У коренных малочисленных народов постепенно отбирают права

У коренных малочисленных народов постепенно отбирают права

13-14 декабря в Доме правительства РС(Я) состоялся правовой семинар-совещание по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации с участием сенатора, президента АКМНСС и ДВ РФ Григория Ледкова и статс-секретаря, заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей Анны Котовой.

Делегаты VIII Съезда Ассоциации КМНС Якутии озвучили актуальные проблемы, с которыми сталкиваются на местах и как эти проблемы с каждым годом только усугубляют положение коренных малочисленных народов Севера.

Представляем выступление Ирины Спиридоновой-Пахомовой о «деле алданских охотников»

 

Добрый день, уважаемые участники семинара!

Своё выступление хочу начать со слов благодарности руководству родной Ассоциации, а именно, первому вице-президенту Любови Викторовне за предоставленную возможность выступить на таком значимом мероприятии и быть услышанной представителями федеральных органов власти, которые имеют прямое отношение к решению нашей проблемы, а точнее — беды.

Речь идет об уголовном деле моего мужа Пахомова Степана Егоровича и нашего земляка Сосина Ивана Михайловича, которое широко известно как «дело алданских охотников-эвенков».

Охотников задержали на лесной дороге сотрудники полиции 10 марта 2020 года. Предоставленные документы, доказывающие отношение к коренным малочисленным народам Севера, полицейскими были проигнорированы. Во время обыска у охотников были изъяты: две туши разделанного мяса взрослых лосей, снегоход, сани-волокуши, ружья, патроны, бензопила, охотничий нож, сотовый телефон.

Началось следствие. Пахомову вменили уголовные статьи «Незаконная охота» и «Незаконная передача оружия». Сосин проходил как свидетель по охоте, а по оружию в отношении него дело было прекращено в связи с деятельным раскаянием.

Степан и Иван — коренные жители Беллетского эвенкийского национального наслега Алданского района Республики Саха (Якутия), потомственные оленеводы и охотники.

Местность охоты – малая родина Степана, исторически является территорией традиционного проживания и хозяйственной деятельности семьи Павловых-Пахомовых. Здесь жили его предки. Он родился там и вырос, работал оленеводом, охотился. По решению районных властей территория родовых земель была разграничена. Большая часть перешла в земли общего пользования района. Это было сделано из-за приоритета в золотодобыче и резерва для недропользования.

Это первое уголовное дело в Алданском районе по статье «Незаконная охота» в отношении эвенков.

Два раза следователи прекращали дело по незаконной охоте в отношении Пахомова в связи с отсутствием состава преступления. Правомерность заключений следователей подтверждают, имеющиеся в материалах дела, свидетельства экспертов и участие немалого числа авторитетных правозащитников Якутии и России. Но прокуратура отменила данные постановления.

При третьей попытке вынесения постановления о прекращении дела был заменен следователь. Следствие нового следователя с самого начала имело обвинительный уклон. Об этом же говорит и удвоенное количество томов дела, собранных ею за период, вполовину меньший, чем у двух предыдущих следователей вместе взятых. Вновь возбудила закрытое уголовное дело второго участника — Сосина. И направила дело в отношении обоих в суд.

08 сентября 2022 года приговором Алданского районного суда охотники были признаны виновными: Пахомов — по двум статьям, Сосин — по «Незаконной охоте». Пахомову окончательно назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года, Сосину — 3 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года 6 месяцев.

Апелляционным постановлением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2023 года приговор отменен в части осуждения Пахомова по «Незаконной передаче оружия», за отсутствием в действиях состава преступления.

Кассационным постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04 сентября 2023 года отказано в удовлетворении кассационной жалобы на приговор Алданского районного суда и апелляционное постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

Главные аргументы республиканской прокуратуры, изложенные в официальных ответах на наши неоднократные жалобы, и, впоследствии, поддержанные всеми судами – это:

1) «охота на общедоступных охотничьих угодьях Алданского района, за пределами территорий, предназначенных для ведения традиционного природопользования коренными народами Севера, не имея соответствующего разрешения на добычу лося, в нарушение сроков охоты»;

2) «целью охоты явилось реализация добытого мяса».

В 2020 году, когда возбудили уголовное дело по незаконной охоте, сотрудники Министерства экологии республики утверждали, что представители коренных малочисленных народов Севера не могут свободно воспользоваться нормой статьи 19 Федерального закона РФ №209 от 24 июля 2009 года, согласно которой нашим охотникам не требуется получение разрешения на проведение охоты. В связи с отсутствием отметок в охотничьих билетах. С этим утверждением мы не согласны. Норма Федерального закона должна работать вне зависимости от отметки!

17 декабря 2022 года вступил в силу приказ Минприроды России, снижающий административные барьеры для реализации права на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Но и теперь охотники КМНС не могут реализовать своё право свободной охоты. Вопрос вновь упирается в территорию охоты и лимит добычи, которые четко не определены.

