Ситуация вокруг общины «Куту» не поддается пониманию, или Почему МинАрктики пошло по легкому пути?

Ситуация вокруг общины «Куту» не поддается пониманию, или Почему МинАрктики пошло по легкому пути?

В рамках работы Форума в Оленьке провели семинар для родовых общин

4 марта после завершения работы Форума ТТП был проведен семинар для кочевых родовых общин по изменениям федерального законодательства. Семинар очень актуален, потому что внесены существенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000 N 104-ФЗ. Например, учредителями общин могут быть только представители КМНС, членами общин могут быть и не представители КМНС, но их количество не должно превышать одной трети.

Ранее об этих изменениях в нашей газете было экспертное мнение Любовь Христофоровой (читать тут).

Сегодня она поделилась информацией, что в отношении общины, которая много лет ведет деятельность, является одной из самых активных и действительно действующих общин, Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) подало в суд на возврат субсидии. Община получила субсидию, но меньше запрашиваемой в конкурсной заявке суммы. И получив меньшую сумму, она потратила не на те цели, что были в смете. Община отчиталась, но ведомство, отвечающее за устойчивое развитие коренных народов Севера, решило обратиться в суд и требует возврата средств. На мой взгляд, это совершенно вопиющий случай формального отношения к проблемам коренных народов Севера, нежелание вникать в обстоятельства и, в целом, является показателем отношения государства и представителя коренных народов Севера.

Всегда государством оказывалась и оказывается поддержка некоммерческих организаций, в том числе общин коренных малочисленных народов Севера. В прошлые годы, уполномоченным органом республики, отвечающим за устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, были разные ведомства: Департамент по делам народов и федеративным отношениям, Департамент по делам народов, Государственный комитет по национальной политике, Министерство по развитию гражданского общества. Всегда шла работа с общинами народов Севера, также выдавались субсидии. Конечно, и тогда были случаи, которые требовали некоторых усилий со стороны ответственных государственных служащих по получению отчетов общин об использовании выделенных средств, но всегда приходили к пониманию и не доводили до конфликта. Все мы знаем, что возможность досудебного регулирования всегда есть, было бы желание сторон. Всегда можно пойти навстречу и заключить допсоглашение, переделать смету. Если этой возможности нет, можно составить график возврата средств по возможностям общины. Но видимо у сотрудников министерства нет никакого желания вести эту «дополнительную» для них, обременительную по времени работу.

Все мы знаем, что надзорные органы разного уровня и направления довольно плотно работают по поимке наших охотников, рыбаков, не давая им проходу и подавая иски в суд на наших активистов. Но то, что родное для общин министерство подает в суд, никак не укладывается в голове. Ситуация эта неправильная.

Глава общины узнала о суде от третьих лиц! И эта община, которую это же министерство в своё время пыталось сделать резидентом Арктической зоны, с которой они составляли совместный проект. Это понять невозможно.

Мы надеемся, что это недоразумение будет решено в ближайшее время. За разъяснениями мы обратимся к руководству Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

Беседовал Андрей Исаков

Материалы по теме:

Экспертное мнение. Об изменениях в федеральном законе «Об общинах»

В Якутске состоялся семинар для общин КМНС