Вячеслав Шадрин: Наша ассоциация – это широкое общепризнанное общественное движение, представленное на разных уровнях

Вячеслав Шадрин: Наша ассоциация – это широкое общепризнанное общественное движение, представленное на разных уровнях

Для нашего выпуска, посвященного I съезду учителей родного языка КМНС и VIII съезду Ассоциации КМНС Якутии, мы взяли интервью у вице-президента Ассоциации Вячеслава Шадрина.

– Вячеслав Иванович, что бы вы могли назвать одним из главных достижений нашей Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии.

– Одним из важных достижений Ассоциации КМНС Якутии является ее многообразие. Можно даже применить выражение «Единство в многообразии», потомучто наша Ассоциация – это не просто одна общественная организация, это целое движение организаций коренных малочисленных народов Севера. С самого создания Ассоциации, как своеобразной зонтичной организации, так и было задумано, что этнические организации – Союз эвенов, ассоциации эвенков, долган, чукчей, юкагиров и русских арктических старожилов – абсолютно самостоятельные.

Некоторые зарегистрированы в качестве юридического лица и являются полностью самостоятельными. Конечно же, в своей работе они ориентируются на нашу Ассоциацию и согласуют свои действия.

Кроме этого у нас есть целая сеть наших районных и наслежных ассоциаций. Не могу сказать, что они все действуют успешно. В республике 21 район признан районом традиционного проживания и ведения деятельности коренных малочисленных народов Севера и во всех есть районные ассоциации КМНС, некоторые из которых также создали юридические лица, и, они также действуют совершенно самостоятельно.

Также у нас в 70 населенных пунктах, которые отнесены к местам традиционного проживания КМНС активно действуют наслежные ассоциации. Опять -таки я не могу сказать о том, все ли они действуют и насколько успешно. Могу привести пример двух таких ассоциаций – Иенгринская и Улахан-Чистайская, которые имеют свои юридические регистрации и они достаточно самостоятельные, действуют наравне с районными. Из районных ассоциаций восемь имеют юридический статус.

Теперь вернемся к нашему тезису о движении организаций народов Севера. Если теоретически представить такую ситуацию, что наша головная Ассоциация стала действовать формально или произошло ее сращение с органами власти, и она перестала представлять интересы населения. Такая вероятность существует. Но не забывайте, что есть районные и этнические организации, которые совершенно самостоятельны, у них есть свой голос, они юридически независимы, и они, естественно, ставят свои вопросы.

А головная Ассоциация, как зонтичная организация, выполняет три основные функции:

  1. Определение стратегических путей развития коренных малочисленных народов Севера, координирование всех вопросов для их постановки на разных уровнях.
  2. Представление интересов коренных малочисленных народов Севера и их организаций на разных уровнях, начиная от районного, республиканского до федерального и международного.
  3. Правовая защита. Участие в законодательной деятельности – наши представители есть в составе депутатов на наслежном, районном, республиканском уровнях.

Мы с ними очень тесно взаимодействуем, обсуждаем проекты законов, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти. Мы находимся в постоянном взаимодействии на разных уровнях именно для защиты прав КМНС, и я считаю, что в этом плане у нас есть достижения – эту работу нам удается проводить и работа Ассоциации остается актуальной.

– Съезд Ассоциации открывает первый съезд учителей родных языков, литературы и культуры КМНС. Сохранение родных языков сейчас, как никогда, является важной целью для наших народов. Какие бы вы выделили проблемные вопросы?

– Важнейшим направлением работы остается сохранение языка и культуры. Прошедший этап работы характеризуется тем, что у нас помимо всех тех основных вызовов, что всегда существовали для наших народов, очень сильно обострились две проблемы.

Первая – наступление цифровых технологий.

С одной стороны мы говорим о необходимости Интернета во всех наших населенных пунктах, но здесь есть и обратная сторона – чем больше наши дети находятся в мобильной связи, вотсапп группах, социальных сетях, чем больше они находятся в Интернете, тем меньше у них возможности для сохранения родных языков. Потому что в этой сфере наши языки не функционируют. Это первый серьезный вопрос. И эта проблема обостряется не только для наших народов, но и для более многочисленных. Та же самая ситуация с якутским языком, который, казалось бы, более устойчив, чем наши языки.

Вторая проблема – это так называемая стандартизация образования, наступление ФГОС, определение количества часов, которые даются на преподавание наших языков, приводит к тому, что мы практически по всем фронтам именно с точки зрения образования отступаем в части преподавания наших языков.

Да, для отчетов звучат красивые цифры о количестве изучающих родные языки, но не будем забывать, что в большинстве школ, где изучается родной язык, преподавание ведется в форме факультатива или кружков. Это в лучшем случае один час в неделю. Чаще всего это выглядит как объединение нескольких классов. Вы сами понимаете, что это ни в коем случае не способствует освоению нашими детьми родного языка. А так как наши школы являются муниципальными учреждениями, бюджет муниципалитетов везде дефицитный, и они не могут позволить себе какие-то дополнительные траты на исполнение полномочий по более разнообразному образованию, включая как раз языки КМНС. Это вот постепенно сводится именно к тому, что сфера преподавания родных языков скукоживается как шагреневая кожа. Достаточно сказать, что по последним нормам ФГОС предусмотрено только три часа на преподавание родных языков и литературы. Мы считаем это недостаточным. В свое время мы считали недостаточным, когда норматив был 4-5 часов, а сейчас тем более.

Есть, конечно, школы, где эта проблема успешно решена, например, в Андрюшкино, в Нелемном – там суммарно по пять часов родного языка и литературы. Они добились этого за счет внеурочной деятельности. В остальных школах преподавание ведется три часа или сведено к факультативу.

Именно поэтому наш съезд совмещен со съездом учителей родных языков КМНС нашей республики и мы попытаемся найти пути решения данной проблемы.

– Вы назвали Интернет и наступление цифровых технологий одними из причин, угрожающих родным языкам…

– Я, конечно же, сторонник внедрения новых технологий, здесь глобализация дает определенные надежды на будущее. Например, создание искусственной языковой среды. Если в реальности мы наблюдаем, что наш язык уже практически ушел из всех сфер и только лишь очень редко встречается на уровне семьи, то создание такой языковой среды с помощью искусственного интеллекта на подобии Маруси или Алисы может решить эти проблемы.

– Спасибо, Вячеслав Иванович. С большой надеждой ждем мероприятия съезда Ассоциации, ожидаем, что чаяния жителей будут услышаны с высокой трибуны и органы власти по новому посмотрят на поставленные делегатами съездов вопросы. И в этом большая заслуга Ассоциации – на всех уровнях ведется работа по решению наших проблем.

– Действительно, работа идет. Да, есть проблемы. Но они решаются. Сегодня Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС(Я) – это не просто объединение активистов и представителей народов Севера, это широкое общепризнанное общественное движение, представленное на разных уровнях.

Беседовал Аят САТАРОВ