Вечно живые эвенские традиции, обереги и обычаи
ИЛКЭН. 17 февраля в стенах ЭКСК «Гиаван» имени М.Н. Абрамова с. Себян-Кюель прошел тематический вечер «Вечно живые эвенские традиции, обереги и обычаи». Вечер провела руководитель Народного эвенского фольклорного ансамбля «Мэрлэнкэ» Зоя Афанасьевна Степанова, Отличник культуры и образования РС (Я).
Мероприятие посвящено к Году нематериального культурного наследия в Кобяйском улусе.
Ведущая начала вечер с информации о святых для каждого из нас, эвенов, традициях и обычаях нашего народа, в частности, что подразумевается под понятием «hинимкин», что следует делать при подготовке и сборах на предстоящую охоту, про обычай «нимат» — делать подарок в качестве добытой дичи уважаемому представителю рода или маленькому ребенку. Сделала упор на интересные аспекты исторического бытия эвенов как детей природы, придерживаясь уроков прошлого из жизни наших предков — наматканов.
Зрители узнали много интересного и забытого из жизни. Ведь в наших современных ритмах жизни в сети Интернета, молодое поколение постепенно утратило смысл всего того, чего придерживались наши предки – об обычаях, которые соблюдали наши деды и бабушки в своей повседневной жизни, при кочевье или, скажем, традиции – дарить добычу после охоты. И что надо делать семье, которой подарили добытую добычу. А этой семье следовало ехать за этой добычей самим. Этот обычай назывался «Ниhу». Если добыча предназначена ребенку — тем самым охотник делится щедростью души и напутствует малыша на удачную охоту в будущем, во взрослой жизни. Первые навыки вести охоту дети получают, охотясь на куропаток, зайцев или ловле рыбы. Из принесенной добычи родители готовят различные блюда. Чтобы не вспугнуть добычу в будущем, ребенок, который ест эти блюда, должен оставить остатки пищи на тарелке, не слизывать их. Это, считалось, притягивает охотничью добычу.
Много интересного и полезного можно почерпнуть из книги «Дух Земли» П.А. Ламутского-Степанова, эвенского писателя и учителя учителей. В этой книге в очень доступной форме раскрыты многие жизненные моменты и аспекты из жизни кочевых эвенов, обычаи и фольклор оленеводов-кочевников. Зоя Афанасьевна дала совет молодым, чтобы вникли и почерпнули для себя много полезного и интересного из этой книги жизни.
Во второй части вечера зрители задавали вопросы, делились своими воспоминаниями, впечатлениями и интересной информацией из жизни. Диалог получился очень актуальным и животрепещущим. Ведь коснулись темы из жизни кочевья и охоты в ракурсе настоящего времени. Очень отрадно, что в диалоге приняли участие и молодые ребята, Алексеев Герман и Неустроев Александр, операторы модульной котельной. Их деды и отцы и сейчас кочуют со стадами оленей, придерживаясь традиций и обычаев своих предков – кочевых оленеводов. Также приняли участие в разговоре работники культуры – Надежда Петровна Захарова и Екатерина Иннокентьевна Костенкова, молодые учителя Евдокия Валерьевна Степанова и Шангыш Оол Долчана Караоловна. В свою очередь, она поделилась традициями, обычаями и преданиями своего тувинского народа. И, как оказалось, у нас много общего и схожего в вопросах бытия, культуры, языка и фольклора.
Как подчеркнула ведущая вечера Зоя Афанасьевна Степанова, жизнь наших предков – неиссякаемый кладезь культуры и жизни. Наша задача – донести ее до подрастающего поколения. Хотелось бы, чтобы такой опыт проведения мероприятий получил распространение в вопросах возрождения и дальнейшего развития национальной культуры разных народов, населяющих нашу необъятную Якутию.
Екатерина Костенкова,
методист ЭКСК «Гиаван» имени М.Н. Абрамова, Отличник культуры РС (Я)