Дни Якутии в Казахстане. «Салем, мой край с душой суровой…»
На фото: Первый конкурс жиганских красавиц. На заднем плане Танабай Кыздарбеков.
В апреле в Казахстане пройдут Дни Республики Саха(Якутия). В связи с этим большим событием хочу рассказать про знакомого казаха, жившего в заполярном Жиганске.
После окончания учебы в университете приехал на родину, где познакомился с ним, он работал методистом в районном Доме культуры. Его полное имя Танабай Бактыбай – улы Кыздарбеков, 1956 года рождения. Но все звали его просто Танабай, или Толя. Жена его местная — Мария Васильева, родом из эвенкийского села Кыстатыам. Также у Танабая был брат, работавший на стройке.
Вообще в советские времена в Жиганске жили и работали представители многих национальностей: русские, украинцы, белорусы, буряты, татары, евреи и другие. Конечно, основное население — это эвенки и якуты.
Любое культурное мероприятие не обходилось без участия Танабая Кыздарбекова. Так, он прекрасно играл на гитаре, участвовал в сценках, сочинял стихи на русском языке, многие из которых опубликованы на страницах райгазеты и в книгах местных авторов.
Особенно сблизился с Танабаем Кыздарбековым во время работы в районной газете в конце 80-х годов. Редакция тогда находилась в здании райкома КПСС, там же был райком ВЛКСМ. Первым секретарем райкомсомола был Василий Николаев, рекордсмен Якутии по национальным прыжкам.
Помню, как в 1989 году, а это было время конкурсов красоты по всей стране, комсомольский актив решился на подобное мероприятие в Жиганске. Самое активное участие в разработке сценария, проведения репетиций и праздника принимал Кыздарбеков. От коллектива редакции одним из организаторов был автор этих строк. Главным у нас был Василий Николаев. Дело было совершенно новое и неординарное в условиях заполярного края. За основу действия брали то, что показывали в центральном ТВ.
Итак, сначала дали объявление о наборе участниц, провели кастинг среди местных девушек. Всего было задействовано пять красавиц, решивших побороться за звание «Жиганская красавица». Определили, что они должны представить визитную карточку (рассказать о себе и т.д.), показать музыкальный номер, продемонстрировать интеллект (ответы на вопросы), затем свои кулинарные способности, наконец, выход в вечерних нарядах. Наверное, еще кое-что упустил. Но от показа дефиле в купальниках и речи быть не могло. Нашли спонсоров, предоставивших призы, заказали мастеру корону для победительницы. Привлекли местных мелодистов для музыкального сопровождения. Репетиции проходили в клубе под руководством Танабая Бактыбая.
Он же и был ведущим необычного вечера: в темном костюме с белой рубашкой, и с черной бабочкой. С заданием он справился блестяще. Словом, первый конкурс, по мнению зрителей, заполнивших зал, оказался удачным. Сейчас уже по истечении времени не помню имена участниц, но титул первой красавицы получила старшеклассница Жиганской школы, впрочем, никто из девушек не остался без приза.
Через год или два в Жиганске под началом отдела культуры райадминистрации прошло зрелищное мероприятие с участием более десяти девушек, с хорошими подарками и т. д, но это уже совсем другая история. Главное, что Танабай Бактыбай и его соратники были первыми, проложившими путь к празднику красоты и молодости…
Танабай Кыздарбеков был жизнерадостным человеком, хорошим семьянином, с ним было легко и просто общаться, всегда приходил на помощь, если это было нужно. Да и сам он был привлекательным молодым мужчиной: ростом выше среднего, смуглый, худощавый, с густыми черными волосами, закрывавшими уши, одетый по тем временам, можно сказать, модно, словом, настоящий человек искусства.
После Жиганска он работал директором центра досуга села Кыстатыам (родина супруги). К сожалению, он рано ушел из жизни…
Уроженец Казахстана очень любил Якутию, особенно, ставший для него второй родиной Жиганск. Потому хочу завершить короткое воспоминание о Кыздарбекове его стихотворением, посвященным поселку. Действительно, он внес большой вклад в культурную и духовную жизнь Жиганского национального эвенкийского района.
Жиганск
Салем, мой край с душой суровой
На Лены берегу крутом!
Жиганск – неласковое слово,
Но для меня все ласки – в нем.
Сойду лишь с трапа самолета,
Огни на дальнем берегу
Горят, как будто ждут с заботой
Меня брусникой на снегу,
Как сердце, скучающий без ласк,
Ждет маму, так и я душою
Стремлюсь к тебе всегда, Жиганск.
«Так, здравствуй, — повторю я снова –
Здесь жизнь моя и здесь мой дом».
Жиганск – неласковое слово,
Но для меня
Все ласки в нем.
Валентин ХОТУ