Состояние образования КМНС в Якутии

Состояние образования КМНС в Якутии

Информация к съезду учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера Республики

В преддверии съезда учителей родных языков, литературы и культуры КМНС Якутии мы не могли не задать вопросы и.о. министра образования и науки Нюргуне Соколовой о целях и задачах мероприятия. К нам часто обращаются наши читатели с вопросами, в скольких школах изучаются языки народов Севера, какое количество обучающихся тому или иному языку. В каком состоянии находится кочевое образование. Республика считается лидеров в этой сфере. И если мы говорим о лидерстве Якутии в сохранении родных языков, какие современные технологии и новшества наша республика может предложить для изучения родных языков? С какими наиболее острыми вопросами связано сокращение количества школ с преподаванием родных языков? На все наши вопросы мы получили развернутые ответы.

Цель съезда:

Создание организационной основы для объединения усилий научно-педагогического сообщества учителей родных языков в деле совершенствования обучения родным языкам, литературам и культурам коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), улучшение качества обучения по предметам «Родной язык и родная литература» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в системе образования Республики Саха (Якутия).

Задачи съезда:

1.Обобщить и распространить лучшие практики преподавания родных языков, поддержать учителей родного языка и родной литературы и воспитателей, реализующих основные образовательные программы на языках КМНС;

2.Улучшить условия, создать среду для функционирования языков, обеспечить языковую безопасность для расширения коммуникативного пространства языков КМНС;

3.Развивать межкультурные и образовательные формы взаимодействия среди педагогической общественности;

4.Принять итоговый документ Съезда;

5.Разработать План мероприятий по реализации решений Съезда учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

В работе съезда примут участие 300 делегатов. Делегаты съезда – представители пяти коренных малочисленных народов Севера республики.

Состав делегаций будет обеспечивать представительство всех уровней образования, от дошкольного до профессионального образования.

В работе съезда примут участие учителя родных языков, литературы и культуры малочисленных народов Севера, учителя начальных классов, педагоги учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, учёные, преподаватели профессиональных образовательных организаций, представители общественных организаций, руководители образовательных и научных организаций, муниципальных органов; приглашенные – руководство Республики Саха (Якутия), народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители Федерального института родных языков народов Российской Федерации, руководители органов государственной власти, средств массовой информации, творческих союзов, писатели, журналисты.

Количество школ и обучающихся, изучающих родные языки

В общеобразовательных организациях образовательные программы по родным языкам реализуются по русскому, якутскому, долганскому, чукотскому, эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому языкам. Всего в 457 (2024 – 1430) общеобразовательных организациях изучаются родной язык и родная литературы в рамках предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература».

Численность обучающихся в них – 60173 (2024 – 61431), из них на уровне начального общего образования в 2023 году 24420, 2024 – 24822 (2023 – 40,6%, 2024 – 40,4%), на уровне основного общего образования в 2023 году – 28728, 2024 – 29054 (2023 – 48%, 2024 – 47,3%), на уровне среднего общего образования в 2023 году – 7025, 2024 – 7363 (2023 – 11,7%, 2024 – 12%) обучающихся.

Образовательные программы по долганскому языку осуществляются в 2023 году в 1 общеобразовательной организации (2024 – 0). Общая численность обучающихся в них составляет в 2023 году – 6, из них на уровне начального общего образования – 0, на уровне основного общего образования –4, на уровне среднего общего образования – 2.

Образовательные программы по чукотскому языку осуществляются в 2023 году в 2023 – 4, 2024 – 3 общеобразовательных организациях. Общая численность обучающихся в них составляет в 2023 году – 40, 2024 – 41 детей, из них на уровне начального общего образования в 2023 году – 12 (30%), 2024 – 14 (34,1%), на уровне основного общего образования в 2023 году – 26 (65%), 2024 – 25 (61%), на уровне среднего общего образования в 2023 году – 2 (5%), 2024 – 2 (4,9%).

Образовательные программы по эвенскому языку осуществляются в 2023 году в 2023 – 7, 2024 – 21 общеобразовательных организациях. Общая численность обучающихся в них составляет в 2023 году – 530, 2024 – 527 детей, из них на уровне начального общего образования – в 2023 году – 237 (45%), 2024 – 206 (38,8%), на уровне основного общего образования в 2023 году – 235 (44,3%), 2024 – 263 (50%), на уровне среднего общего образования в 2023 году – 58 (11,7%), 2024 – 58 (11%).

