционного природопользования».

 

 

С докладами выступили:

Федоров В.И., врио ректора ФГБОУ ВО «Арктический государственный агротехнологический университет», доктор биологических наук. Тема: «Проблемы и перспективы восстановления поголовья таежных оленей на Дальнем Востоке России»;

 

Баланов И.М., руководитель отдела традиционных отраслей Севера Министерства сельского хозяйства РС(Я). Тема: «Основные направления государственной поддержки традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия)»;

Лхамажапова Л.Б., начальник отдела животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства Забайкальского края. Тема: «Оленеводство в Забайкальском крае»;

 

Голомарева Е.Х., народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Тема: «Законодательные инициативы по вопросам сохранения оленеводства»;

 

Доброжанская К.А., представитель ООО «Удоканская медь» «О деятельности компании по поддержке традиционных отраслей и населения Каларского муниципального округа Забайкальского края»;

 

Погодаев М.А., заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я), кандидат экономических наук; тема: «Об опыте Республики Саха (Якутия) по функционированию территорий традиционного природопользования»;

 

Воронина И.А., начальник отдела охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Забайкальского края. Тема: «О территориях традиционного природопользования регионального значения в Забайкальском крае»;

 

Давыдов А.Н., заместитель директора заповедника на национальному парку «Кодар» Каларского муниципального округа Забайкальского края. Тема: «Перспективы развития туризма на территории национального парка «Кодар»;

 

Вейсалова Н.Г., вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

 

Кульбертинов Н.И., народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

Гоголев П.В., председатель Конституционного совета Республики Саха (Якутия).

 

Заслушав и обсудив доклады по проблемам оленеводства в Забайкальском крае и Республике Саха (Якутия), вопросы территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в указанных регионах, участники круглого стола отмечают:

  • традиционное природопользование коренных малочисленных народов и сегодня занимает важнейшее место в жизни народов и основано на использовании возобновляемых природных ресурсов с учетом их неистощительного воспроизводства;
  • сохранение традиционного природопользования должно стать первостепенной задачей органов власти в тех местах, где исконно проживают представители коренных малочисленных народов Севера;
  • в существующем правовом пространстве нет единой нормативной базы, регулирующей оленеводство, нет определения «оленьи пастбища», недостаточно научных разработок, способствующих сохранению и развитию отрасли оленеводства;
  • в целом, руководство регионов в контексте действующего федерального законодательства по вопросам коренных малочисленных народов, в рамках совместных полномочий по сохранению исконной среды обитания этих народов, проводит работу и принимает соответствующие нормативные акты, в том числе по обсуждаемой теме:

— Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 года З N 179-I «О северном домашнем оленеводстве»;

— Закон Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2006 года 370-З N 755-III «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)»;

— Закон Забайкальского края от 29 марта 2010 года N 354-33К «О государственной поддержке традиционных видов хозяйственной деятельности и традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Забайкальском крае»

— Закон Забайкальского края от 24 ноября 2011 года N 591-33К «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Забайкальском крае»

 

С учетом изложенного, участники Круглого стола рекомендуют:

 

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Комитету Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

включить в план мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2023 года проведение совещания «О проблемах участия общин коренных малочисленных народов в сельскохозяйственном производстве и сбыте их продукции»;

 

Комитету Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

включить в план мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2023 года проведение совещания «Лучшие практики социальной ответственности компаний-недропользователей на территориях традиционного проживания и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»;

 

Совету по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно Законодательным Собранием Забайкальского края, Правительством Забайкальского края:

инициировать включение в план выездных мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2023 года проведение в Забайкальском крае Круглого стола «Оленеводство: традиционная культура, современные риски, государственная поддержка, сельскохозяйственное производство»;

 

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям:

  1. Включить в план мероприятий Комитета на осеннюю сессию 2023 года совещание по вопросу включения в законодательный оборот понятия «оленьи пастбища»;
  2. Включить в план мероприятий Комитета на осеннюю сессию 2023 года совещание по вопросу включения охраны реки Лена в национальный проект «Экология» с учетом ее значения как крупнейшей в России водной артерии, берущей свои воды с Забайкалья, угроз экологического характера, связанных с интенсивной промышленной деятельностью в районах, связанных с притоками Лены;
  3. Рассмотреть вопрос о дополнении перечня видов зон с особыми условиями использования в Земельном кодексе Российской Федерации (ст. 105) зоной «территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

