Любовь Христофорова: Цели Форума достигнуты

Любовь Христофорова: Цели Форума достигнуты

Завершился Второй форум традиционного природопользования КМНС РС(Я) «Балдыдяк» в Оленекском районе. Первый форум также проходил по инициативе Оленекского района и уже хорошо, что стало традицией проведение подобного форума на Оленекской земле.

Я считаю, что цели нашего Форума достигнуты. Самый главный вопрос, волнующий сейчас всех жителей района – это возможный заход алмазодобывающей компании на особо охраняемую природную территорию. В настоящее время по заказу компании проводятся мероприятия на проведение изыскательских работ, выездных экспедиций, с целью подготовки заключения об отсутствии либо наличии в границах особо охраняемой природной территории обстоятельств, препятствующих деятельности промышленной компании.

Мы постарались довести до населения, что это очень важный вопрос, и что многое зависит именно от активности самого населения – возможно ли начало деятельности промышленников на данной территории. Очень хорошо, что в работе Форума приняли участие Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и Институт биологии и криолитозоны СО РАН, который занимается непосредственно подготовкой отчета для алмазной компании. Надеемся, что успех будет на стороне жителей Оленекского района и они смогут отстоять исток своей главной реки Оленек, как в свое время отстояли Малую Куонамку.

Основная тема – это территории традиционного природопользования. Мы на данном Форуме сделали акцент на нормативно-правовые акты, которые должны регулировать деятельность территорий традиционного природопользования. Вообще мы столкнулись с тем, что прокуратура в разных районах истолковывает по-своему одни и те же документы, представляемые представителями коренных малочисленных народов Севера к ним на согласование. Если Оленекская прокуратура считает недопустимым принятие таких документов районным Сугланом, то, например, Олекминская прокуратура посчитала, что эти документы могут быть приняты решением местного Совета депутатов и регулировать деятельность на территории традиционного природопользования. Поэтому мы обратимся в прокуратуру республики за комментариями и разъяснениями, и хотим получить также заключение Государственного комитета юстиции по данному вопросу на соответствие нормативных актов, подготовленных ранее активом народов Севера для регулирования деятельности промышленных компаний на территориях традиционного природопользования существующему законодательству. В них прописаны простые и очевидные вещи, например, в Правилах поведения на территориях традиционного природопользования: нельзя представителям компаний охотиться, разводить собак – они приехали исполнять свою профессиональную деятельность в пределах той территории, которая им очерчена. Но как мы видим на примерах некоторых районов, разводят собак, подкармливают, затем эти собаки нападают на домашних оленей, а такие случаи были, кроме того, фиксируются случаи охоты. Чтоб предотвратить это и прописываются эти правила. И не понятно, что противозаконного усмотрел прокурор Оленекского района в этих прописных истинах поведения гостей на исконной земле коренных народов Севера. Причем есть опыт других регионов Российской Федерации, в которых подобные нормативные акты приняты решением регионального правительства.

Основной вопрос Форума, конечно же, это защита исконных земель коренных народов от воздействия промышленных компаний. Поэтому этот вопрос мы рассмотрели на одной из сессий, которая была самой многочисленной по числу участников. В работе приняли участие и промышленные компании, действующие на территории Оленекского района, и представители республиканских министерств, и общественники, и эксперты.

Участники форума единодушно выразили мнение, чтоб на федеральном уровне не вносились изменения в ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в части ликвидации или ущемлении каких-либо полномочий территорий традиционного природопользования местного значения. Не секрет, что есть проекты о внесении изменений в этот федеральный закон, предлагающие различные варианты вплоть до ликвидации всех существующих территорий традиционного природопользования и создания новых только с согласия, например, Правительства Российской Федерации. Мы с вами представляем, что такое получить согласование Правительства России: с 2009 года пишем за подписью и Президента республики, а теперь уже Главы республики о расширении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России (Распоряжение №631-р от 08.05.2009). В этом перечне не учтены многие населенные пункты нашей республики. И до сих пор этот вопрос остается игнорируемым федеральной властью. Представляете, как будет вестись согласование создания территории традиционного природопользования?

Кроме того, говорили о том, что размеры штрафов хозяйствующих субъектов, прописанные в Кодексе республики об административных правонарушениях за нарушение правового режима территорий традиционного природопользования и несоблюдение требования проведения этнологической экспертизы, составляют от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Это несоразмерный штраф. Мы предлагаем, чтоб Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) внесло изменения по увеличению размера штрафов по этим двум статьям (4.8 и 4.9 КоАП РС(Я)).

В части этнологической экспертизы. Для ее проведения компания представляет в Правительство республики Оценку воздействия на этнологическую среду, в которой, как правило, отсутствует информация об инфраструктуре – дороги, ЛЭП и др. А как показывает практика и это отмечали участники форума, именно объекты инфраструктуры наносят большой вред, как окружающей среде, так и животному миру, что сказывается на традиционном быте наших народов. Олени вынуждены менять миграционные маршруты, уходит зверь, перерываются водоемы. Мы предлагаем, чтоб Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) требовало с промышленных компаний включение объектов инфраструктуры в Оценку воздействия на этнологическую среду и постоянное проведение мониторинга деятельности компании на территории традиционного природопользования. Необходимо проводить мониторинг здоровья местного населения, проживающего в местах деятельности промышленной компании. Есть данные о медицинском обследовании населения Жилинды, там очень печальные цифры, имеются опасные тенденции ухудшения здоровья местного населения. Эти цифры озвучила глава района Лена Иванова.

Еще одним результатом нашей работы стало создание экспертного совета при главе Оленекского района. Таким образом, работа Форума будет продолжатся уже в рамках этого совета – мы сейчас должны приступить к разработке стандартов ответственности компаний, действующих на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера «Оленекская»; обратиться Роснедра, чтобы они вели контроль со стороны государства за деятельностью лицензиатов. Много говорилось на полях форума о рекультивационных работах.

Дирекция территории традиционного природопользования «Оленекская» должна взаимодействовать не только с промышленными компаниями, но и другими хозяйствующими субъектами, получать информацию о гостях территории, целях их визита. В целом, вопросов много и хочется, как сказала глава района Лена Иванова, чтобы форум «Балдыдяк» продолжал свою работу и рассматривал актуальные вопросы жизнедеятельности коренных народов.

Пользуясь случаем, хотелось поблагодарить руководство и жителей Оленекского эвенкийского национального района за гостеприимство, неравнодушие к своей земле, за успешную подготовку и проведение форума территорий традиционного природопользования; Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства, министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Якутии за то, что они приняли непосредственное участие в работе форума.