Александр Варламов: «мы должны быть хозяевами на своей земле»

Александр Варламов: «мы должны быть хозяевами на своей земле»

19 марта в г. Якутске начал свою работу VIII Суглан эвенков Якутии. Программа мероприятий очень насыщенная: здесь и консультации общинам, и встреча с представителями органов власти, и культурные мероприятия.

Участников и гостей Суглана ждет III Межрегиональный фестиваль эвенкийского эпоса «Нимнгакан тэкэнин бинидут» (Эпос в нашей жизни), посвященный 75-летию нимнгакалана Валентина Исакова.

Также в эти дни пройдут II Республиканский фестиваль кругового танца эвенков «Дэвэйдэ» и выставка декоративно-прикладного искусства «Эвэды онёвун».

Перед пленарным заседанием состоятся семинар для НКО и круглый стол для общин по традиционной хозяйственной деятельности. Не останется без внимания молодежь – пройдет Суглан молодежи эвенков Якутии.

22 марта состоится пленарное заседание съезда эвенков, где будут намечены планы на будущее, переизбраны органы управления Ассоциации и будет избран новый бэгин.

На Суглане соберутся 130 человек, это делегаты и участники из 10 улусов и города Якутска.

А у нас в гостях Бэгин эвенков Якутии Александр Варламов.

– В прошлом году самым лучшим мероприятием Ассоциации эвенков был признан День оленевода памяти Арсентия Прокопьевича Николаева в забайкальском селе Чара. Расскажите немного об идее проведения таких межрегиональных мероприятий.

– Действительно, День оленевода памяти уважаемого Арсентия Прокопьевича Николаева в с. Чара Забайкальского края – это чрезвычайно важное мероприятие в новой истории эвенкийского народа. Это не просто масштабный межрегиональный праздник, его значение гораздо глубже и является примером восстановления исторических традиций эвенков. Благодаря инициативе эвенков Тяньского эвенкийского национального наслега впервые спустя многие десятилетия эвенки разных родов и регионов, исторические объединенные кровной общностью, смогли встретиться и продемонстрировать главенство эвенкийского Рода. Основой нашего этнического общества всегда являлся род и объединение родов под главенством основного, исходного. Нам еще предстоит восстановить и вернуть эти бесценные социальные, исторические традиции, помогавшие выживать нашему народы тысячелетия. Мы благодарны эвенкам Тяни за очень важную общественную инициативу.

– Эвенки России проживают, как мы знаем, в двенадцати регионах. В десяти их них наделены региональным статусом коренного малочисленного народа. Как вы видите работу с сородичами, живущими в других регионах, в том числе и за рубежом? Есть ли идея, способная сплотить наш разделенный границами народ?

– Мы поддерживаем взаимосвязи с нашими сородичами из других регионов, но как, вы правильно заметили, территориальная отдаленность, конечно, мешает созданию тесной культурной и ментальной общности. Думаю, что процесс объединения эвенков России и зарубежья, в первую очередь, необходимо строить на основе общности культурных традиций и совместных инициатив, направленных на сохранение и развитие культурных традиций локальных групп и эвенков в целом. На состоявшемся в 2022 г. Суглане эвенков России мы могли убедиться, что мы – современные эвенки разных земель и родов способны к объединению в реализации самых крупных общественных инициатив. Не менее важной является задача усиления культурного обмена с нашими зарубежными сородичами, ведь многие из эвенков, живущих в России, Китае и Монголии являются представителями одних родов, т.е. кровными родственниками.

– Ассоциация эвенков Якутии — старейшая этническая общественная организация в России. Многие наши общественники, в том числе представители актива из районов, широко известны в сфере государственной политики в отношении коренных народов. Какие шаги предстоит сделать новому руководящему составу Ассоциации на ваш взгляд — как еще сильнее укрепить позиции нашей организации, ее членов на местах?