Запутанное законодательство в этой области приводит к его предвзятой правоприменительной практике. Кто как хочет, так и понимает и применяет.

Для примера хотела бы привести доводы республиканской прокуратуры относительно права ведения традиционной хозяйственной деятельности КМНС, которые гарантированы законодательством: «Доводы следователей относительно того, что для осуществления охоты Пахомову, как лицу, относящемуся к коренным малочисленным народом Севера, не требуется какое-либо разрешение, не основаны на нормах законодательства. Кроме того, Пахомов не ведёт традиционный для КМНС образ жизни, зарегистрирован в с. Хатыстыр, в летнее время занимается строительством домов за пределами села, постоянной работы не имеет».

То есть прокуроры уверены, что правом свободной охоты могут воспользоваться только те представители КМНС, которые, во-первых, безвылазно живут и официально работают в тайге с оленями; во-вторых, там же и прописаны. Последнее письмо получено нами с исходящей датой — 21 декабря 2021 года.

Теперь обращаю ваше внимание на Постановление  Конституционного  суда  РФ, который является высшим судебным органом конституционного контроля в России. Решение  от  05  июля  2021  года, в  связи  с  жалобой  гражданина Андрея Данилова, по национальности саами. По  делу  о  проверке  конституционности  статьи 3 ФЗ  «О  гарантиях  прав  КМН  РФ»  и  статьи 19 ФЗ  «Об  охоте…». Конституционный суд указал, что охота может быть частью традиционного образа жизни малых народов, даже если в ней отсутствует практическая нужда. Это значит, что одна лишь принадлежность к КМНС служит основанием для предоставления ему права на охоту на особых условиях, и периодическое занятие традиционными видами традиционной хозяйственной деятельности вне зависимости от основной трудовой деятельности относится к традиционному образу жизни КМНС, а охотпромысел — один из видов традиционной хозяйственной деятельности КМНС.

Получается, правоохранители Якутии проигнорировали решение Конституционного суда Российской Федерации. И это продолжается до сих пор!

24 января 2023 года на отчётном собрании главы «Алданского района» в селе Хатыстыр представитель руководства районной полиции заявила, что пользоваться правом свободной охоты могут только те представители КМНС, которые не имеют иного источника дохода. То есть, если человек работает оленеводом или охотником, живет в тайге и получает за это зарплату, он уравнивается в правах с другими охотниками и должен охотиться на общих основаниях. Помимо этого, были получены такие ответы на вопросы сельчан: «Для нас нет разницы — МНС, не МНС. Перед законом все равны. Мы не ведем учет, сколько дел возбуждено против МНС и других». Как видим, полицейские или не знают конституционных и законных прав КМНС, или преднамеренно не исполняют законы.

7 марта 2023 года в Хатыстыре на выездной встрече нового прокурора района, представители районного комитета Министерства экологии республики уверенно объявили, что в Алданском районе эвенкам можно охотиться только в окрестностях национальных сёл Хатыстыр, Угоян и Кутана, где официально закреплены территории традиционного природопользования (ТТП).

Окрестности села!  Какая может быть традиционная охота? Ко всему прочему, земли родовых общин и ОАО (общества) КМНС «Хатыстыр» находятся вне обозначенной территории ТТП! Это были мои ответные слова.

По поводу цели охоты приведу следующий пункт статьи 19 «Об охоте…»: «Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты». То есть КМНС разрешена реализация добытого мяса.

Здесь, я думаю, закономерно встаёт вопрос о компетентности людей, работающих в органах власти и соответствии их занимаемой должности.

29 октября 2021 года Степан Пахомов и адвокат по соглашению Попов Анатолий Поликарпович в ходе ознакомления с материалами и вещественными доказательствами по уголовному делу выявили утрату и замену вещественных доказательств, а именно добытого мяса лосей. От мяса добытых лосей общим весом не менее 600 кг остались только две головы, ноги и потроха. Остальное мясо было подменено на небольшие куски оленины, другой сохатины и даже свинины. С заявлением о преступлении мы обратились в Следственный комитет, в возбуждении дела нам отказали.

Факт несоответствия веса и вида изъятого мяса 20 июня 2022 года был установлен и Алданским районным судом.

Сторона защиты в ходе предварительного следствия и суда первой инстанции неоднократно ходатайствовала о проведении процессуальной проверки по данному факту. Но суд и прокуратура немотивированно отклоняли ходатайства.

08 июня 2023 года Алданский районный суд отдельным производством постановил уничтожить вещественные доказательства, а именно изъятое мясо. На судебном заседании доверенный представитель полиции обвинил в пропаже мяса самого Пахомова, мол, «оставил мясо на произвол судьбы».

29 августа 2023 года Якутский городской суд отказал    в удовлетворении ходатайства осужденного Пахомова С.Е. о назначении судебной ветеринарной экспертизы и выделении материалов по факту хищения мяса; оставил без изменения постановление об уничтожении вещественных доказательств по делу.