 

Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:

  1. Рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные федеральные законы в части введения в российское правовое пространство понятия «кочевой и полукочевой образ жизни», «кочевник», «кочевая семья», «кочевая школа», обеспечивающий защиту прав и интересов лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни и определяющий меры государственной поддержки данной отрасли;
  2. Включить в план мероприятий Комитета на осеннюю сессию 2023 года совещание по правоприменительной практике в сфере защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока при образовании территорий традиционного природопользования, в том числе:

2.1. Обязательность и гарантированность учёта мнения местного населения при получении промышленными компаниями лицензий на реализацию их проектов в границах территорий традиционного природопользования путем внесения изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», необходимости согласования проекта компаний через проведение общественных слушаний, сходов населения.

2.2. Создание эффективного механизма взаимоотношений коренных малочисленных народов с недропользователями на основе соблюдения принципа свободного, предварительного и осознанного согласия в местах традиционного природопользования коренных малочисленных народов;

 

Правительству Российской Федерации:

  1. Разработать федеральную государственную программу поддержки традиционного природопользования в Российской Федерации.
  2. Разработать федеральную программу поддержки лиц, ведущих кочевой, полукочевой образ жизни с включением мер государственной поддержки отрасли оленеводства – созданию необходимой инфраструктуры, обеспечение транспортной доступности, расширение возможностей реализации продукции, использование современных способов ведения оленеводства.
  3. Поручить Министерству просвещения Российской Федерации подготовку программы «Обеспечение кадрами в оленеводстве», включающей конкретные мероприятия, направленные на привлечение молодежи в отрасль – ежемесячные выплаты молодым семьям по 100 тысяч рублей; содержание на полной ставке воспитателей, учителей кочевых школ, предоставление льготных субсидий на приобретение жилья.
  4. Поручить Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ совместно с научными учреждениями разработать и реализовать программу по сохранению и развитию таежного оленеводства. Основные мероприятия программы – приобретение и завоз оленей в центры таежного оленеводства, строительство комплексов таежного оленеводства – сети изгородей и коралей на содержание не менее 100 голов оленей, теневых навесов, маршрутных домиков, лабазов и другие мероприятия.
  5. Разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы РФ федеральный закон, вводящий в российское правовое пространство понятия «кочевой и полукочевой образ жизни», «кочевник», «кочевая школа-сад», «оленьи пастбища», «чумработница», обеспечивающий защиту прав и интересов лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни и определяющий меры государственной поддержки данной категории населения.
  6. Разработать механизм согласования проектов промышленных компаний с населением на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов до получения ими лицензий на ведение деятельности в границах указанных территорий с соблюдением принципа свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов.
  7. Отказаться от участия в Бернской Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе и разрешить использование химических препаратов на территории оленьих пастбищ для защиты оленей от хищных животных, зверей.

 

Законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа:

  1. Выступать с совместными законодательными инициативами по совершенствованию федерального законодательства.
  2. Рассмотреть на заседании Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» проект федерального закона «О государственной поддержке коренных малочисленных народов, ведущих традиционное хозяйствование и традиционный образ жизни», разработанный Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
  3. Обратиться в Правительство Российской Федерации, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением о восстановлении в системе государственной образовательной политики апробированной ранее практики выделения контрольных цифр приема при наборе обучающихся из числа представителей коренных малочисленных народов в организации высшего образования, а также социальных выплат студентам из числа представителей коренных малочисленных народов, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования на основе договоров о целевом обучении с хозяйствующими организациями, осуществляющими экономическую деятельность в сфере оленеводства.
  4. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выступить с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации о создании пилотной, экспериментальной площадки на территории республики, на которой полномочия по управлению земельными ресурсами для ведения оленеводства были бы переведены на уровень регионов и органов местного самоуправления. Продвижение законодательной инициативы можно осуществить на основе альянса с законодательными органами других дальневосточных регионов, ведь опыт республики будет масштабирован на весь макрорегион.

