Учитель и наставник с большой буквы
Клавдие Иннокентьевне Макаровой, заместителю директора по языковым проблемам, учителю эвенкийского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля в г. Нерюнгри, 19 января исполнилось 75 лет.
В 1976 году выпускница Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена К.И. Макарова начала свою педагогическую деятельность в Золотинской школе-интернате Нерюнгринского района, где проработала более 23 лет учителем русского языка и литературы, эвенкийского языка и литературы, заместителем директора по эвенкийскому языку и культуре народов Севера.
В 1999 году назначена учителем эвенкийского языка и заместителем директора по языковым проблемам в новой созданной школе «Арктика» для детей коренных малочисленных народов Севера в г. Нерюнгри, в котором работает по сей день.
В первые годы в Золотинской школе-интернате работала с детьми оленеводов — жителей Южной Якутии и с детьми, которые приехали из разных уголков Советского Союза, чьи родители строили Байкало-Амурскую магистраль. Это была работа еще и с детьми-сиротами, которых отправляли в Золотинскую школу-интернат со всей республики.
В 1982-1983 учебном году Клавдией Иннокентьевной впервые было введено обучение родному языку в старших классах, начали с пятого класса и дальше эти дети изучали язык до девятого класса. Сейчас язык изучается с 1 по 11 классы.
В 1989 году под руководством Клавдии Иннокентьевны была создана региональная (проблемная) группа учителей эвенкийского языка, которая стала заниматься разработкой методики преподавания родного языка и внедрением регионального компонента в школьное образование.
В 1992 учебном году впервые начали обучать детей по новой программе «Обучение эвенкийскому языку для не владеющих». Введение обучения языка для не владеющих дало положительные результаты. На момент начала эксперимента владеющих языком по всей школе было 30%, через два года обучения владеющих стало 37%. Положительным надо считать и то, что дети других национальностей стали участвовать в различных конкурсах стихов, песен, инсценировок, конкурсах запевал, даже в республиканских олимпиадах по эвенкийскому языку.
В течение многих лет Клавдия Иннокентьевна является наставником молодых учителей. Ее ученики работают в разных сферах: учителя родных языков первой и высшей категории, воспитатели и педагоги широкого профиля, журналисты, юристы, исполнители, мелодисты народных эвенкийских песен, специалисты профильных ведомств и служащие государственных структур. Она всегда делится своим опытом на республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференциях. Проводит мастер-классы, школьные конференции, семинары, участвует в проведении курсов повышения квалификации учителей родных языков в регионах Дальнего Востока.
Клавдия Иннокентьевна в течение многих лет занимается разработкой методических пособий по изучению эвенкийского языка, созданием электронных учебных пособий и мультимедийных приложений для обучающихся, учебников для не владеющих, таких как:
— Эвэдыт таткалдярав. С-Петербург, 2012;
— Русско-эвенкийский разговорник. Нерюнгри, 2016;
— Таблицы для изучения эвенкийского языка: учебное пособие. Нерюнгри.
— Поговорим? Турэткэт? (Диалоги), учебное пособие для не владеющих. Нерюнгри, 2016;
— Словарь из книги Б.И.Леханова «Домашнее оленеводство в горно-таежной зоне». Нерюнгри, 2016;
— Тесты по эвенкийскому языку и литературе. Учебное пособие. Нерюнгри;
— «Эңэхил бэел минңи тэгэдув: рассказы и стихи для детей старшего и среднего школьного возраста на эвенкийском языке»;
— «Наш Алитет Немтушкин. Митңи Алитет Немтушкин». Учебное пособие для детей среднего и старшего школьного возраста на эвенкийском и русском языках. Нерюнгри, 2021г.
Она автор тестов для учителей эвенкийского языка республиканской деловой игры «Профи-учитель». Ее авторские методические разработки опубликованы в научных сборниках и журналах г. Нерюнгри, Якутска, Тынды, Улан-Удэ, Благовещенска и Санкт-Петербурга. Учебники и учебные пособия К.И. Макаровой пользуются большим спросом в образовательных учреждениях Якутии, Амурской области, Забайкальском крае, Бурятии, Красноярском крае и других регионах.
Является бессменным председателем жюри международной олимпиады по эвенкийскому (орочонскому) языку и культуре эвенков (орочонов) России и КНР на конкурсе «Диалог на эвенкийском языке» в г. Благовещенске и г. Хэйхэ.