Образовательные программы по эвенкийскому языку осуществляются в 2023 году в 2023 – 9, 2024 – 25 общеобразовательных организациях. Общая численность обучающихся в них составляет в 2023 году – 459, 2024 – 358 детей, из них на уровне начального общего образования – в 2023 году – 187 (40,6%), 2024 – 120 (33,5%), на уровне основного общего образования в 2023 году – 225 (47,7%), 2024 – 226 (63,1%), на уровне среднего общего образования в 2023 году – 47 (11,7%), 2024 – 12 (3,4%).

Образовательные программы по юкагирскому языку осуществляются в 2023 году в 2023 – 3, 2024 – 2 общеобразовательных организациях. Общая численность обучающихся в них составляет в 2023 году – 60, 2024 – 52 ребенка, из них на уровне начального общего образования – в 2023 году – 21 (35%), 2024 – 18 (34,6%), на уровне основного общего образования в 2023 году – 30 (50%), 2024 – 26 (50%), на уровне среднего общего образования в 2023 году – 9 (15%), 2024 – 8 (15,4%).

Состояние кочевого образования

В Республике Саха (Якутия) проживают 116 семей, ведущих кочевой и(или) полукочевой образ жизни, в которых проживает 239 детей, из них дошкольного возраста 60. Количество образовательных организаций с «кочевыми классами-комплектами («кочевой школой») составляет 8 школ, в том числе без статуса кочевой школы в с. Юрюнг Хайя Анабарского района.

В детских садах и школах имеется 3 дошкольные группы, в том числе – 1 при школе. Количество «Кочевых лагерей», «летних лагерей труда и отдыха», «летних школ» составляет 5 единиц. Количество педагогических работников в данных образовательных организациях составляет: кочевых воспитателей – 8, кочевых учителей – 18. Ситуация по состоянию языка обучения и воспитания в семье: на русском языке обучаются и воспитываются в 6 муниципальных районах, на якутском – в 4, на долганском – в 1, эвенском – в 3, на эвенкийском – в 1.

Количество образовательных организаций, где реализуется кочевое образование, изучаются родные языки: якутский –֪в 4 образовательных организациях, долганский – в 1 образовательной организации, эвенский и эвенкийский – в 3. Таким образом, количество кочевых школ сохраняется в количестве 7. Есть возможность для получения статуса кочевой школы в Анабарском районе в с. Юрюнг Хайя.

Сокращение численности образовательных организаций и детей, изучающих языки

В Республике Саха (Якутия) одним из факторов, влияющих на процессы сохранения и развития языков коренного населения Арктики и Севера, является миграционная убыль из Арктической зоны и Севера республики. Наиболее интенсивный поток наблюдается молодого поколения в возрасте 0-19 лет, обусловленные транспортной недоступностью, дороговизной авиаперевозки, неустроенными социально-бытовымиусловиями. Ситуация приводит к сокращению количества образовательных организаций, где изучаются родные языки, и детей, изучающих родные языки.

В свою очередь это приводит к:

  • недостаточной обеспеченности квалифицированными кадрами образовательных организаций арктической зоны республики;
  • недостаточному количеству реализуемых образовательных программ по изучению родного языка, развитию речи на родных языках в образовательных организациях, в т.ч. в организациях дополнительного образования;
  • низкой мотивации родителей (законных представителей) к изучению и обучению детей на родных языках.

Современные технологии и новшества для изучения родных языков

В рамках проекта «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Севера и Арктики» создан международный мультикультурный интернет-портал по языкам, культуре и продовольственном наследии коренных народов Арктики (www.arcticinegapedia. com).

На портале опубликованырезультаты экспедиций, архивные и библиотечные материалы, а также материалы представленные участниками проекта из регионов Российской Федерации, где проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Информационная медиа-платформа изучения и преподавания родных языков РС(Я) https://tt14.ru.

Целью данного проекта является повышение качества обучения за счет мотивации учащихся, развитие познавательной активности школьников и формирование у них культуры самообразования посредством новых информационных технологий; создание образовательной среды нового формата, информационно-цифрового пространства для учителей и педагогов всех категорий, ведущих уроки, занятия на родных языках народов, населяющих Республику Саха (Якутия); развитие цифровой и информационной компетентности педагогов для повышения качества образования.

На портале учащиеся могут учиться постоянно или заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.

ФОТО: ИЗ АРХИВА ГАЗЕТЫ «ТОМПОНСКИЙ ВЕСТНИК»