 

Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа:

  1. Рассмотреть возможность внедрения коопераций хозяйств, имеющих возможность использования высокотехнологичных комплексов с холодильным оборудованием для убоя оленей, переработки и хранения мясной, эндокринной, пантовой продукции и кожевенно-мехового сырья.
  2. Разработать в кооперации с научными и образовательными организациями и внедрить систему институциональной поддержки оленеводческих хозяйств, что позволит таким хозяйствам вести предпринимательскую деятельность. Система включает: введение налоговых льгот, субсидирование предпринимательских проектов, создание оленепарков, разработка и внедрение образовательных программ, в том числе совместных, по подготовке для традиционных отраслей кадров, обладающих высоким уровнем предпринимательских и исследовательских навыков, полное внедрение технологической карты для племенных организаций, созданной на основе научных исследований, что позволит рационально рассчитать затраты, выплаты заработной платы оленеводам, чумработникам, определить структуру и штатное расписание племенных хозяйств в зависимости от поголовья оленей. Также следует рассмотреть возможность создания системы семейных оленеферм по промышленной технологии содержания оленей в таежной природно-климатической зоне. Суть такой оленефермы заключается в том, чтобы содержать оленя в изгородях с помещениями, подобно крупному рогатому скоту. Внедрение семейной оленефермы создает основу для развития микробиологической промышленности по производству от органов оленей (стерильной крови оленей, пантов) гематогенов, биологически активных стимулирующих препаратов, пищевых биодобавок, специального детского питания — производство продукции, получаемой от живого оленя.
  3. Рассмотреть опыт внедрения в Якутии системы ведения сельского хозяйства, которым определены основные требования к технологии ведения сельхозпроизводства, адаптированной к особенностям ведения сельского хозяйства в условиях Севера, в том числе выделение зон ведения оленеводства.

 

Правительству Забайкальского края:

  1. Изучить опыт Республики Саха (Якутия) в целях совершенствования мер поддержки оленеводства, ежегодно предусматривать средства в бюджете края.
  2. Совместно с ФГБОУ ВО «Арктический ГАТУ» при финансовой поддержке крупных промышленных компаний, добывающих полезные ископаемые на территории края), запланировать проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по дальнейшему инновационному развитию домашнего оленеводства (проект «Олени Калара»).

Реализация проекта «Олени Калара» даст новый импульс в инновационном развитии северного домашнего оленеводства и сохранении традиционного уклада жизни малочисленных народов Севера и подготовки кадров. Станет примером взаимовыгодного и эффективного партнерства крупных промышленных компаний с региональными и муниципальными образованиями.

  1. Отрегулировать вопросы по хищникам, в частности, волками, а также наладить надлежащий порядок своевременных выплат за добычу волка. Получатель выплат не должен быть крайним из-за межведомственных вопросов по предоставлению выплат.

 

Промышленным компаниям, ведущим деятельность в Дальневосточном регионе:

  1. Постоянно помнить о социальной ответственности компаний перед местным населением, которое живет и будет дальше жить на своих исконных землях и после ухода компаний с этих мест.
  2. Принимать участие в социально-экономическом развитии муниципальных образований, в границах которых ведется деятельность через заключение соглашений об участии в социально-экономическом развитии муниципального образования.
  3. До начала деятельности проводить обсуждение намечаемых проектов с населением посредством проведения сходов, собраний жителей муниципального образования.
  4. Разработать регламенты движения автотранспорта компаний, четко прописав учет маршрутов кочевья оленей, мест отела. Не допускать перекрытия дорог, ведущих к местам отёла оленей.
  5. Запретить всем, пересекающим их транспортные пути, проезжающим через производственные участки, по прилежащим дорогам, провозить и кормить собак. Проблема оставленных, одичавших собак стоит очень остро и представляет большую опасность для местных жителей.

 

Органам местного самоуправления Каларского муниципального округа Забайкальского края, Администрации национального парка «Кодар»:

Изучить и обсудить с заинтересованными организациями и гражданами вопрос об увековечении имени великого сына эвенкийского народа Арсентия Прокопьевича Николаева посредством присвоения наименования либо переименования географического объекта на территории исконного проживания и кочевания эвенков.

Написать комментарий

два × четыре =

  • һ
  • ө
  • ҕ
  • ү
  • ҥ
  • ӫ
  • w
  • ӧ
  • ӄ
  • ԓ
  • ӈ
  • ʼ