Под руководством Клавдии Иннокентьевны коллектив школы «Арктика» в современной системе образования достиг многое:
— Грант Президента Республики Саха (Якутия) «Победитель конкурса инновационных проектов» (2006);
— победитель Всероссийского конкурса приоритетных национальных проектов «Образование» (2006г.);
— Диплом Министерства образования и науки Российской Федерации — победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы приоритетного национального проекта «Образование» (2008г.);
— включена в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО по результатам изучения и сохранения этнокультурного наследия народов Севера (2012г.);
— Диплом «Лучшее учебное пособие» за программу «Наследие моих сородичей» на Всероссийском конкурсе образовательных программ и учебных пособий «Педагогика Севера: учимся вместе», г. Санкт-Петербург (2014г.);
— Диплом I степени «Лучшая школа» — победитель Всероссийского конкурса этнокультурных образовательных систем регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Родной язык и культура в системе общего образования», г. Москва (2014г.);
— участие в Международной олимпиаде по эвенкийскому и орочонскому языкам «О преподавании родного языка в современной школе», Амурский государственный университет, г. Благовещенск (2015г.);
— участие на Всероссийской научно-практической конференции учителей эвенкийского и сойотского языков и литературы «Современное состояние и перспективы преподавания эвенкийского и сойотского языков в условиях модернизации образования» с презентацией «Обучение эвенкийскому языку в школе «Арктика», г. Улан-Удэ (2018г.);
— участие на Межрегиональной научно-практической конференции «Эвенкийский язык: вызовы нового времени» с презентацией «О создании УМК по эвенкийскому языку для основной школы», с. Иенгра, (2019г.);
— Сертификат международного образца на VI Международной олимпиаде по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая «Турэн-2019», обмен опытом по теме: «Он бу таткитту «Арктика» эвэдывэ инмэ одярав», г. Хэйхэ КНР (2019г.);
— Сертификат за распространение опыта на III Международной Междисциплинарной Тунгусской конференции по теме «Формирование этнической среды в школе “Арктика», г. Благовещенск (2019г.);
На высоком организационном уровне проведены семинары:
— Семинар-практикум «Средства воспитания этнокультурной гражданственности в образовании» в рамках регионального Фестиваля-конкурса «Омакта эрин Дулин Бугаду»;
— Семинар по проекту «Слияние знаний коренных народов с научным знанием об арктических изменениях: адаптации обществ и природы. Оленеводческая база наблюдения у эвенков» с участием научных сотрудников Версальского университета и Амурской области;
— Семинар «Формирование этнокультурной среды в школе «Арктика» РС(Я) с китайскими эвенками г. Хайлар, Маньчжурия, КНР;
Активно участвует в районных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах:
— Победитель отборочного конкурса республиканской премии имени Г.М. Василевич – видного ученого-тунгусоведа, этнографа, автора учебных пособий по эвенкийскому языку (2008);
— Призер муниципального конкурса лучших учителей образовательных учреждений РС(Я) в рамках ПНПО (2010);
— Победитель республиканского конкурса «Учитель Арктики» по созданию информационно-образовательной среды ОУ, создание сайта ориентированного на удовлетворение региональных образовательных потребностей учащихся и учителей, популяризацию традиционных знаний народов Арктики» (2010);
— Победитель республиканского конкурса «Учитель Арктики» по созданию информационно-образовательной среды ОУ «Фауна Арктики» на эвенкийском языке (2010);
— Призер республиканского конкурса диссеминационных авторских материалов учителей-победителей Приоритетного национального проекта «Образование» (2011);
– Лауреат Всероссийского конкурса образовательных программ и учебных пособий «Педагогика Севера: учимся вместе» в номинации «Лучшее учебное пособие», издательство «Просвещение» г. Санкт-Петербург, (2014);
— Благодарность за лучшую трансляцию практического опыта по сохранению и развитию языков народов России, популяризацию ценностей традиционной народной культуры и духовного наследия народов РФ на Межрегиональном семинаре «Языки и культура народов России: сохранение и развитие», г. Якутск, (2019);
— Победитель Всероссийского конкурса лучших учителей за достижения в педагогической деятельности (2020).
За заслуги в области образования, вклад в сохранение языка, культуры и традиций малочисленных народов Севера, многолетнюю добросовестную работу и педагогическую деятельность Макарова Клавдия Иннокентьевна награждена знаком «Отличник образования Республики Саха (Якутия)» (1999), «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (2005); присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» (2010).
Уважаемая Клавдия Иннокентьевна!
Сердечно поздравляю Вас с 75-летним юбилеем!
Ваш вклад в развитие родного языка и культуры эвенков, ваш колоссальный и бесценный труд неоценимы. Вы воспитываете молодое поколение и формируете личность в каждом ученике.
Вы, прекрасный учитель, умело сочетающий верность традициям и стремление идти в ногу со временем, внедряющее в процесс обучения инновационные разработки и творческий подход. Ваш несгибаемый оптимизм и неисчерпаемая мудрость – это пример для подражания.
Вашу безграничную доброту, справедливость, профессионализм ценят благодарные ученики и родители, дружный коллектив и руководство школы.
Желаю Вам новых идей, положительных эмоций, неиссякаемого вдохновения, много позитива, успешных проектов, творческих достижений!
Крепкого здоровья, верных друзей, долгой и счастливой жизни!
Виктория Шумилова,
председатель Межрегионального общественного движения «Ассоциация преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» Республики Саха (Якутия)