Константин Роббек: Есть положительная тенденция

20 ноября в парламенте Якутии на заседании постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в РС (Я) Константин Роббек зачитал доклад о деятельности за 2022 год. Новость доступна тут. С введения должности мы ведем в газете рубрику «Колонка Уполномоченного» и предоставляем нашим читателям всю актуальную информацию. Сегодня в очередном выпуске «Колонки» Константин Васильевич рассказывает, с каким багажом аппарат Уполномоченного подошел к VIII съезду Ассоциации.
С 2018 года после проведения предыдущего съезда произошло множество событий, как в Российской Федерации, так и в Республике Саха (Якутия), которые, так или иначе, оказали влияние на социально-экономическое и культурное положение коренных малочисленных народов Севера. Оценивая прошедшее время, безусловно, можно отметить, как положительные моменты, так и некоторые негативные факторы.
В ряду положительных моментов можно отнести возросшее внимание органов государственной власти, как федеральных, так и республиканских к проблемным вопросам развития народов Севера. Безусловно, в первую очередь, это связано с общим вектором развития Российской Федерации, направленным в первую очередь на арктические регионы.
В Якутии создана целостная система органов государственной власти, реализующих государственные функции по различным аспектам жизнедеятельности народов Севера.
Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) начало свою деятельность в 2018 году. Стоит напомнить, что до создания Минарктики, в структуре органов государственной власти Республики Саха (Якутия) практически ежегодно происходили различного рода реорганизации, переформатирования профильного ведомства, ответственного за проведение государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов. Данное обстоятельство не способствовало планомерной, системной работе. Это освещалось в выступлениях Уполномоченного, в ежегодных докладах, где говорилось о необходимости создания министерства, ответственного за развитие Арктической зоны и коренных малочисленных народов. В настоящее время стабильная работа Минарктики в течение прошедших пяти лет способствует планомерной реализации положений республиканского законодательства в отношении коренных малочисленных народов Севера.
После прошедших в 2023 году выборов сохранился в структуре Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) постоянный комитет по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, который в течение длительного периода возглавляет народный депутат РС(Я) Е.Х. Голомарева.
На федеральном уровне, функции по выработке государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока возложены на Федеральное агентство по делам национальностей. Помимо этого, стоит отметить, что в России главным общественным движением, объединяющим все общественные организации и отстаивающим права и гарантии северян остается Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, возглавляемая сенатором Совета Федерации Федерального Собрания РФ Г.П. Ледковым.
В последнее время наметилась положительная тенденция, что абсолютное большинство проектов нормативно-правовых актов перед принятием обсуждаются с участием активистов общественного движения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе, Уполномоченных по правам коренных малочисленных народов Севера. Это стало возможным благодаря неустанной деятельности всероссийской Ассоциации.
Благодаря организации Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ правового семинара в г. Магадан в июне 2023 года, на котором приняли участие Уполномоченные по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) Роббек К.В. и Камчатского края Долган Р.М. достигнуто соглашение с руководством Магаданской области о создании в регионе правозащитного института Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Магаданской области.
Что касается деятельности института Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в РС(Я), то можно констатировать следующее. Как показывает опыт работы, устных и письменных обращений от представителей народов Севера с каждым годом становится больше.
Как и прежде большой пласт работы представляют собой юридические консультации по различным вопросам реализации прав.
Для оказания действенной помощи большую роль играет, безусловно, сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, в том числе с органами прокуратуры. Стоит отметить, что в настоящее время в положительном ключе развивается взаимодействие с Прокуратурой Республики Саха (Якутия).
В 2023 году подписано соответствующее соглашение о сотрудничестве. Помимо этого идет плотное взаимодействие и сотрудничество с Управлением Министерства юстиции РФ по РС(Я), в том числе в части реализации и соблюдения учредителями и членами общин новых положений, внесенных в федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Весьма тесное сотрудничество налажено с Уполномоченным по правам человека в Республике Саха (Якутия) Гурьевой С.М. Кроме того, Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в РС(Я) является членом Координационного Совета Уполномоченных по правам человека Дальневосточного федерального округа, где на регулярной основе обсуждаются самые актуальные вопросы реализации прав и законных интересов человека, в том числе коренных малочисленных народов Севера.
Начиная с 2014 года, с момента, когда был создан правозащитный институт, Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера, помимо работы непосредственно с обращениями граждан из числа представителей коренных народов, уделял серьезное внимание на решение системных проблем, препятствующих реализации прав и законных интересов. К примеру, начиная с первого ежегодного доклада Уполномоченный предложил изменить подходы и методику государственной поддержки оленеводства, которая в тот момент основывалась на количестве работающих оленеводов. В последующие годы Правительством РС(Я) была разработана и утверждена новая методика государственной поддержки оленеводства, действующая и по сей день.
Те, кто следит за деятельностью аппарата Уполномоченного, безусловно, отметили, что в выступлениях на различных совещаниях, в ежегодных докладах акцентируется внимание на проблемных вопросах реализации прав, которые необходимо решать на системном уровне путем разработки и принятия нормативно-правовых актов или внесения изменения в действующее законодательство. Многие предложения нашли свое отражение в деятельности органов власти. Помимо методики поддержки оленеводства, это вопросы создания территорий традиционного природопользования, решение вопроса документального определения национальной принадлежности, соблюдение условия обязательности проведения этнологической экспертизы, вопрос об отметках в охотничьих билетах, организация взаимодействия коренных народов с промышленными компаниями, о ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений и многие другие.
