“Тайна северных узоров – символическое воплощение народов”

“Тайна северных узоров – символическое воплощение народов”

Национальные орнаменты (узоры) всегда играли важную сакральную роль в культуре северных народов. Однако в наше время их часто путают, к тому же наблюдается синтез разных культур, потому сегодня важно изучать эту тему. Об этом говорили участники круглого стола в ДДН имени Кулаковского “Тайна северных узоров – символическое воплощение народов”.

В мероприятии приняли участие ученые и специалисты ИГИиПМНС, СВФУ, народные мастерицы, а также гости из Камчатки и другие.

Мария Беляева из Камчатского центра народного творчества отметила, что тема орнамента очень сложная и малоизученная. Потому, чтобы восстановить традиционные орнаменты надо обращаться к трудам Иохельсона, Тан-Богораза и других. Так, у аборигенов края, например, среди жителей Карагинского района треугольник символизирует горы и вулканы, а на севере Камчатки – это жилища. Ромб – это оленьи стада.

Во время экспедиций ученые спрашивают местное население, что означают те или иные узоры, но сделать это непросто, потому что население неоднородное, в одной семье порой живут представители разных народов. Женщины-мастерицы показывают в национальных одеждах “след” своего народа, к какому роду они принадежать. Очень важна и цветовая гамма. Со временем орнамент теряет свою семантику, так, у коряков в древности солнце означало луну, а кухлянка была небосводом, а потом со временем стало солнцем. Раньше не было бисера и одежду украшали из подшейного волоса оленя, затем использовали натуральные красители. В Тигильском районе кухлянки коряков приобрели смешанную форму из-за влияния эвенов: стали применять голубые и белые цвета. Из орнаментов присутствуют геометрические формы, кубики, ромбики и треугольники.

“Мы не изменим процессы цивилизации, но для музея надо придерживаться традиционного варианта, чтобы потомки знали, как было раньше и стало теперь”, — сказала Мария Евгеньевна, отвечая на вопрос о смешении цветовой гаммы в орнаментах.

Об орнаменте эвенов и эвенков рассказала Галина Варавина (ИГИиПМНС): “Для них характерна геометрическая вышивка, спирали, розетки и знаки солнца. Круг – универсальный символ многих народов, означающий бесконечное движение, связь с жизненной силой, а также выполняет функцию оберега. Пришивались на одежду и железные круглые диски, обозначающие солнце и играющие роль защиты от злых духов. Также у эвенов встречается орнамент в виде полос (путь, след). Треугольник означает гору, связь земного и небесного, а еще женское начало” – сказала она. Еще добавила, что детей с малых лет надо приучать к рукоделию. Также Галина Николаевна подчеркнула, что у каждого рода было тотемное животное или птица, изображенные на одежде, по ним можно узнать, откуда человек родом.

Саргылана Николаева из Института языков и культуры народов Севера СВФУ выступила на тему об орнаменте эвенков Олекминского района: “В одежде характерны черно-белые ромбики. Если смотреть на оленя сверху, то он смотрится как ромбик. Бабушка моя Матрена Андреевна кочевала и учила детей и внуков народным промыслам. Она говорила, что женщина шьет зимнюю одежду летом, и наоборот. Все это отражается в орнаменте: место пастбища, времена года и т.д. Сейчас эвенки Тяня много используют бисера, меняется и цветовая гамма. Надо мастерицам сохранять покрой одежды, кроме того, учитывать традиционные цвета. У эвенков лапа гагары распространена в орнаменте. Основной цвет должен быть в черно-белом цвете, а по кругу – темно-желтые и темно-оранжевые цвета. Не надо использовать слишком яркие цвета”.

Предыдущего докладчика дополнила ее коллега Саргылана Винокурова, рассказавшая об орнаментах эвенов. “Назначение орнамента – украшение  и показ рода, где живет мастерица и несет смысловую нагрузку, а также является оберегом. Орнамент эвенов не имеет территориальных отличий, как у эвенков. В цветовой гамме используются традиционно приглушенные “пастельные” цвета, означающие, например, белый – это чистота, снег, черный – олень, синий – небо, красный – жизнь”.

Кроме того она пояснила, что орнамент имеет четыре функции: оберегает, украшает, воспитывает и информирует.  Однако, в наше время узоры больше используются, как украшения, чем обереги.

Про орнамент долган информировала Пелагея Туприна, представляющая Анабар. Так, слушатели узнали несколько их названий, например: Ардай (расщелина) – это богатыри, застывшие в камне, Тумус – Вселенная, Һарбаннан – рога оленя (оберег). Толбон – черно-белые полосы (жизнь), Торопун – оверлок на санях, Кетер Ата5а – птичья лапка, Ирбии — пестрая тундра, Ырбыы – узкая полоска реки для рыбаков, Элдэн – северное сияние, Эриэн – чередование светлых и темных пятен в одежде и т.д.

Руководитель Совета старейшин Ассоциации КМНС Якутии Татьяна Сивцева подчеркнула, что мастерицам надо знать свои корни, стараться сохранять традиционную выкройку и обработку изделий. Она показала искусно и аккуратно сшитый кафтан руками ее бабушки, продемонстрировала сумочку из кожи лебединых лапок. Также она обратила внимание к натуральным красителям. “Дорогие мастерицы, ваши работы становятся качественными, ведь технологии меняются с каждым годом. Важно, чтобы теория и практика объединились, чтобы одежда была красивой и полезной, как в старые времена”, — заключила Татьяна Васильевна.

Справка: Орнамент (лат. ornamentum «украшение») – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Правда, специалисты говорят, что отличие орнамента от узора в том, что, если второй является свободной композицией стилизованных элементов, то орнамент – это их ритмическое чередование.

Галина САЧАРИ

Фото автора