Руководитель дирекции ТТП «Оленекская» Василий Егоров: Чтобы ТТП функционировали эффективно, недостаточно только одного решения о создании такой территории

Руководитель дирекции ТТП «Оленекская» Василий Егоров: Чтобы ТТП функционировали эффективно, недостаточно только одного решения о создании такой территории

Уважаемая Лена Степановна, коллеги!

Разрешите представить информацию по проблемным вопросам, которые возникают непосредственно на местах функционирования «Территорий традиционного природопользования».

1) Во-первых, стоит напомнить, что в 2022 году с 19 по 21 августа в с.Оленек состоялся первый Оленекский форум Территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.

По итогам проведенных обсуждений участниками Форума была принята Резолюция, в которой была выражена обеспокоенность тем, что:

— многие созданные ТТП существуют фактически формально;

— права коренных малочисленных народов на ведение традиционной деятельности на исконных землях с каждым годом сужаются;

— выделение новых участков общинам коренных народов для ведения традиционной деятельности вызывает большие трудности;

— местное население не имеет возможности влиять на решения выдачи лицензий на пользование недрами в границах ТТП;

— с каждым годом растет количество ограничений на ведение традиционных видов деятельности – охотпромысла, рыболовства, оленеводства – на ТТП.

Участниками Форума были приняты 30 предложений в адрес органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.

Разрешите остановиться на основных проблемах и предложениях по совершенствованию деятельности функционирования ТТП.

 

  1. Для того, чтобы ТТП функционировали эффективно, недостаточно только одного решения о создании такой территории. Необходимо постоянно осуществлять контроль, принимать нормативные документы и следить за ТТП.

Между тем, на сегодня в законодательстве по ТТП отсутствует четкое разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по данному вопросу.

Одним из пунктов Резолюции Форума была рекомендация о разработке типовых основных документов на уровне Правительства Республики:

— Дорожной карты взаимодействия промышленных компаний, коренных малочисленных народов и муниципальных образований на ТТП;

— Порядка взаимодействия органов исполнительной власти с хозяйствующими субъектами на ТТП, органами местного самоуправления и коренными малочисленными народами Севера;

— Правил поведения на ТТП.

Данные документы позволили бы четко регламентировать порядок взаимодействия, ведения деятельности на ТТП и иные возникающие вопросы.

Но в связи с пробелами в законодательстве данные нормативные правовые документы до сих пор не приняты. Администрацией Оленекского района ведется работа для утверждения таких документов на своем уровне, но все еще не получено согласование Прокуратуры, так как у органов местного самоуправления подобные полномочия отсутствуют, в том числе, в основном федеральном законе органов МСУ – Федеральном законе №131-ФЗ. Но по вопросам ТТП мы руководствуемся Федеральным законом №49-ФЗ, но в 131-ФЗ полномочия по ТТП отсутствуют полностью.

Мы предлагаем продолжить работу по утверждению таких документов на уровне Правительства либо на уровне курирующего Министерства – Министерства по развитию Арктики Республики.

Если бы они были приняты в виде рекомендуемых типовых документов на уровне Республики, это позволило бы всем органам местного самоуправления, на которых созданы ТТП, принять их в работу, руководствоваться ими и утвердить на своем уровне подобные нормативные правовые акты.

Также на уровне Правительства необходимо разработать четкий порядок проведения этнологического мониторинга, так как этномониторинг, на сегодняшний день, почти не проводится недропользователями по итогам этнологической экспертизы, хотя это их обязанность по заключению этнологической экспертизы

 

  1. В большинстве муниципальных районов на сегодня не определен муниципальный орган, который бы занимался функционированием ТТП.

В основном, это связано с отсутствием бюджетного финансирования, так как многие местные бюджеты не могут себе позволить содержание еще одного отдельного органа или специалистов. А выделение средств из бюджета Республики на эти цели является нецелевым, так как ТТП созданы на местном уровне.

Для решения этой проблемы Администрациям районов необходимо ежегодно обращаться в Минфин Республики для увеличения бюджета в целях финансирования содержания  ТТП  или органов управления ТТП.

 

  1. Необходимо обсудить также вопрос об осуществлении зонирования ТТП и регистрационного и кадастрового учета таких территорий.

Основная проблема для тех, кто планирует осуществлять зонирование ТТП или создавать новые ТТП – это то, что все принятые изменения сейчас будет невозможно зарегистрировать в Росреестре для отображения на публичной кадастровой карте.

Органы государственной регистрации отказывают в постановке на кадастровый учет ТТП, что в будущем может привести к таким последствия как то, что ТТП останутся особо охраняемыми территориями только лишь на бумаге, правовой режим ТТП не будет соблюдаться должным образом, гарантии и права, предоставленные федеральным законодательством, малочисленным народам будут нарушаться.

Необходимо рассмотреть вопрос включения в Перечень видов зон с особыми условиями использования территорий, установленных статьей 105 Земельного кодекса РФ, такого вида как зона территорий традиционного природопользования.