При этом о решении этих сложных, без сомнения, вопросов, говорилось задолго до тех моментов, когда они начинали приобретать срочный «пожарный» характер, требующий незамедлительных действий.
Если говорить о системных вопросах, которые необходимо решить для полноценной реализации своих прав представителями коренных малочисленных народов Севера, то следует отметить следующие:
- В настоящий момент, наиболее острой проблемой, препятствующей реализации прав коренных малочисленных народов, именно Республики Саха (Якутия) являются ограничения установленные, перечнем мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. Все вы знаете, что в соответствии Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» перечень мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) установлен на уровне поселений (наслегов). Из-за данного ограничения представители коренных малочисленных народов Севера не имеют возможности воспользоваться некоторыми своими правами. Этот вопрос регулярно затрагивают граждане во время личного общения или приема граждан. Без решения данного вопроса, проблемы реализации прав представителей коренных народов будут только усугубляться.
Несовершенство данного распоряжения также напрямую влияет на вопросы создания, функционирования и развития территорий традиционного природопользования в Якутии. В данной ситуации стоит напомнить, что уже который год длится резонансное уголовное дело в отношении оленевода П. из Алданского района. К большому сожалению, состоялось рассмотрение уголовного дела в суде кассационной инстанции. Приговор Алданского районного суда оставлен без изменений. Пока это единичный случай, который может послужит своеобразным судебным прецедентом, на который будут в последующем ориентироваться суды различных инстанций при рассмотрении подобных дел.
На самом деле подобных дел было возбуждено уже немало, но большинство из них удалось закрыть. В том числе благодаря сотрудничеству с органами прокуратуры.
- Насущной проблемой дальнейшего сохранения и функционирования территорий традиционного природопользования является, то что в настоящее время они не относятся к зонам с особыми условиями использования. При разработке и принятии Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» территории традиционного природопользования не были учтены в ст. 105 Земельного кодекса, как один из видов зон с особыми условиями использования территорий.
Это обстоятельство в последующем приведет к тому, что территории традиционного природопользования перестанут исполнять свои функции в качестве особо охраняемых территориях, образуемых для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера.
- В пределах границ территорий традиционного природопользования предприятия, ведущие деятельность в его границах проводят в установленном порядке этнологические экспертизы проектной документации. Тем не менее, проблемные вопросы по реализации законодательства об этнологической экспертизе остаются.
По последней информации предоставленной Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера расположено 969 объектов распределенного фонда недр. Из них лицензии на добычу полезных ископаемых – 208, сбор палеонтологических материалов и мамонтовой фауны – 272.
К примеру, на территории одного сельского поселения Иенгринский наслег 136 объектов распределенного фонда недр – лицензий, из которых 60 на добычу полезных ископаемых. При этом я не говорю о различных других проектах, таких как строительство нефтепровода, газопровода и т.д.
Распоряжением Правительства РС(Я) №377-р от 26.04.2022 г. утверждено отрицательное заключение по проекту разработка месторождения россыпного золота руч. Волховский. Недропользователь ООО «Титан-Автотрейд». Несмотря на это и на многочисленные нарушения природоохранного законодательства органам государственной власти Якутии не удалось решить вопрос приостановки, ограничения или прекращения действия лицензии компании.
Все это связано с отсутствием на федеральном уровне четкого правового регулирования вопроса соблюдения недропользователями законодательства субъектов в части проведения этнологической экспертизы и правового режима территорий традиционного природопользования.
Для решения данного вопроса необходимо рассмотреть возможность подготовки и внесения изменений в Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 11.06.2021) «О недрах» в части установления обязанности недропользователей (ст.22) по соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, установленных федеральным и региональным законодательством. Соответственно, внести изменения и в части оснований для прекращения, приостановки или ограничения лицензий на право пользования недрами (ст.20).
- C 2016 года прекращена выдача материальной помощи студентам из числа коренных малочисленных народов Севера, на обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем студентов в высших учебных заведениях. Это было серьезным подспорьем для студентов из числа коренных малочисленных народов Севера. Особенно для тех, чьи родители заняты в традиционных отраслях Севера – оленеводство, охотпромысел, рыболовство и т.д. Учитывая, что решение этого вопроса тесно связано с подготовкой квалифицированных кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, считаю, что этот вопрос незаслуженно «забыт» и отодвинут на задний план.
Необходимо вести соответствующую работу для внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2017 № 1117 (ред. от 03.10.2022) «Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основнымпрофессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием», с тем, чтобы ввести в него положение об обеспечении представителей коренных малочисленных народов Севера, чьи родители заняты в традиционных отраслях хозяйствования.
- В качестве одного из механизмов реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации №132-р от 04.02.2009 года, предусмотрено «организация системы государственного статистического мониторинга состояния малочисленных народов Севера, соответствующей международным рекомендациям в области защиты прав коренных народов».
За прошедшие годы система государственного статистического мониторинга состояния коренных малочисленных народов Севера так и не создано. Данная норма установленная Концепцией осталась декларативной. Существовавшая ранее система и методика сбора и анализа экономических и социальных показателей районов проживания малочисленных народов Севера государственными органами статистики упразднена.
Это один из самых актуальных вопросов, на решении которого необходимо акцентировать внимание органов государственной власти, поскольку не обладая всей полнотой информации о народах Севера, невозможно обоснование, разработка и принятие правильных управленческих решений, направленных на социальноэкономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Константин РОББЕК, Уполномоченный по правам КМНС в РС(Я)