Теперь мы ждем назначения заседания Кассационного суда.

Мяса нет с самого начала дела. Даже не составлен акт его изъятия. Это вывод служебной проверки в отношении следователей от 21 июня 2021 года. Получается, мясо изъяли и тут же «не сохранили»! Это не просто факт необеспечения сохранности мяса, а факт хищения и подмены вещественных доказательств в виде мяса в особо крупном размере, то есть преступление. Кроме этого, возникают вопросы: Кто и на каком основании добыл оленину и сохатину? Почему представители коренных малочисленных народов Севера, имеющие особые права и льготы, в частности, по охоте, должны подвергаться уголовному преследованию, а тот, кто украл и подменил мясо — нет?

Вместе с тем, в ходе суда были выявлены и другие существенные нарушения уголовно-процессуального закона при сборе доказательств органом предварительного следствия. Надзирающий прокурор и суд никаких мер по данным фактам не приняли.

Скоро четыре года, как мы ищем справедливости, много раз обращались в различные органы власти, в том числе, федерального уровня. Я писала и Президенту РФ Путину В.В.. В итоге, все наши жалобы были перенаправлены в республику. Спрашивается, какой толк обращаться в вышестоящий орган, если жалоба спускается в орган, решения или действия (бездействия) которых обжалуются???

В 2022 году, видимо, устав от моих постоянных обращений в Следственное Управление МВД по республике, позвонила сердобольная сотрудница и пояснила, что я обращаюсь «не по адресу», что никто не будет возбуждать дело против своих сотрудников. Посоветовала написать заявление о возбуждении уголовных дел в Следственный Комитет по району или в Алданский районный суд. В то время мы уже знали, что в Комитет обращаться бессмысленно. А про суд решили, что просто не вывезем финансово столько тяжб. Сейчас мы не верим уже и в справедливость суда.

В защиту алданских охотников-эвенков выступали многие правозащитники Якутии и России. Но бюрократическую махину правосудия очень трудно двигать, не каждый выдержит. В борьбе за права коренных малочисленных народов Севера в строю остаются Ассоциация КМНС Якутии, уполномоченный по правам КМНС Константин Васильевич Роббек. И неизменной «трибуной» моих публикаций является республиканская газета и интернет-портал «Илкэн». Большое вам спасибо и низкий поклон!

В данное время Пахомов и Сосин находятся под наблюдением Службы исполнения наказаний. У них изъяли зарегистрированные ружья, наложили штрафы.

Степан не может съездить на малую родину, даже просто подышать воздухом. На пути три охранных поста старательских артелей «Селигдар» и «Прогресс». Охранникам, которые раньше видели в нем хозяина родового места и беспрепятственно пропускали, теперь строго приказано не впускать. За нарушение — наказание, вплоть до увольнения.

Человеку, который родился и вырос в тайге, который с молоком матери впитал коренной образ жизни оленеводов-охотников, как птице обрезали крылья. Четвертый год он живет в состоянии вакуума против бездушной стены правосудия. К большому сожалению, Степан спивается. Совершил административное нарушение. За повторное ему грозит реальный срок.

По «незаконной охоте» мы будем обращаться в Верховный суд Российской Федерации.

Многие мужчины нашего наслега перестали охотиться, говорят, проще, дешевле и безопаснее купить в магазине курицу или свинину. С такими темпами в Алданском районе Республики Саха (Якутия) будет положен конец традиционному образу жизни эвенков.

Уголовное дело Пахомова и Сосина вскрыло на всеобщее обозрение проблему взаимоотношений коренных малочисленных народов и власти в России, выявило проблему борьбы за право ведения традиционного хозяйства в местах, где веками жили наши предки.

По мере углубления в дело, прихожу к мысли, что у коренных малочисленных народов постепенно отбирают права: ограничили территорию, где можно охотиться (рыбачить), затем ограничили время, в которое можно охотиться, постепенно снижают квоты, настаивают на лицензировании, а теперь коренные малочисленные народы должны охотиться на общих основаниях с приезжими. То есть постепенно и верно идём к умалению и дискриминации прав КМНС, предусмотренных Конституцией РФ и международным правом.

В эпилоге приведу информацию для размышления:

Прокурор района ушел на пенсию, имея 7! семейных лицензий на освоение месторождений россыпного и рудного золота в Алданском районе. Все 7 получены, когда он был ответственным работником прокуратуры.

Уважаемые участники Правового семинара, я пришла сюда с надеждой и верой к вам. Пожалуйста, помогите защитить законные права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Спасибо за внимание!

 

Ирина Спиридонова-Пахомова

 

Ссылки по теме:

Любовь Христофорова: из года в год запретительные меры увеличиваются, а обещанные гарантии остаются на бумаге

С алданского охотника Верховный суд Якутии отменил приговор по одной из двух уголовных статей

Резонансные дела, за которыми внимательно следила и информировала своих читателей газета «Илкэн»