– Новому руководящему составу предстоит большая работа. Во-первых, необходимо продолжить построение системы конструктивного взаимодействия Ассоциации эвенков РС(Я) с эвенкийской общественностью и руководством национальных эвенкийских районов и наслегов, потому что мы смогли убедиться, что это приносит положительные результаты. Во-вторых, нужно увеличить число структурных подразделений Ассоциации, общественных организаций эвенков в наших районах и наслегах. Вся эта структура может быть построена на фоне большой общественной деятельности, которую можно сформулировать в виде тезиса «Повышение статуса эвенкийской культуры в этнической среде и за ее пределами», иными словами, создать такие общественные установки и объективные условия, в которых сородичи всех поколений с гордостью произносили «Эвэнки биhим! – Я – Эвенк!».

– За время вашего руководства Ассоциацией было выпущено много научной и публицистической литературы по истории и культуре эвенков. Какие дальнейшие планы в этой сфере? Как еще наука может помочь народам Севера в развитии языков и культуры?

– В своем вопросе Вы правильно заметили то, что общество без взаимодействия с наукой ожидает гораздо сложный путь. Все в природе поддается закономерности, именно это и изучает наука. Эти закономерности на практике позволяют решать любую задачу более просто и надежно. Если говорить о науке на службе эвенкийскому народу, то мы на своем опыте убедились, что взаимодействие науки и общественности очень эффективно. Мы тесно сотрудничаем с нашими специалистами прикладного творчества, творческими коллективами в работе по восстановлению культурных традиций. Приведем другой пример: в последние годы, благодаря росту самосознания молодые эвенки стали называть своих детей именами предков. Это замечательная тенденция, но для ее развития элементарно нужен материал и знания специфики антропонимических традиций нашего народа. Поделюсь, что в ближайшие два года мы издадим книгу, посвященную историческим именам эвенков, уверен, что когда современные эвенки смогут узнать уникальные имена своих великих предков, то у наших потомков будет свой антропонимикон в новой истории. Как видим, наука, кроме фундаментального значения, имеет прикладное и для науки прикладной в процессе развития эвенкийской культуры отводится важное значение: подготовка и издание учебной литературы, ознакомление с этнографическими традициями и мн. др., включая, экономическое развитие традиционных отраслей хозяйства, ведь законы рынка, экономики тоже основываются на закономерностях, описанных наукой.

– Вопрос тоже из этой сферы. Благодаря нашим ученым и активистам творческие коллективы значительно улучшили и усилили свой репертуар. Как наладить системную работу в этом направлении?

– Могу сказать, что у эвенкийских творческих коллективов заметен ощутимый рост профессионального уровня и главное – внимания к этнографическому соответствию традиций народа. Очередной задачей для развития творчества современных эвенков является восстановление и воплощение локальных традиций, а их, поверьте очень много. Каждый наслег способен представить свою собственную самобытную культурную специфику. К этому нам всем нужно стремиться, прежде всего, через системное стремление к знаниям.

– В какой стадии работа по включению в о Всемирный список нематериального культурного наследия человечества героического эпоса Нимнгакан и круговых танцев? Что еще предстоит сделать?

– В настоящее время работа по включению во Всемирный список нематериального наследия активно не проводится, причиной чего является нехватка кадрового потенциала общественников. Надеемся, что в перспективе нам удастся реализовать эту актуальную идею. Здесь не обойтись без поддержки органов власти нашей республики.

– Итак, вот Суглан состоится, новые руководящие органы будут избраны. Как вы видите дальнейшее развитие Ассоциации эвенков Якутии?

– Дальнейшее развитие Ассоциации видится, прежде всего, в обеспечении преемственности поколений – у нас прекрасная молодежь, но для того, чтобы она обеспечила развитие общественной деятельности, нужна системная работа, передача опыта. Во-вторых, как отмечалось ранее, многое зависит от способности плодотворного сотрудничества с эвенками в наслегах и районах, ведь главный потенциал, сила нашего народа не в городе, а в селе, тайге и тундре. Пока наши сородичи будут жить на своей земле, оставаясь ее полноправными хозяевами, наш народ будет развиваться.

Беседовал Андрей ИСАКОВ